Скрипка — изысканный и довольно сложный в освоении музыкальный инструмент. Чтобы достичь серьезных успехов, начинать учиться игре на скрипке нужно с трехлетнего возраста, и даже раньше. Как подобрать инструмент, какие размеры скрипок бывают, как инструменты «растут» вместе с ребенком, а также как сэкономить при покупке скрипки, рассказывает Инна Викторовна Виноградова, директор московского представительства компании Goronok String Instruments.
— Инна Викторовна, расскажите немного о вашей компании. Почему у нее такое название? Где находится ваше производство?
— Компания называется по фамилии ее основателя и руководителя. В 1990-х годах скрипичный мастер Горонок Михаил Давыдович открыл в США мастерскую по изготовлению и ремонту музыкальных инструментов. С 2000 года компания Goronok String Instruments работает в России и является ведущим производителем струнно-смычковых инструментов.
Основные производственные площади располагаются в Приозерском районе Ленинградской области вблизи поселка Заостровье, где мастера изготавливают скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Также мастерские расположены в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. В одном здании с мастерскими находится магазин Goronok, который предлагает инструменты, что называется, из первых рук.
Представительства компании есть в крупных городах страны: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани. Это небольшие музыкальные магазины, в которых мы предлагаем инструменты нашего производства, а также аксессуары и комплектующие. При каждом магазине есть скрипичный мастер для гарантийного обслуживания и плановых ремонтов инструментов.
Все сотрудники магазинов — профессиональные музыканты-струнники, владеющие инструментом. Это наша отличительная черта и ключевое преимущество. Мы знаем историю происхождения смычковых инструментов, особенности их устройства. Подскажем, как правильно выбрать инструмент и ухаживать за ним. Ведь скрипка — это очень хрупкий и капризный инструмент, требующий повышенного внимания к себе. И если ухаживать за скрипкой правильно, то она может жить и радовать своим звучанием десятки и даже сотни лет!
— Вот эта самая маленькая скрипка из вашей коллекции — игровая?
— Это инструмент в размере одна тридцать вторая, предназначенный для самых маленьких музыкантов.
— И с какого возраста можно начинать учиться на таком инструменте?
— С трех лет. Сегодня это уже норма. Конечно, в основном это касается детей, родители которых думают о том, чтобы из ребенка вырос профессиональный музыкант. Чаще это дети из музыкальных семей.
Скрипка подходит и для общего музыкального развития. Есть методики, по которым дети уже с двух лет занимаются группами, музицируют, импровизируют с применением инструмента и с вкраплениями определенных механизмов, навыков. Есть также и традиционные методы занятий в индивидуальном порядке. Развитие мелкой моторики стимулирует мозговую активность, а вовлеченность ребенка в музыкальный мир очень мощно обогащает его в культурном плане. Даже если ребенок не станет скрипачом, он вырастет очень чутким к искусству человеком.
— Если возраст ребенка ближе к четырем годам, то уже поздно начинать играть на скрипке?
— На скрипке никогда не поздно начать занятия, но чем раньше будет старт, тем больше возможностей для постепенного гармоничного входа в исполнительскую деятельность и достижения серьезных результатов.
Сегодня мы наблюдаем удивительную картину. К нам все чаще стали обращаться люди разных возрастов, в том числе и подростки, и представители преклонного возраста, желающие обучиться на скрипке с нуля. Мы поддерживаем эти начинания и помогаем выбрать инструмент, соответствующий поставленным целям, даем уверенность в том, что все возможно и нужно обязательно реализовывать свои мечты!
— Как вы считаете: лучше купить новую скрипку или починить старую, советскую?
— Нужно смотреть конкретный инструмент: каково его происхождение, состояние, насколько он пригоден для того или иного музыканта по размеру и звучанию. Как известно, скрипка — инструмент, который становится только лучше со временем. Она «разыгрывается», раскрывает свои звуковые возможности в руках музыканта и проживает несколько жизней, попадая из рук в руки. Когда речь идет о профессиональных инструментах, то старинная скрипка со временем приобретает дополнительную ценность.
Однако если мы говорим об ученических инструментах, то далеко не все старые инструменты могут быть пригодны для обучения. Если у вас в руках оказалась скрипка, к примеру, середины двадцатого века, выпущенная советской фабрикой музыкальных инструментов и мебели, то я рекомендовала бы сделать выбор в пользу нового инструмента. Тогда вы получите скрипку, изготовленную по мировым стандартам, удобную для ребенка и звучание которой будет ему приятно. Ведь очень важно формировать эстетику красивого скрипичного тона с первых шагов! Ребенок не должен в процессе обучения «бороться» с недостатками инструмента, он должен концентрироваться на том, как получить разные краски в звуке, как быстрее овладеть техникой. Такие возможности дает только правильно сконструированный инструмент.
— Качественный?
— Качество — это очень широкое понятие. При выборе инструмента мы прежде всего думаем о звуке. То есть качество — это звук. Однако для маленьких детей особенно важно, чтобы инструмент был сконструирован правильно. Ведь скрипка — очень сложный в освоении инструмент и не самый удобный, поэтому для формирования правильных навыков и приемов игры необходимы точные пропорции всех частей инструмента. На скрипке нет ладов или клавиш, как на других инструментах, где высота звука фиксированная. У нас специфическая постановка, где все строится по позициям. И расстояние между пальчиками, тон-полутон, перемещение рук из позиции в позицию, все должно быть очень точно выверено.
Нужно также понимать, что в процессе роста ребенку придется сменить несколько размеров: 1/32, 1/16, 1/10, 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 7/8, 4/4. Это размерная линейка, которая должна быть сконструирована очень точно, и этим отличаются инструменты Goronok. Наши инструменты любят педагоги за точность параметров, удобство, звучание и рекомендуют для своих учеников.
— Как выбрать скрипку для ребенка, чтобы она подошла? На что обращать внимание при выборе инструмента?
— Во-первых, нужно определить размер. Идеально, когда к нам в магазин приводят ребенка, и мы по длине рук определяем нужный размер инструмента. Мы берем скрипку, кладем ее на ключицу у основания шеи, придерживая подбородком, и вытягиваем полностью руку. Такое правило: чтобы при вытянутой руке головка инструмента — вот этот завиток — лежала на середине ладошки так, чтобы можно было ее обхватить. Если длины руки достаточно — это ваш размер!
Во-вторых, надо понять, какого уровня нужен инструмент. У нас есть ученические инструменты, которые подходят для начинающих и для стандартной программы школьного обучения. Есть студенческие — для конкурсных детей. Есть мастеровые — для учащихся музыкальных специальных школ и активно концертирующих музыкантов. В каждой категории мы готовы предложить несколько вариантов. Кстати, студенческие и мастеровые инструменты у нас идут от размера 1/8. Это говорит о том, что для конкурсных детей нужны инструменты профессионального уровня.
Фото с сайта goronok.ru
— Такое ощущение, что можно разориться, пока меняешь инструменты ребенку.
— В наших розничных магазинах действует система trade-in. Это такая система, по которой мы меняем ваш инструмент с меньшего на больший или на более дорогой. При этом мы вычитаем определенный процент, и родители с доплатой тут же день в день приобретают либо следующий размер, либо следующий по уровню инструмент. Это очень нравится родителям.
— Можно ли просто сдать свой инструмент, не покупая новый, если инструмент становится ненужным? Например, когда ребенок учился-учился, а потом стало понятно, что скрипача из него не выйдет?
— Мы постоянно сталкиваемся с такими опасениями родителей. Действительно, никто не может предугадать, насколько ребенок увлечется занятиями. На это влияет очень много факторов: это и его предрасположенность, и коммуникация с педагогом, и мотивация, и правильно выбранный инструмент.
На вопрос, что делать, если ребенок передумает заниматься, мы отвечаем: «Скрипка — это ваша инвестиция». Во-первых, инвестиция финансовая — если инструмент окажется не нужен, мы можем принять его в магазин на реализацию. У нас есть комиссионный отдел, где представлены «разыгранные» инструменты, и они всегда пользуются спросом. Скрипка или виолончель в хорошем состоянии не теряют своей стоимости, она только увеличивается со временем.
Во-вторых, самое важное: это инвестиция образовательная. Скрипка оказывает колоссальное влияние на формирование гармоничной личности ребенка. Здесь хотелось бы сослаться на выдающегося педагога современности Степана Ованесовича Мильтоняна, учителя-методиста из Твери, очень почитаемого в российских педагогических кругах. В своей книге «Педагогика гармоничного развития скрипача» он пишет, что для каждого ребенка необходимо общение с музыкой, освоение инструмента на том уровне, какой индивидуально необходим и посилен.
— Вы изготавливаете не только скрипки, но и другие смычковые. Обучают ли детей на альтах, виолончелях и контрабасах? Наверное, тоже есть уменьшенные модели?
— Альты и контрабасы сейчас востребованы в музыкальных школах, а раньше только в колледжах переводили на эти инструменты. Считалось, что если у кого-то не задалось со скрипкой — рекомендуем альт. Не получается с виолончелью — присмотритесь к контрабасу. Однако сегодня картина другая: и альтиста, и контрабасиста можно и нужно обучать с нуля, руководствуясь интересом ребенка к этим инструментам, которые обладают очень мощными тембровыми характеристиками. А также учитывая «фактуру» ребенка: игра на альте или контрабасе требует достаточного роста, длины рук, конфигурации ладони, общей физической силы. Поэтому нужны ученические модели альтов и контрабасов для школьников.
Виолончели мы выпускаем начиная с размера 1/32, по аналогии со скрипкой, для обучения детей с трех лет. Есть уменьшенные варианты альтов (в размере корпуса от 356 мм — это практически размер 4/4 скрипки, но построение инструмента и строй — альтовый, на квинту ниже). Контрабасы начинаются с размера 1/8.
Фото с сайта goronok.ru
— В сети распространены видео, когда какой-нибудь зарубежный вундеркинд играет на скрипке с наклейками на грифе. Это нормально?
— Есть такие методики с позиционными наклейками, но наша российская школа против этого. Все-таки скрипка такой инструмент, где все строится на ощущениях. И вот насколько правильно, насколько точно с первых шагов эти ощущения прививаются, зависит дальнейшее мастерство исполнения. Потому что ребенок растет, расстояние между пальчиками становится шире. И скрипка, как одежка, должна быть тоже следующего размера. И вот эти пропорции в инструменте должны быть очень точно выверены.
— Давайте поговорим теперь про цены. Сколько стоит скрипка для самых маленьких?
— Скрипка 1/32, модель «Нова» стоит 25500 рублей. Стоимость скрипки 4/4 в ученической категории: «Нова» — 29500 рублей, «Каприс» — 49000 рублей; в студенческой — от 66500 рублей («Каденция») до 110000 рублей («Фантазия»); выше по цене — мастеровые инструменты. Размеры поменьше стоят немного дешевле целого. Стоимость альтов, виолончелей и контрабасов всегда можно посмотреть на сайте, они идут по аналогичным скрипке категориям и наименованиям.
Когда ребенок развивается бурными темпами, участвует в конкурсах и у него вырабатываются более широкие представления о звучании, тогда мы, подбирая размер, рекомендуем родителям постепенно повышать уровень инструмента. Чем качественнее инструмент, тем соответственно и выше цена, которая складывается из многих факторов. Для профессионального инструмента миллион рублей и выше — адекватная цена, если говорить о мастеровых скрипках сольного характера.
Фото: скрипка «Valentin Belozertsev, Goronok String Instruments Saint-Petersburg 2018»
— Чем, кроме цены, отличается ученический инструмент от мастерового? На что вообще влияют те нюансы, из-за которых одна скрипка стоит столько, а другая, с виду такая же, в два раза дороже?
— Первое — это качество дерева. Для дорогих инструментов идет более избирательный отбор древесины по акустическим свойствам. Порода дерева всегда одинаковая: для верхней деки — ель, для корпуса и головы — клен. Второе — это труд мастеров, вложенный в столярную составляющую и настройку, доводку инструмента. Важно: ученические и студенческие инструменты у нас создаются несколькими мастерами (мануфактурный принцип), а мастеровые — одним мастером (такие инструменты имеют именной этикет внутри корпуса). Третье — комплектация. Для профессиональных инструментов идет индивидуальный подбор струн, более дорогая фурнитура.
Все вышеперечисленное в итоге выражается в звучании инструмента, что определяется яркостью, тембровыми красками, пластикой, динамическим диапазоном и прочими более тонкими характеристиками.
При создании скрипок даже самого маленького размера задействованы все те же самые технологии, которые идут для создания полноценного четырех четвертного инструмента. Скрипки размера 1/32 появились на рынке только лет двадцать назад, в том числе благодаря нашей компании. Потому что раньше самыми маленькими инструментами были 1/16, за которыми еще надо было побегать, где-то с рук купить.
Добавлю также, что каждая скрипка, как и альт, виолончель или контрабас, имеют свое индивидуальное звучание. И выбирая из нескольких инструментов одного уровня и одной цены, мы слышим разные характеристики звука. Это еще одно преимущество инструментов Goronok — ручная работа в производстве дает такой результат!
— Что бы вы посоветовали тем родителям, кто только раздумывает, стоит ли начинать учить ребенка играть на скрипке?
— Не нужно бояться пробовать. Не нужно думать, что если привлечь ребенка в музыкальную школу, то это будет какой-то прессинг и будет тяжело. Сегодня в школах идут разного рода программы. Есть программы для профессионального развития, с прицелом на музыкальную карьеру, и есть программы, которые дают общее музыкальное образование.
Фото с сайта goronok.ru
— А как определить, вести ребенка сразу на «профи» или «для себя»?
— Здесь, конечно, нужно пообщаться с педагогом. Найти музыкальную школу в вашем районе и поинтересоваться, работают ли там педагоги с малышами. Просто в некоторых школах есть классы с подготовительными программами, так называемые нулевки, где педагоги на раннем этапе могут распознать, есть ли у ребенка интерес к инструменту, к музицированию, и какую программу лучше выбрать, чтобы каждый конкретный ребенок смог получить именно то, что ему необходимо от музыкального образования.
Есть педагоги, у которых очень хорошо получается выстраивать контакт с малышами. Они умеют раскрутить их сознание и заинтересовать, обучать в игровой форме, развивать их. Часть с детьми занимаются в группах, это их раскрепощает и учит общению на музыкальном языке.
— Игровая форма обучения когда-нибудь кончается, все равно придется заставлять?
— Без этого никак. Но когда тяга к инструменту уже есть, вы чувствуете, что появилось такое «сцепление», здесь нужен индивидуальный педагог, который будет, опять же без излишнего давления, добиваться результатов.
Также очень важна вовлеченность родителей в процесс. Всем скрипачам знакома фраза выдающегося педагога, воспитавшего плеяду ярких исполнителей, среди которых Елизавета Гилельс, Борис Гольдштейн, Давид Ойстрах, Михаил Фихтенгольц... Петр Соломонович Столярский говорил: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые родители».
В этой фразе кроется один очень важный секрет. Обучение на скрипке — это процесс, в котором должно быть задействовано все окружение ребенка. Очень многое зависит именно от качества домашних занятий, при которых необходим контроль и выполнение установок педагога. Большую роль играет совместный интерес ребенка и родителей к музыке, инструменту, музыкальным событиям.
Знаете, все чаще и чаще родители, определяющие своего ребенка в музыкальную школу и желающие активно участвовать в процессе, приобретают также себе инструмент для занятий вместе с ребенком. Это интересно, эффективно и весело!
— Действительно, это новый поворот — учиться вместе с ребенком. Инна Викторовна, благодарю за содержательное интервью. Портал Музклассы.рф желает вашей фирме процветания и много талантливых музыкантов, играющих на ваших инструментах!
Беседу вела Ольга Шабунина