Правда, ещё вопрос: государство ли этого не хочет, или отдельные его функционеры и должностные лица, а также или/и некоторые депутаты? Неплохо зная историю России и вообще Руси, смею утверждать, что пока глава (князь, царь, правитель) не стукнет кулаком по столу, дело с места не сдвинется.
Но вначале о надеждах и перспективах — история вопроса
Маленькие и сверхмаленькие автомобили ВСЕГДА и во всем мире пользовались спросом. Одним из первых послевоенных автомобилей BMW была, например, BMW Isetta, крайне удачная модель, цитата: «…спасшая в 50-е годы эту компанию от банкротства».
Выпускался автомобиль с 1955-го по 1962 год, водитель и пассажир попадали в салон через единственную дверь, которая открывалась… спереди и вперед. При этом рулевая колонка (вместе с баранкой, разумеется) перемещались одновременно с дверью.
Автомобиль был рассчитан на двоих, имел компактную и довольно слабенькую силовую установку — всего 9,5 л.с., которую впоследствии увеличили «аж до» 12 лошадей. За 7 лет производства было выпущено более 160 тысяч штук — 161 360 машинок, если быть точным.
Свои маленькие автомобильчики были и у Фольксваген, Мерседес, и других заводов.
Британия. Peel.
Семейство Peel и им подобные автомобильчики производятся в Великобритании уже многие десятилетия и, к слову, — по сей день. От так называемых ретро-футуристических вариаций Peel-50 и Trident до вполне современных G-Wiz, который также известен как REVAi.
Peel Trident
Автомобильчик со стеклянным куполом вместо кабины был спроектирован еще в 60-х годах в компании Peel Engineering, расположенной на британском острове Man, что в Ирландском море. А с 2011 года Трайден изготавливают и в самой Англии. Два сиденья, вход как в немецкую Изетту — но не спереди, а под откинутый вперед не дверь, а весь передок кузова.
Peel P50
Трехколесный автомобильчик Peel P50, помимо своей собственной уникальности, знаменит на весь мир благодаря еще и двум (также большим) мировым знаменитостям.
Первая знаменитость — это британский комик-актер Роуэн Аткинсон, главный герой сериала «Мистер Бин (Mr. Bean)», которому этот синенький P50 был едва ли не полноценным партнером по сериалу.
Вторая знаменитость знакома многим автомобилистам — это один из ведущих программы Top Gear Джереми Кларксон (Jeremy Clarkson). Журналист ростом под 2 метра на съемках тест-драйва этого авто таскал его за собой по студийным коридорам и даже ездил с ним… в лифте.
И это не шутка, я сам лично видел этот выпуск.
Оба вышеназванных автомобиля, Trident и P50, до сих пор стоят в производстве, и покупатель может заказать себе либо готовую машину, либо кит-набор — для ее сборки самостоятельно дома. Сегодня комплектуется 1,0-цилиндровым двигателем Honda или электрическим мотором. Малыш P50, в частности, весит всего около 80 килограммов и его можно вкатить в гараж (или в подъезд) словно тележку, взявшись за специальную ручку над задним колесом.
Остальная Европа и мир
Сити-кары (City-Toys) изготавливаются/продаются и во Франции, и в Италии, и (естественно) в Японии, и, разумеется, в Поднебесной. Когда я впервые попал за границей на солидный международный автосалон, это был Париж-2004, подобным автомобильчикам был отведен едва ли не отдельный павильон.
На снимке выше — итальянская Autobianchi Bianchina, спроектированная на базе тогдашнего поколения Fiat 500 и выпускавшаяся в кузовах — седан, универсал, родстер и даже… кабриолет.
Мы с коллегами-земляками лишь поулыбались этим миниатюрным автомобильным созданиям…
А улыбались мы потому, что цена такого микро-авто колебалась в пределах 10-12 тысяч евро. И мы понимающе кивнули друг другу, мол, да, для рядового европейца это цена двух месячных зарплат, а у нас в то время за эти же деньги продавались «полноценные Жигули» с прочими другими Ладами и «начинавшимися» тогда б/у иномарками, на которые копить нужно было годами.
Индия
Многие из этих малышей - электрички. Например, G-Wiz, известный также еще и как REVAi, также пользовался большим спросом в той же Британии, и особенно в тесном Лондоне. Однако в связи со всевозрастающими экологическими требованиями, а также с ростом рынка «зеленых» авто, этому индийскому малышу пришлось потесниться, уступив место (и первенство на Британских островах) электрической землячке Mahindra e2o.
Электричку G-Wiz, как и Mahindra e2o на снимке ниже, можно было бы считать уже совсем «полноценными автомобилями», если бы не одно «но» — водителю ростом выше 170 см туда лучше не садиться. Да и для второго пассажира места впритык, разве что для ребенка или большого рюкзака.
Китай
Поднебесная — закономерно — впереди планеты всей; тут марок, моделей и производителей великое множество — не на одну статью, но я упомяну лишь одного производителя и лишь один его мини-мини-карчик.
Hong Guang Mini EV
СП из Поднебесной с длинным названием SAIC-GM-Wuling Automobile представило это компактное авто еще в 2020-м году. Оно не превышает 3-х метров в длину, но ширина вполне «автомобильная» — полтора метра. При этих скромных размерах оно «умеет» перевозить 4-х (четырех) взрослых пассажиров или двух на передних сидениях, плюс в разложенном багажнике — почти 750 литров груза!
Кузовов, правда «всего» два — универсал и кабриолет, а второе неудобство — это однозначная электричка, которые на российских просторах не сильно популярны. Зато других миниатюрных автомобильчиков в Китае с традиционными ДВС, повторюсь, пруд пруди, я сам видел, поэтому выбрать есть из чего.
Теперь о печальном
Российским высоким должностным лицам, различным функционерам от автомобильной общественности, а также депутатам и специалистам — и сами автомобилисты, и журналисты не единожды задавали этот вопрос: а мы?
Одним из авторов подобной инициативы выступил, например, недавно, ни много, ни мало, а целый Председатель партии «Справедливая Россия — За правду» господин Сергей Миронов. В числе необходимых и достаточных характеристик «народного автомобиля» он назвал: традиционный ДВС объёмом до 1,5 литра, мощностью 100-120 л. с., механическую КПП, а также желательны были бы — «достаточный» клиренс, антиблокировочная система (ABS), система курсовой устойчивости (ESP), две подушки безопасности, кондиционер (как минимум) и, разумеется, блок «ЭРА-ГЛОНАСС». И самое главное — ценой в пределах 500 тыс рублей. Также в качестве примечания помечу, что почти всем этим критериям отвечала Lada Priora, снятая с производства в 2018 году.
Одно время муссировались слухи о том, что даже «АвтоВАЗ» готов был взяться и возродить достославную «Оку». Предлагались и другие варианты, как например,
малолитражка (или электромобиль) Кама-1. Однако все эти возы «и ныне там».
В частности, в минувшем мае официальный представитель «АвтоВАЗа» Сергей Ильинский на вопрос «Газеты.Ru» ответил коротко: «Мы не комментируем подобные заявления».
Другие многие технические спецы периодически отзываются более пространно, что, мол:
- у нас нет собственной платформы;
- что, мол, со времен СССР мы растеряли способности конструировать малокубатурные моторы;
- что нужно придумывать и конструировать простенькую, но надежную КПП;
- что всему этому «хозяйству» необходимо провести соответствующие сертификационные испытания и обязательно оформить ОТТС (Одобрение типа транспортного средства);
- прокалькулировать и провести проектные работы по строительству производственных площадок и так далее, и так далее, и так далее, —
— вот тогда (возможно, и только лишь через несколько лет) потенциально могла бы появиться в нашей стране такая вот «народная автомашина».
То есть, если вернуться к самым первым абзацам этой статьи, то думается мне следующее. Если бы в самых высоких кабинетах кто-то осмелился бы поднять этот вопрос (или уже осмеливался, но без результата, но попытался бы вновь), и если бы глава государства дал на это добро то, тут же такой проект с энтузиазмом реализовали бы, силами инженеров и дизайнеров нашей страны.
Сергей Жебаленко,
автомобильный инженер, журналист, специально для сервиса autockidka.ru
Если вам нужна партия автомобилей с НДС, автомобили в лизинг или же автомобиль по самой выгодной цене звоните нам по телефону: +7 (499) 877 49 08, ежедневно с 8:00 до 19:00 (мск), скажите что вы нашли нас в Дзен и получите персональную скидку нашего подписчика!
Подробнее с нашими ценами и автомобилями можно познакомиться на сайте АвтоСкидка.
Также к вашим услугам — парк эвакуаторов. Мы возим автомобили по всей стране на эвакуаторах и автовозах. Каждый эвакуатор перевозит четыре автомобиля!