В 1941 году Нестеров предложил своему другу – архитектору Щусеву написать его портрет. Так совпало, что утром 22 июня 1941 года «бодрый и решительный» Нестеров пришёл в дом Щусева, чтобы начать работать над обещанным портретом.
Много времени занял поиск удачного освещения, осложнённый цветным рефлексом от розового дома напротив. И вот Нестеров завершает набросок углём, и по радио объявляют ошеломляющую новость о германском вторжении.
Несмотря на тревожную обстановку и бомбежку, Нестеров ежедневно приходил к Щусевым на три-четыре часа; исключением стали лишь несколько дней. Со слов Щусева, «держался М. В. спокойно и стойко, как философ и герой … работал с охотой и страстью», но быстро ослабевал и к концу сеанса шатался.
Так была написана последняя крупная работа Михаила Нестерова в жанре портрета и один из последних портретов Щусева. Кстати, в послевоенные годы Щусев много работал над проектами разрушенных городов: Истры, Новгорода, своего родного Кишинева.
О том, как Москва жила в первые годы войны можно прочитать на портале проекта «Москва под бомбами 1941-1943» (https://moscow.gmom.ru/ ), который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.