Найти тему

Если бы М. Ю. Лермонтов беседовал с психотерапевтом...

 Продолжаю цикл своих психотерапевтических этюдов об отечественных поэтах и писателях... Это целое погружение, моя фантазия о том, если бы великие пришли на сеанс психотерапии, вдохновленная фактами их жизни и творчеством, попытка понять их внутренний конфликт. Прошлая психотерапевтическая зарисовка была про Владимира Маяковского. 

Сегодня, в День рождения Михаила Лермонтова этот этюд посвящается ему. 

У доктора Задушевного выдался отпуск, который он решил провести на Кавказе. Кавказские горы давно манили его своей величественной мощью, необъятностью, красотой и свежим горным воздухом. Выбор пал на Дагестан. Он прилетел в аэропорт Махачкалы, где его встретил старый друг Муслим - смуглолицый, с длинной бородой, в белоснежной футболке и тёмных брюках. Он по своему обыкновению был подтянут как настоящий горец и опрятен. На УАЗике (такие модели распространены в здешних горных регионах) Задушевный с другом поехали в живописное село Зубутли - там у него он арендовал небольшое шале с видом на бирюзовую реку Сулак. С трепетом доктор смотрел в окно внедорожника на обрыв, пока они проезжали по серпантину одноимённого каньона. В низине хорошо была видна река, опоясывающая горные массивы как гигантская зелёная анаконда. 

Доктор прибыл в шале, где его уже ожидал обед на террасе: аварский хинкал (хинкал - это ромбики из теста, которые нужно макать в чесночный соус и есть, следом макать в соус и есть отварное мясо, запивая бульоном из баранины), плов, чуду с мясом, фисташковая пахлава, фрукты и вино.

- Муслим, я польщён твоим гостеприимством! Как давно мне хотелось отведать дагестанских блюд! Буду очень рад, если составишь мне компанию. - с восторгом сказал Задушевный, жестом приглашая его сесть за стол. 

- С удовольствием, друг! Отведаем хинкал, выпьем вина. Оно сделано из винограда, выросшего на моём винограднике. 

- Ты купил виноградник? 

- Да, два гектара пока только. Планирую больше. 

Друзья отведали вкусных восточных блюд, выпили вина, обсудили последние новости. Потом Муслим ушёл. Доктор ещё некоторое время сидел, потягивая красное вино и наблюдая парение орла в небе, пока не задремал. Дремоту прервал шум мотора проплывающего катера. Задушевный решил переодеться, искупнуться в реке и лечь пораньше спать. На юге темнело рано. Ночью глазам открывалась чёрная бездна вселенной с россыпью ярких созвездий и даже можно было увидеть падающую звезду. В сравнении с этим, человек казался мизерной песчинкой и все заботы уходили на задний план. 

Муслим вызвался составить другу компанию во время прогулки на катере. Мотор завёлся и катер рванул вперёд как самый лихой конь, носом разрезая бирюзовую гладь реки. По обеим сторонам возвышались отвесные скалы, покрытые мхами, с которых падали струи горных ручьёв. Зрелище было потрясающее. 

На следующий день Задушевный отправился на экскурсию в пещеры Нохъо, чтобы пройтись по подвесному мосту над каньоном и пообедать в главном форелевом хозяйстве. Ближе к вечеру уставший, но довольный доктор возвращался в Зубутли с водителем Муслима по имени Шамиль. Вдруг на дорогу выбежала темноволосая девушка, посылая руками сигнал остановить машину. Вид у неё был крайне взволнованный. Водитель затормозил и через окно спросил у девушки, что ей нужно. 

- Помогите, прошу вас! Мой друг грозит прыгнуть с обрыва в каньон. Его нужно остановить!

У Задушевного сработал профессиональный рефлекс, он вышел из машины и подойдя к девушке, твёрдо сказал: - Посидите пока в машине, я попробую что-нибудь сделать. Где сейчас ваш друг? 

- Вон там! - крикнула она, указав пальцем в сторону обрыва, огороженного рабицей.

Задушевный посмотрел туда, куда она указала и увидел вдалеке на краю обрыва молодого человека не старше 25-и лет. Казалось, он просто любовался панорамой. Однако, заметив приближающиеся фигуры, парень крикнул:

- Не подходите ко мне, я сразу же брошусь вниз! 

- Я не буду подходить слишком близко, - спокойным голосом заверил Задушевный. - Позвольте мне подойти хотя бы чуть ближе, чтобы я мог слышать вас. Я психотераревт, и мне интересно узнать вашу историю о том, почему вы решили проститься с жизнью. 

- Хорошо, подойдите чуть ближе. 

Доктор сделал ещё несколько осторожных шагов в его сторону, внутри него всё сжималось от ужасных представлений: более сильное дуновение ветра, гравий покатится под ногами... и всё - этот человек улетит в низину, разбившись насмерть. Он получше разглядел парня: невысокого роста, плотного телосложения, одет в походные штаны и футболку оливкового цвета; его слегка вьющиеся тёмно-русые волосы были зачесаны на макушку, хотя одна прядь от ветра упала на высокий лоб; в больших карих глазах читались одновременно эмоции страха и непонятного торжества. Это взгляд напоминал одержимый взгляд игрока, который всё поставил на рулетку и ждал, что же выпадет на его долю - или пан или пропал, в общем.

- Как вас зовут? - спросил Задушевный. 

- Михаил, - угрюмо отвечал суицидент.

- Михаил, почему вы решили свести счёты с жизнью? 

- Я не могу больше выносить отвержения той, которую люблю. Она объявила мне сегодня, что выходит замуж, а я объявил, что если она не будет моей, я брошусь вниз с этого обрыва. 

- Я правильно понимаю, это та девушка, которая попросила нас о помощи? 

- Да, это она, Катя. 

- Если она согласится стать вашей, что тогда? Принесёт ли вам радость присутствие рядом человека, который не может ответить вам взаимностью. Как долго вы сможете удерживать её возле себя? 

- Я сделаю так, что она меня полюбит. А если нет, то и нет смысла выносить эту муку. Лучше сразу прыгнуть вниз. 

- И что тогда? Не факт, что вы сразу же умрёте. В случае падения совершенно невозможно предусмотреть огромное количество факторов, таких как траектория падения, направление и сила ветра, препятствия на пути, ну и, конечно, массу других аспектов. Может статься, что вы просто останетесь плохо соображающим инвалидом, ходящим под себя. 

- Тогда я буду ей пожизненным страшным укором. Пусть смотрит на моё изуродованное тело и вспоминает, как отвергла меня, смеялась надо мной, как накормила пирожками с опилками на глазах у всех, а я со стыдом убежал тогда под гогот её друзей и подруг. 

- Если Катя таким образом с вами поступала, неужели вы и правда думаете, что всю жизнь её будут мучить угрызения совести? Суицид - это ваш выбор. Она не имеет к нему отношения. Поэтому самоубийством вы её вряд ли проучите. Возможно даже ей будет льстить ваш отчаянный поступок. Но не более того. Что вы действительно можете - направить всю энергию своей любви на другую девушку, чтобы Катя поняла, кого потеряла. 

Знаете, Михаил, внутри каждого травмированного человека живут два Я - "травмированное Я" и "Я - надеющееся". И сейчас ваше травмированное Я хочет броситься вниз, но надеющееся Я этого не хочет, иначе вы уже бросились бы. Я обращаюсь к вашей надеющееся части: на что она надеется? 

- Она ещё пока надеется встретить ту, которая полюбит меня таким, каков я есть. Она устала быть гонимой, подвергаемой стыду. А моя травмированная часть говорит, что "любовь не красит жизнь мою. Она как чумное пятно на сердце, жжет, хотя темно". Что всё равно, "разлуки час и час страданья придут — зачем их отклонять!". А ведь мне ещё гадалка нагадала, что умру не своей смертью. В детстве я был болезненным и боялся умереть как моя мать от какой-нибудь заразы. И сейчас этот страх смерти, похоже, вылился в поиск смерти. 

- Психика многих внушаемых людей такова, что они излишне фиксируются на том, что внушили себе и создаётся эффект самореализующегося пророчества. Если человек сам себе внушил, что никогда не встретит свою любовь, он всеми своими действиями будет искать подтверждения этой мысли, а на самом деле, мыслительной ошибке.

- Вы не верите в предопределенность? 

- Я чётко знаю то, что вы ответственны за свой выбор - прыгать вам вниз или нет, а вот выживите вы или нет - это уж как судьба решит. Корабль плывёт по компасу, который указывает ему верное направление, но он не застрахован от штормов и прочих непредвиденных обстоятельств. А если капитан корабля ещё и не ориентировался бы по компасу, то корабль мог потерпеть крушение гораздо раньше. Если командир воздушного судна перестанет управлять самолётом, каковы шансы, что самолёт не разобъется? Есть влияние случайного, безусловно, как есть и наш вклад в то, как мы живём, к чему идём. 

- Меня всегда занимал этот вопрос: предопределены ли наши поступки? Если всё предопределено, зачем тогда стремиться к чему-то? Странное предчувствие посещало меня не раз. Мне довелось участвовать в боях на полях сражений. Данная способность появилась у меня в связи с этими околосмертными переживаниями, я полагаю. Я мог предсказать, умрёт человек в ближайшее время или нет. Часто на лице того, кто должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться.

- Да, наш мозг ещё недостаточно полно изучен. Возможно, он умеет заглядывать немного дальше настоящего или же это голос вашей интуиции, когда на основе прошлого опыта человек за секунды может спрогнозировать то, что случится. 

- Может спрогнозировать, да. Но почему на самом человеке отражается эта печать смерти? Почему он делает выборы, которые ведут его к неотвратимому? Вот, например, я сел как-то в авто и увидел, что водитель заторможен, явно долго не спал, но я проигнорировал свою интуицию и сел в эту машину. В результате мы попали в ДТП. Всё обошлось, к счастью. 

- Много неизвестности в этом. Я тоже не в силах постичь, отчего так происходит. А в чём для вас смысл думать о предопределенности? Что это вам даёт? 

- Хороший вопрос, доктор! Если бы я знал, что всё предопределено, мне проще было бы принять себя и свою жизнь. Я бы говорил себе: тебя таким задумал Господь. Мы же не ищем изъянов в волке? Не обвиняем его за то, что, что он грызёт овец. Такова его сущность. 

- Может потому нам это знание и не дано, чтобы мы не списывали всё на Бога и не превращались в волков? 

Парень наконец отошёл от края, немного прихрамывая, и сел на траву. Задушевный сел рядом, накинув ему на плечи свою ветровку.

- Я так хотел бы, чтобы на вашем месте была моя мать! - произнёс Михаил, усмехнувшись, но глаза его при этом оставались грустны. - Но мать умерла, когда мне не было и трёх лет. Я её помню только по фотографии. После смерти матери, бабушка забрала меня у отца, пригрозив ему, что оставит меня без наследства, если он попытается отстоять своё право на отцовство. Помню, как много раз выбегал со двора бабушкиного дома на дорогу в надежде увидеть отца, шагающего навстречу с распростертыми для объятий руками, но он не приходил. Я рано почувствовал себя осиротевшим. 

- А ваша бабушка ещё жива?

- Жива. Живёт в Пензенской области. 

- Она любит вас? 

- Возможно, она чувствовала вину передо мной за то, что лишила отца. К тому же, я был болезненным ребёнком, она переживала, что я рано умру и старалась выполнить любую мою прихоть. Довольно скоро я пресытился доступностью. На протяжении всей жизни меня стабильно сопровождают два состояния - скорбь и скука. Я как будто уже состарился и всё лучшее, что могло со мной произойти, уже произошло.

- Вам нужно отгоревать то обстоятельство, что вы росли без родителей, научиться смотреть на мир не сквозь призму траурной печали, не с предубеждением, а с интересом и полным погружением в настоящий момент. Жить не со скорбью о прошлом и страхом за будущее, а настоящим. 

- Вы дело говорите. Мне отзывается ваша философия, доктор. 

- Михаил, пообещайте мне, что больше не будете предпринимать попыток уйти из жизни. И вот, возьмите мой номер телефона. Если почувствуете необходимость поговорить, звоните. 

- Обещаю. Чувствую себя сейчас так глупо! - сконфузившись ответил парень, аккуратно сунув визитку доктора в карман своих штанов. Впервые на его бледных щеках появился лёгкий румянец. 

- Всё в порядке, - заверил Задушевный, похлопав его по спине. - Пойдёмте к машине. Довезем вас до дома. 

Психотерапевт шёл к авто, с одной стороны, глубоко уставший, ощущая внутри нервный мандраж, а с другой, с полным удовлетворением от проделанной работы. Мышцы его ног ныли от напряжения. 

У машины Шамиль осуждающе крикнул парню: - Суицид - это грех! Как смеешь ты противиться своей судьбе? 

Когда Михаил сел на заднее сидение к Кате, доктор увидел, как она дала ему пощёчину, и усмехнулся про себя. 

Пару высадили напротив кирпичного коттеджа в ближнем посёлке.

Уже стемнело и ехать в темноте по серпантину в Зубутли было небезопасно. Задушевный решил переночевать в этом же посёлке, подумав, что будет прекрасно встречать рассвет на вершине каньона. 

Прошло два дня после инцидента. Задушевный прогуливался по Карадахской теснине, когда раздался звонок телефона. В трубке он услышал голос Михаила. 

- Я звоню поблагодарить вас, доктор, за то, что вы проявили участие в моей судьбе. 

- Я не мог по-другому. И я очень рад, что судьба так сложилась. Как ваши дела, Михаил? 

- Пока нормально, но еще есть время, чтобы все пошло наперекосяк. Да не, это шутка, - с печальной иронией ответил парень. Подумал, вам будет интересно узнать, что произошло дальше. 

- Да, мне интересно. Расскажите. 

- Я хочу попросить у вас прощения, доктор, потому как два дня назад у меня не было серьёзных намерений совершить суицид. Просто вы ехали мимо и всё случилось так, как случилось. Я лишь хотел повлиять на Катю. Я делал так раньше: говорил девушке, что хочу покончить с собой из-за безответной любви к ней, и она сдавалась, думая, наверное о том, кто ещё будет любить её настолько сильно. А план с Катей я вынашивал давно. Сколько раз представлял себе, как влюбляю её в себя и бросаю! Мне очень хотелось отомстить ей за свои прошлые унижения. И в ту ночь мы переспали. На утро она призналась мне в любви, позвонила своему жениху и сообщила что им нужно расстаться. Ну а дальше я устроил красивый вечер в ресторане, вручил шикарный букет цветов, сказав, что это на прощание и что на самом деле больше не люблю и не хочу быть с ней. Извинился за свою шутку с суицидом. 

Когда я уходил из ресторана, она горько плакала за столиком. Если честно, стало как-то гаденько на душе. 

- Я поражён. Неужели и правда у вас больше не осталось к ней чувств? 

- Позвольте на это ответить стихами. Они лучше передадут моё нынешнее состояние. Этот стих я посвятил Кате как прощальное признание: 

"Я не люблю тебя; страстей

И мук умчался прежний сон;

Но образ твой в душе моей

Всё жив, хотя бессилен он;

Другим предавшися мечтам,

Я всё забыть его не мог;

Так храм оставленный - всё храм,

Кумир поверженный - всё бог!". 

Она мне не безразлична, признаюсь. Но если на одну чашу весов положить её любовь и наши стабильные взаимоотношения, а на другую игру, то игра кажется мне куда веселее. Я говорил вам на каньоне, что скука - частый мой спутник, а потому всё время ищу страстей. Если нет страстей, я создам их искусственно. Что может быть печальнее итога "они жили долго и счастливо и умерли в один день"? 

"И беден, жалок будешь ты,

Глядящий с кресел иль подушки

На безобразные черты

Твоей докучливой старушки". 

Вот что за зверь сидит внутри меня? Ответьте как профессионал. 

- Скука, Михаил, это защитная реакция. Нередко она сопровождает людей с депрессией и нарциссизмом. Думается мне, вы страшитесь любви, поэтому обесцениваете все то, что любите. Вы так боитесь потерять счастье, что намеренно делаете себя несчастным. 

- А заслуживаю ли я вообще счастья, доктор? Быть может, я плох и должен быть наказан? 

- Человек от рождения не может быть плох. Он может лишь совершать поступки, которые отдаляют его от возможности быть счастливым и приносить благо другим. Разве кому-то есть благо оттого, что вы делаете себя несчастным? Подумайте об этом на досуге. 

- Это важная мысль, безусловно! Имея с вами пусть даже непродолжительный диалог, я замечаю, как что-то во мне начинает меняться. И, с одной стороны, у меня появляется надежда, а с другой, становится страшно, ведь я столько лет строил жизнь по одной схеме! Завтра я должен отбыть в воинскую часть. Буду вспоминать нашу встречу и то, что вы мне сказали. Удастся ли еще встретиться, — Бог знает!.. 

Михаил отсоединился. Доктор Задушевный почувствовал в его словах какую-то предопределеность, может ту самую печать смерти, но быстро отогнал от себя эти мысли.