Я вчера смотрела спектакль «Чайка» по Чехову и все еще нахожусь под впечатлением. Поэтому хочу сделать то, что давно не делала - разбор. Только не фильма, а произведения Чехова «Чайка»
Внимание! Дальше будут спойлеры (без них, увы, не получится)
Итак, действие разворачивается 2 отрезками с разницей в 2 года.
Есть Нина Заречная - молодая девушка, мечтающая стать известной актрисой, которая поклоняется звездам, буквально благоговеет перед ними
Есть Константин Треплев - сын известной в Москве актрисы, который пытается (буквально мечтает) стать писателем и считает, что его недооценивают (особенно его мать). Он не терпит абсолютно никакой критики
Есть Ирина Аркадина - Собственно мать Константина, известная актриса, эгоистичная, властная дама, думающая только о себе и своей выгоде. Достаточно отстраненная от сына, которая насмехается над его мечтами и всеми силами показывает, что у него ничего не получится и таланта у него нет
Есть Борис Тригорин - известный модный писатель, который неудовлетворен своей карьерой и своими трудами и считает их посредственностью в сравнении с трудами Золя и Тургенева. Он инфантилен (легко подчиняется Аркадиной) и ленив
Есть и второстепенные персонажи, например, Мария Шамраева, дочь управляющего поместьем, которая тайно влюблена в Треплева, но выходит замуж за бедного учителя Семена Медведенко, чтобы клин клином выбить. И сам Медведенко, который завидует деньгам всех, у кого их больше, чем у него, но в то же время не прикладывает дополнительных усилий, чтобы что-то поменять в жизни.
Основная идея пьесы - разочарование, с которым сталкиваются герои, в особенности Заречная и Треплев, не получив то, о чем мечтают в том виде, в котором хотят
А теперь давайте разбираться:
У нас есть идеи о том, какими мы должны быть. В данном случае у Заречной - известной актрисой. У Треплева - Востребованным писателем. Эти идеи являются для них в какой-то мере движущей силой. То есть благодаря мечтам, они продолжают пытаться и пробовать. В отличие от того же Медведенко, который просто завидует, но не предпринимает никаких усилий, чтобы изменить свое положение. Казалось бы - все отлично: вижу цель - иду к ней. Так ведь?
Но случается так, что в погоне за мечтами мы не замечаем свои возможности и ограничения. То есть и Заречная и Треплов хотят известности, ПОЛНОСТЬЮ игнорируя подобные факторы. Нетерпимость к ЛЮБОЙ критике у Треплова ведет к тому, что он обижается на весь мир и не может извлекать из нее (критики) пользу и опыт, который будут его помощниками в достижении цели. Слепая вера Заречной в том, что она-то точно станет звездой толкает ее на то, что она бросает все и уезжает в Москву, где сходится с Тригориным (ведь он звезда), рожает от него ребенка (который потом умирает) и становится посредственной актрисой (но не замечает критику и продолжает мечтать о славе)
То есть движение к мечте - хорошо, однако если это движение происходит из слепой веры, не подкрепленной практическими навыками и умениями, то это становится местом для сильнейшего разочарования жизнью и собой. Образ, нарисованный о себе в воображении, сталкивается с реальностью и проигрывает ей, неся для героя боль, пустоту и бессмысленность своих шагов.
Именно поэтому важно иметь навыки критического отношения к себе. Не самоуничтожения, а именно понимания своих возможностей и дефицитов, чтобы на основании этого выстраивать путь к своим целям и мечтам.
В конце пьесы Треплов хоть и становится признанным (более-менее писателем), но все же сжигает свои труды и кончает жизнь самоубийством. Потому что то, к чему он так стремился, оказалось не тем, что ему действительно было нужно (любовь и принятие). А значит его существование для него стало бессмысленным и пустым.
Заречная же отвергает любовь Треплова (да, естественно, он был в нее влюблен все это время) и продолжает слепо мечтать о славе, хотя она потеряла все (в том числе от нее отвернулась ее семья и Тригорин). Потому что если она признает правду, то столкнется с тем же разочарованием, что и Треплов. А значит перед ней так же встанет вопрос смысла ее существования и пересмотра ценностей.
Кроме этого в пьесе есть еще 2 конфликта: безответной любви и детско-родительских отношений, которые мы тоже разберем.
Любовный конфликт:
Как я писала, в пьесе есть еще Маша. Так вот она тайно влюблена в Константина. Тайно - это значит мама в курсе, Медведенко, который за ней ухаживает, знает, что она его не любит. Но больше никто. То есть она НИКАК, АБСОЛЮТНО НИКАК не проявляет свои чувства к Треплову, кроме как ревности и неприятия к Заречной. И вот так страдающе и жертвенно она принимает решение вырвать любовь из своего сердца, выйдя замуж за человека, которого она не любит и особо не уважает. Просто потому что страдать для нее - норма. Так она продолжает чувствовать и испытывать хоть какие-то эмоции. Знаете типаж женщин (просто часто это действительно женщины), которые несут свой крест во имя чего-то? Вот Маша такая. Она беззаветно любит (как она считает) Константина, презирает своего мужа, не хочет видеть своего ребенка, и героически несет свой крест. В разговоре ее с мамой она признается, что она все еще любит, но вырывает эту любовь из своего сердца, и что это ее путь. Осознанный путь страданий и ненависти.
И тут тоже есть подмена понятий: ценность себя как личности против ценности своих действий/страданий/жертв. Ведь признай она реальность, то тогда ей пришлось бы решать, что с этим делать: чего хочет она, как она хочет выстраивать свою жизнь, какую жизнь и так далее. А пока она выбирает другой путь, потому что он понятен и хоть и болезнен, но зато плюс/минус для нее прозрачен.
Любовь - взаимное чувство. Болезненная страсть по кому-то скорее является зависимостью или привязанностью и несет для героя лишь боль и отчаяние.
Поэтому часто выстраивать отношения с другими не получается из-за слияния/утопания/отвержения, которые раз за разом мы проживаем в надежде на счастливый исход, не делая особо никаких действий, чтобы изменить ситуацию.
Именно поэтому - сначала маску на себя. То есть научиться ценить себя, понимать себя и свои желания, что подходит, а что нет. И только потом на другого. Выстраивать отношения с другим ИЗ понимания целостности себя и другого
И, наконец, третий конфликт:
В пьесе показаны (вскользь) 2 семьи:
Аркадина и Треплев - мать и сын
Заречная и ее отец (отца мы не видим, а только слышим про него)
Что касается Заречной, то у нее умерла мама. Она оставила все свое большое наследство отцу. Тот женился второй раз и в завещании все хочет оставить своей второй супруге. Нина остается ни с чем. Плюс отец и мачеха достаточно деспотично к ней относятся: запирают дома, никуда не пускают и не поддерживают ее стремлений стать актрисой. В итоге она тянется к другим (более значимым для нее) авторитетам в виде Тригорина и Аркадиной. Потому что они настоящие звезды. Потому что они ее идолы. Она настолько сильно хочет доказать всем, что она чего-то стоит (моя идея в том, что в том числе доказать отцу), что беззаветно утопает в мечте стать известной и ВЛАСТНОЙ. Потому что власть - это что-то для нее недоступное. А власть порождает все (в том числе и деньги и любовь, которой она лишена).
Когда мы бежим от чего-то в надежде кому-то что-то доказать, мы перестаем видеть себя (снова). Ведь неважно чего я хочу, важно лишь то, чтобы другие значимые мне люди наконец-то увидели меня, мою ЦЕННОСТЬ, наконец-то меня ПРИНЯЛИ. Потому что внутри этого самого принятия и ценности нет. Она идет только снаружи. От других. И я буду закрывать дыру через внешние атрибуты, потому что по-другому я не умею, не могу. Мне страшно увидеть реальность. Мне страшно встретиться с тем, что меня не любят, так как я этого хочу, так как я того заслуживаю.
И пока нет понимания своих границ, навыков говорить «нет», когда не хочется и «да», когда хочется именно мне - остальное лишь попытка доказать, что я засуживаю любовь
Если говорить про Аркадину и Треплова - то это достаточно классический пример отвергающей матери и сына, который пытается до нее достучаться через бунт и идею «я все равно тебе докажу».
Ирина Аркадина настолько сосредоточена на себе, что признать ценность сына (хотя это точно у нее проскальзывает, в основном в разговоре с другими) - это признать свою уязвимость и неидеальность. Ведь сын не известный писатель - ее нарциссическое расширение здесь не сработало. А она тогда не центр вселенной и есть еще кто-то, кто может быть важен, а иногда и важнее ее. А значит подвергнуть основную идею звездности под сомнение.
Константин Треплов настолько с одной стороны привык быть «неудавшимся проектом», что заранее знает, что будет критика со стороны матери. Но в то же время ему настолько нестерпимо, что он совершает первую неудачную попытку суицида. То есть боль от отвержения становится еще более невыносимой, чем во все предыдущие года (причина тому в том числе провалившаяся его собственная пьеса). Он так отчаянно жаждет любви матери, что пытается ее получить разными путями. И единственно когда она начинает им гордиться - когда его начинают признавать. Вот только это уже не то. Он разочарован.
Мы так отчаянно часто гонимся за любовью самых близких людей, забывая (а иногда и не зная), что их любовь - не целый мир сейчас. Да, в детстве было именно так. И внутри нас остался тот отверженный ребенок, которого недолюбили/которому недодали. И именно он продолжает внутри нас кричать от боли и стараться, стараться, стараться, чтобы исправить/изменить. И задача - принять этого ребенка, не забыть, а увидеть его. Признать прошлое и научиться быть для себя тем взрослым, которого не было в детстве. Научиться поддерживать себя, запрашивать поддержку извне, когда она необходима, видеть в других не родителей, которые должны долюбить и додать, а других равных взрослых. Часто это называется исцелением внутреннего ребенка: понимание, что мир - это не родители. Мир - то, что мы создаем и то, что нас окружает. И он точно разный