Вступление
Так уж выходит (и думаю это не случайность), что при вопросе, о самой крупной техногенной катастрофе в мире, большинство людей вспоминают о Чернобыле. Во многом это обусловлено значительной популяризацией событий Чернобыльской катастрофы в кино и прочих масс-медиа. Если верить Википедии, то про Чернобыль было снято, по меньшей мере, 37 художественных и документальных фильмов, создано 5 игр, и проведено множество различных фотовыставок и создано фотоальбомов. В то время как о катастрофе в Бхопале, которая произошла на 2 года раньше, снято лишь 4 фильма за всё время и те не просто найти.
Если честно, я даже не уверен, что многие вообще хотя бы слышали о ней. И не сказать, что эту информацию усиленно скрывают, всё есть в открытых источниках. Но в целом, достаточно перенести с неё внимание, например, на Чернобыль, и тогда она просто пройдёт мимо внимания большинства. В то время как Бхопальская катастрофа считается самой крупной по числу жертв техногенной катастрофой в мире. Давайте разбираться, что же там произошло.
К рассказу необходимо сделать ремарку. Мелкие детали катастрофы в разных источниках описываются немного по-разному. Какие-то основаны на опросах очевидцев, какие-то на результатах расследования, так что могут быть мелкие неточности, но основная канва событий передана достоверно.
Так же я сознательно отказался от размещения большей части фотографий жертв катастрофы, так как это зрелище не для слабонервных, но при желании вы можете найти их в открытом доступе.
Предыстория событий
С семидесятых годов прошлого века индийское правительство проводило политику по привлечению в страну иностранных инвестиций. В то же время, крупные корпорации в США искали возможность снижения издержек для своего бизнеса и соответственно размещения производства в странах с дешевой рабочей силой. Одной из таких компаний стала Union Carbide (UC). В результате участия в программе по привлечению инвестиций UC построила в Индии в городе Бхопал завод по производству сельскохозяйственных пестицидов. Производство работало под началом дочерней компании Union Carbide India Limited. Кроме того, для нужд производства было освоено более сложное производство необходимых химикатов, которые прежде планировалось импортировать. Среди них был и метилизоцианат, коротко МИЦ. Опуская химические подробности, этот промежуточный продукт, как и компоненты для его создания отличались высокой опасностью и участвовали в создании финального продукта карбарила. Другие заводы, в том числе фирмы Байер получали карбарил без использования МИЦ, что было менее выгодно из-за более дорогого процесса создания, однако оказывалось значительно безопаснее.
В восьмидесятых годах, серьезные неурожаи в Индии снизили необходимость в продукции завода. Началось затоваривание продукцией и реагентами и производство становилось нерентабельным. Было принято решение продать завод, однако покупатель не находился и предприятие продолжало работу. В то же время ради экономии средств были снижены требования по безопасности, оборудование не обновлялось и не ремонтировалось должным образом. Снижение расходов по заработной плате, привело к тому, что на завод устроилось большое количество сотрудников с низкой квалификацией.
Первые проблемы
Опасное производство всегда связано с трудностями и требует повышенных мер безопасности, однако события на производстве на протяжении многих лет уже готовили почву для катастрофы.
В 1976 году местные профсоюзы жаловались на загрязнение окружающей среды неподалеку от завода, что говорило о некоторых утечках. А в 1981 году, на одного из рабочих попал фосген, после чего он в нарушение техники безопасности снял противогаз, и вдохнув ядовитые пары умер через 72 часа. Эта ситуация привлекла внимание местной прессы, которая предупреждала о возможной катастрофе.
В январе 1982 года, в результате утечки фосгена пострадали ещё 24 рабочих, которым потребовалась госпитализация. Как сообщалось они не получили необходимого защитного оборудования для работы в опасной среде.
Месяц спустя в результате утечки МИЦ пострадали 18 рабочих. А в августе того же года, инженер соприкоснулся с МИЦ, что привело к серьезным ожогам. В октябре 1982 года произошла ещё одна утечка. При попытке её остановить пострадали ещё трое сотрудников.
Аудиторы проверяющие предприятие, в своем отчете сообщили, что на заводе к соблюдению мер безопасности подходят без должного внимания. Системы безопасности в аварийном состоянии или вовсе отключены. Однако по итогам отчета значимых мер принято не было.
Следует отметить, что при подобном халатном отношении к безопасности производства в США завод был бы закрыт до устранения проблем, но так как дело происходило в Индии, руководство американской компании могло позволить себе экономить.
В 1983 и 1984 годах происходили ещё несколько утечек МИЦ, хлора, монометиламина, фосгена.
Хронология катастрофы
Вещество МИЦ в жидком состоянии хранилось в трех полуподземных резервуарах. Производство химикатов продолжалось, и каждый резервуар должен был быть заполнен не менее чем на половину. Остальное место занимал инертный газ, который создавал необходимое давление, чтобы МИЦ можно было откачивать по мере необходимости.
В конце октября 1984 года, резервуар Е610 потерял способность сохранять необходимое давление, что привело к невозможности перекачивания химикатов. Это заставило сотрудников остановить производство, чтобы начать техническое обслуживание. В конце ноября производство карбарила вновь запустили, но к этому времени всё ещё не восстановили факельную башню необходимую для резервуара в целях безопасности. В резервуаре по-прежнему содержалось 42 тонны МИЦ, что превышало рекомендуемую норму на 12 тонн.
К началу декабря большинство систем безопасности связанных с МИЦ работали с перебоями, а многие клапана и трубопроводы были в плачевном состоянии. Кроме того вышли из строя очистители вентиляционных газов, а так же паровой котёл для очистки труб.
Вечером 2 декабря вода попала в резервуар предположительно из боковой трубы, которую вероятно пытались прочистить. Попадание воды вызвало неконтролируемую химическую реакцию усугубленную дополнительными загрязнителями, включая железо из-за коррозии трубопроводов. Приборы показали пятикратное превышение давления, о чём были информированы два высокопоставленных сотрудника завода, но оба они решили, что показания вызваны неисправностью приборов.
Через час рабочие почувствовали незначительное воздействие МИЦ и начали искать утечку. Одну из них нашли примерно через 15 минут и в 23-45 и доложили диспетчеру. Решив, что утечка незначительная, что случалось, судя по всему регулярно, решение о её устранении было принято только через час, после перерыва на чай, а сотрудникам предложили пока искать другие утечки.
К окончанию чаепития реакция достигла критического состояния. Температура в резервуаре превысила 25 градусов, а давление превышало норму уже в 20 раз. Стоит уточнить, что температура кипения МИЦ составляет 40 градусов, поэтому резервуар должен содержаться в особом температурном режиме. Бетонная плита над резервуаром треснула, был сорван аварийный клапан. Токсичный газ начал выбрасываться в атмосферу.
Это должно было быть предотвращено тремя предохранительными устройствами: холодильной установкой, факельной башней и устройством для очистки вентиляционных газов. Однако холодильная была остановлена ещё в 1982 году, фреон из неё откачан, а сигнализация о превышении температурного режима отключена. Факельная башня для сжигания МИЦ, как мы помним, была разобрана в процессе технического обслуживания, кроме того она не предназначалась для блокировки утечки таких объемов. Устройство для очистки вентиляционных газов было отключено и имело недостаток каустической соды.
За минуту из резервуара вырвалось 30 тонн МИЦ и ещё 10 тонн в течение продолжительного времени. На заводе была включена сигнализация. Она имела две составляющие, внутреннюю и внешнюю сирены для предупреждения граждан. Но внешняя сирена была быстро выключена, в соответствие с протоколом, предполагающим не тревожить жителей во время небольших утечек.
В то время как местное население начинало покидать свои дома, пытаясь скрыться от токсичных паров, звонки полиции на завод завершались уверениями о том, что всё в порядке. В больницы начали поступать пострадавшие, однако местные врачи не знали что такое метилизоцианат, и не знали, как лечить его воздействие на организм.
К двум часам ночи утечка прекратилась, и в полицию с завода сообщили о том, что проблема была, но она устранена. В то время как большинство жителей узнали об утечке непосредственно столкнувшись с газом.
Мгновенные последствия
Большинство людей уже спали, когда столкнулись с утечкой. Надышавшиеся газом жители первоначально испытывали кашель, раздражение глаз и дыхательных путей, удушье, боли в животе и рвоту. Тяжелый газ сильнее концентрировался у земли, поэтому дети и животные вдыхали более высокие концентрации отравляющего вещества. Кроме того, последующие исследования показали, что в составе газа находилось множество иных токсичных примесей сформировавшихся при реакции с МИЦ.
К утру умерли уже тысячи людей. Основными причинами смерти было удушье, отек легких и рефлексогенный коллапс кровообращения. Позднейшее вскрытие выявило так же отёки головного мозга, некроз почек и другие смертельные воздействия. Те, кто не погиб сразу теряли зрение, и получали значительное и опасное воздействие на организм ведущее к тяжёлым заболеваниям.
Одна из переживших эту катастрофу жительниц Азиза Салтан рассказывала о произошедшем так:
«Я схватила детей и выбежала на улицу, неся Мохсина на руках и держа за руку Рубину. Мы были в ночной одежде, — рассказывала она. — На улице было очень холодно, но мы не чувствовали холода. Большое количество обуви, платков и другой одежды было разбросано вокруг. Белые облака окутали все. Уличные фонари напоминали точки света. Я видела большое количество бегущих людей, слышала крики о помощи. Мы бежали в гору к больнице Хамидия. На одном из перекрестков все мы упали на землю. Я в то время была на втором месяце беременности, и у меня произошел выкидыш прямо посреди улицы. Если бы мы остались на том перекрестке, то наверняка бы погибли. Но мы поднялись и побежали дальше».
Репортеры, прибывшие в переживший катастрофу город, рассказывали, что ничего подобного ранее им не приходилось видеть. На улицах вперемешку лежали тела людей, животных, птиц. А рядом находились еще живые, но умирающие, буквально выплевывавшие кровавые куски собственных легких.
Долговременные последствия
В общей сложности пострадало 36 районов, в результате чего пострадало в той или иной степени 520 тысяч человек, из которых около 200 тысяч были детьми и 3000 беременных женщин. Официальное число погибших в день катастрофы 3928 человек, а в течение двух недель умерло по некоторым оценкам ещё около 8000 тысяч человек.
В течение нескольких дней, окружающая местность стала бесплодна. Более 2000 погибших животных пришлось захоронить. Было запрещено рыболовство, возникли проблемы с получением продовольствия.
Позже пострадавший район был расширен, и количество официальных пострадавших превысило 700 тысяч человек. Проводимые исследования показали, что жители подвергшиеся воздействию последствий катастрофы показывали раннюю смертность и высокую заболеваемость по сравнению с контрольной группой, однако эти исследования нельзя назвать точными.
По некоторым оценкам около 120-150 тысяч выживших продолжают страдать от серьезных заболеваний, а клиническое лечение потребовалось в общей сложности 170 тысячам человек.
Кроме того множество людей потеряли жильё и средства к существованию.
О причинах катастрофы
Непосредственную причину катастрофы достоверно установить так и не удалось. Следствие установило, что в резервуар попала вода, однако каким образом это произошло так и не выяснили. Union Carbide предложила следствию версию о том, что это была диверсия обиженного сотрудника, однако никаких доказательств тому предоставлено не было.
Тем не менее, многие исследователи и обозреватели в качестве комплексных причин катастрофы указывают множество факторов, в том числе то, что завод вопреки нормам был построен в пределах густонаселённого города. Количество хранимых химикатов значительно превышало потребность в них. Проверки состояния техники безопасности проводились не качественно, либо их результаты игнорировались и сами устройства системы безопасности были отключены или не работали должным образом. Незадолго до аварии было сокращено около 450 сотрудников, включая инспекторов службы безопасности. Сообщается, что в ночь трагедии на заводе не было ни одного такого специалиста. Сами по себе эти причины обусловлены основным фактором, желанием компании снизить расходы.
Реакция властей
После события индийское правительство закрыло завод для посторонних включая родительскую компанию Union Carbide. Расследование событий было возложено на местные комиссии. Председатель и исполнительный директор UC прибыли в Индию, однако были задержаны и им порекомендовали покинуть страну.
Однако позже компания была привлечена к работе с местным медицинским сообществом и приступила к оценке причин утечки. В то же время было заявлено, что UC больше заинтересована в получении информации, чем в работе по оказанию помощи. К тому же, компания судя по всему была сосредоточена и на удалении информации связанной с упоминанием о катастрофе.
Судебное разбирательство
Первоначальные судебные иски в США от индийского правительства привели к постановлению о выплате компенсации от 5 до 10 миллионов долларов. Компания предложила выплатить 5 миллионов, однако правительство Индии отказалось.
В 1986 году Union Carbide предложило уже 350 миллионов долларов компенсации с созданием специального фонда. В мае судебный процесс был передан из США в индийские суды по решение окружного суда США, постановившего, что дочерняя компания Union Carbide India Limitedвладелец завода, является отдельной организацией работающей в Индии с гражданами Индии.
Правительство Индии вновь отклонило предложение и потребовало 3,3 миллиарда долларов. Судебное разбирательство зашло в тупик и было принято решение о внесудебном урегулировании в 1989 году. Union Carbide согласилась выплатить 470 млн. долларов компенсации за причиненный ущерб. Так же в Бхопале была профинансирована больница занимавшаяся непосредственно лечением жертв катастрофы.
Компенсация выплаченная непосредственно пострадавшим составила по 310 долларов США, а семьям погибших по 2200 долларов.
Тут стоит заметить, что в 2010 году при аварии на нефтедобывающей платформе Бритиш Петролеум, где погибло 11 американцев, компания BP была вынуждена выплатить 8,1 млрд. долларов только на компенсации пострадавшим людям и организациям, не считая штрафов, а в общей сложности, в том числе за ликвидацию последствий катастрофы, заплатила 56 млрд. долларов.
В 1991 году местные (Бхопальские) власти предъявили обвинение исполнительному директору UC Уоррену Андерсону в непредумышленном убийстве, однако США отказались выдать его сославшись на отсутствие доказательств.
К 2006 году, все выплаты пострадавшим были завершены. В 2010 году, семь бывших руководителей завода были признаны виновными в причинении смерти по халатности и получили по 2 года тюремного заключения условно и штраф в размере эквивалентном 2800 долларов на сегодняшний день. Американское руководство компании к ответственности привлечено не было.
Заключение
В 1986 году завод был закрыт, а территория вокруг использовалась для захоронения химических отходов. В 1989 году почва и вода всё ещё были токсичны. На сегодняшний день завод уже закрыт, но окружающая среда всё ещё не приведена в порядок.
Выводы из этих событий напрашиваются сами собой. Двойные стандарты по отношению к людям разных социальных слоёв и национальностей. Пренебрежение стандартами безопасности в угоду снижению расходов и эффективности бизнеса. И, конечно же, уход от ответственности руководителей, деятельность которых в идеальном мире должна была быть направлена на сохранение приоритета поддержания стандартов безопасности над экономической выгодой. Однако, наш мир, к сожалению, устроен не так.
Источники:
https://www.nytimes.com/1985/01/30/world/the-disaster-in-bhopal-workers-recall-horror.html
https://en.wikipedia.org/wiki/Bhopal_disaster
https://diletant.media/articles/45260940/
https://bigpicture.ru/bhopalskaya-katastrofa/