(музыка и слова народные)
Главная «классическая» песня русского шансона.
Песню «Мурка» можно считать родоначальницей целого музыкального жанра, который нынче принято называть русским шансоном. Это, конечно, не первая блатная песня, но определенно самая известная. Ее исполняли как классики жанра, так и Владимир Высоцкий и Андрей Макаревич с Алексеем Кортневым, она переведена на другие языки, а ее мелодию каждый житель бывшего СССР знает едва ли не с младенчества. Как и полагается легендарной песне, ее история полна тайн и загадок.
Композиция появилась в Одессе в конце десятых – начале двадцатых годов ХХ века. Авторство текста приписывается известному в те годы поэту Якову Ядову – его же, кстати, подозревают в сочинении «Таганки», но подтверждена только версия о «Бубличках». Тем не менее мы не можем назвать его автором «Мурки». Во-первых, он сам почему-то стеснялся этой песни, а во-вторых, классикой стал не ядовский первоначальный вариант, а чуть более поздние переработки. Что касается мелодии, то она навеяна популярными танго. На этом основании в числе вероятных авторов музыки назывался Оскар Строк. Впрочем, эта идея пришла в голову исследователей городского фольклора уже в конце века – а на самом деле Строк начал работать в жанре танго лет через десять после появления "Мурки", да и в Одессе не бывал.
Кстати, «Мурку» поначалу звали Любкой, затем Машей, и лишь потом в тексте появилось каноническое имя. Мурка – это не только блатной вариант имени Мария, но и прозвище работниц МУРа (Московского уголовного розыска). В одном из ранних вариантов песни никаких бандитов вообще не было, а была душещипательная история измены и убийство на почве ревности. Но большинство из нескольких десятков известных версий повествуют все же об урках, малинах и воровке, которая вела двойную игру, за что и поплатилась. У Мурки есть несколько прототипов – анархистки Маруся Соколовская и Мария Никифорова, сотрудница ленинградской милиции Мария Никифорова и др.
Песня дописывалась и переписывалась, поэтому в ее тексте можно найти признаки разных эпох. Скажем, «губчека», то есть губернские отделения Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, существовали до 1922 года – но в тексте «Мурки» гораздо дольше. Некоторые исполнители заменяли термин на «мусора», но кто-то продолжал петь по старинке. Загадочное начало «прибыла в Одессу банда из Амура» то расшифровывали как «из-за МУРа», то вспоминали, что район с таким названием есть в Екатеринославе (Днепропетровске), а то и просто заменяли Амур Ростовом. Торгсин тоже появился в тексте гораздо позднее. Подобные переделки сопровождали «Мурку» на протяжении всей ее истории. На музыку песни сочинялись многочисленные пародии – например, по мотивам челюскинской эпопеи. За эту «порочащую советский строй» версию могли и репрессировать. Оригинальная «Мурка» тоже распространялась большей частью подпольно, хотя ее отчасти реабилитировали в фильме «Место встречи изменить нельзя»: исполнение «Мурки» было там частью антуража жизни банды «Черная кошка».
Среди исполнителей песни засветились Михаил Гулько, Аркадий Северный, Дина Верни, Борис Рубашкин, Алеша Димитриевич, Константин Сокольский, Андрей Макаревич, Алексей Козлов, Петр Подгородецкий, Алексей Кортнев и многие другие (страницы не хватит перечислять). «Хор Турецкого» обработал «Мурку» в своем стиле, «скрестив» ее с отрывком из оперы Леонкавалло «Паяцы». Существуют переводы на украинский, иврит и другие языки. В 2006 году был издан mp3-диск с антологией песни, куда вошли… 63 варианта «Мурки».
Алексей Мажаев, для сайта "Радио Шансон", 22 ноября 2013