Найти в Дзене
Музклассы.рф

Инна Виноградова: «Скрипка — это ваша инвестиция»

Скрипка — изысканный и довольно сложный в освоении музыкальный инструмент. Чтобы достичь серьезных успехов, начинать учиться игре на скрипке нужно с трехлетнего возраста, и даже раньше. Как подобрать инструмент, какие размеры скрипок бывают, как инструменты «растут» вместе с ребенком, а также как сэкономить при покупке скрипки, рассказывает Инна Викторовна Виноградова, директор московского представительства компании Goronok String Instruments.

Инна Виноградова, скрипачка, директор московского представительства компании Goronok String Instruments
Инна Виноградова, скрипачка, директор московского представительства компании Goronok String Instruments

— Инна Викторовна, расскажите немного о вашей компании. Почему у нее такое название? Где находится ваше производство?

— Компания называется по фамилии ее основателя и руководителя. В 1990-х годах скрипичный мастер Горонок Михаил Давыдович открыл в США мастерскую по изготовлению и ремонту музыкальных инструментов. С 2000 года компания Goronok String Instruments работает в России и является ведущим производителем струнно-смычковых инструментов.

Основные производственные площади располагаются в Приозерском районе Ленинградской области вблизи поселка Заостровье, где мастера изготавливают скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Также мастерские расположены в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. В одном здании с мастерскими находится магазин Goronok, который предлагает инструменты, что называется, из первых рук.

Представительства компании есть в крупных городах страны: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани. Это небольшие музыкальные магазины, в которых мы предлагаем инструменты нашего производства, а также аксессуары и комплектующие. При каждом магазине есть скрипичный мастер для гарантийного обслуживания и плановых ремонтов инструментов.

Все сотрудники магазинов — профессиональные музыканты-струнники, владеющие инструментом. Это наша отличительная черта и ключевое преимущество. Мы знаем историю происхождения смычковых инструментов, особенности их устройства. Подскажем, как правильно выбрать инструмент и ухаживать за ним. Ведь скрипка — это очень хрупкий и капризный инструмент, требующий повышенного внимания к себе. И если ухаживать за скрипкой правильно, то она может жить и радовать своим звучанием десятки и даже сотни лет!

На выставке «Музыка Москва 2023». Фото: Ольга Шабунина
На выставке «Музыка Москва 2023». Фото: Ольга Шабунина

— Вот эта самая маленькая скрипка из вашей коллекции — игровая?

— Это инструмент в размере одна тридцать вторая, предназначенный для самых маленьких музыкантов.

— И с какого возраста можно начинать учиться на таком инструменте?

— С трех лет. Сегодня это уже норма. Конечно, в основном это касается детей, родители которых думают о том, чтобы из ребенка вырос профессиональный музыкант. Чаще это дети из музыкальных семей.

Скрипка подходит и для общего музыкального развития. Есть методики, по которым дети уже с двух лет занимаются группами, музицируют, импровизируют с применением инструмента и с вкраплениями определенных механизмов, навыков. Есть также и традиционные методы занятий в индивидуальном порядке. Развитие мелкой моторики стимулирует мозговую активность, а вовлеченность ребенка в музыкальный мир очень мощно обогащает его в культурном плане. Даже если ребенок не станет скрипачом, он вырастет очень чутким к искусству человеком.

— Если возраст ребенка ближе к четырем годам, то уже поздно начинать играть на скрипке?

— На скрипке никогда не поздно начать занятия, но чем раньше будет старт, тем больше возможностей для постепенного гармоничного входа в исполнительскую деятельность и достижения серьезных результатов.

Сегодня мы наблюдаем удивительную картину. К нам все чаще стали обращаться люди разных возрастов, в том числе и подростки, и представители преклонного возраста, желающие обучиться на скрипке с нуля. Мы поддерживаем эти начинания и помогаем выбрать инструмент, соответствующий поставленным целям, даем уверенность в том, что все возможно и нужно обязательно реализовывать свои мечты!

На выставке Light + Audio Tec в Москве, 2022 г. Фото: Ассоциация «МИР-МИО»
На выставке Light + Audio Tec в Москве, 2022 г. Фото: Ассоциация «МИР-МИО»

— Как вы считаете: лучше купить новую скрипку или починить старую, советскую?

— Нужно смотреть конкретный инструмент: каково его происхождение, состояние, насколько он пригоден для того или иного музыканта по размеру и звучанию. Как известно, скрипка — инструмент, который становится только лучше со временем. Она «разыгрывается», раскрывает свои звуковые возможности в руках музыканта и проживает несколько жизней, попадая из рук в руки. Когда речь идет о профессиональных инструментах, то старинная скрипка со временем приобретает дополнительную ценность.

Однако если мы говорим об ученических инструментах, то далеко не все старые инструменты могут быть пригодны для обучения. Если у вас в руках оказалась скрипка, к примеру, середины двадцатого века, выпущенная советской фабрикой музыкальных инструментов и мебели, то я рекомендовала бы сделать выбор в пользу нового инструмента. Тогда вы получите скрипку, изготовленную по мировым стандартам, удобную для ребенка и звучание которой будет ему приятно. Ведь очень важно формировать эстетику красивого скрипичного тона с первых шагов! Ребенок не должен в процессе обучения «бороться» с недостатками инструмента, он должен концентрироваться на том, как получить разные краски в звуке, как быстрее овладеть техникой. Такие возможности дает только правильно сконструированный инструмент.

— Качественный?

— Качество — это очень широкое понятие. При выборе инструмента мы прежде всего думаем о звуке. То есть качество — это звук. Однако для маленьких детей особенно важно, чтобы инструмент был сконструирован правильно. Ведь скрипка — очень сложный в освоении инструмент и не самый удобный, поэтому для формирования правильных навыков и приемов игры необходимы точные пропорции всех частей инструмента. На скрипке нет ладов или клавиш, как на других инструментах, где высота звука фиксированная. У нас специфическая постановка, где все строится по позициям. И расстояние между пальчиками, тон-полутон, перемещение рук из позиции в позицию, все должно быть очень точно выверено.

Нужно также понимать, что в процессе роста ребенку придется сменить несколько размеров: 1/32, 1/16, 1/10, 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 7/8, 4/4. Это размерная линейка, которая должна быть сконструирована очень точно, и этим отличаются инструменты Goronok. Наши инструменты любят педагоги за точность параметров, удобство, звучание и рекомендуют для своих учеников.

— Как выбрать скрипку для ребенка, чтобы она подошла? На что обращать внимание при выборе инструмента?

— Во-первых, нужно определить размер. Идеально, когда к нам в магазин приводят ребенка, и мы по длине рук определяем нужный размер инструмента. Мы берем скрипку, кладем ее на ключицу у основания шеи, придерживая подбородком, и вытягиваем полностью руку. Такое правило: чтобы при вытянутой руке головка инструмента — вот этот завиток — лежала на середине ладошки так, чтобы можно было ее обхватить. Если длины руки достаточно — это ваш размер!

Во-вторых, надо понять, какого уровня нужен инструмент. У нас есть ученические инструменты, которые подходят для начинающих и для стандартной программы школьного обучения. Есть студенческие — для конкурсных детей. Есть мастеровые — для учащихся музыкальных специальных школ и активно концертирующих музыкантов. В каждой категории мы готовы предложить несколько вариантов. Кстати, студенческие и мастеровые инструменты у нас идут от размера 1/8. Это говорит о том, что для конкурсных детей нужны инструменты профессионального уровня.

Концерт-игра для детей «Добрая зимняя сказка».
Концерт-игра для детей «Добрая зимняя сказка».

Фото с сайта goronok.ru

— Такое ощущение, что можно разориться, пока меняешь инструменты ребенку.

— В наших розничных магазинах действует система trade-in. Это такая система, по которой мы меняем ваш инструмент с меньшего на больший или на более дорогой. При этом мы вычитаем определенный процент, и родители с доплатой тут же день в день приобретают либо следующий размер, либо следующий по уровню инструмент. Это очень нравится родителям.

— Можно ли просто сдать свой инструмент, не покупая новый, если инструмент становится ненужным? Например, когда ребенок учился-учился, а потом стало понятно, что скрипача из него не выйдет?

— Мы постоянно сталкиваемся с такими опасениями родителей. Действительно, никто не может предугадать, насколько ребенок увлечется занятиями. На это влияет очень много факторов: это и его предрасположенность, и коммуникация с педагогом, и мотивация, и правильно выбранный инструмент.

На вопрос, что делать, если ребенок передумает заниматься, мы отвечаем: «Скрипка — это ваша инвестиция». Во-первых, инвестиция финансовая — если инструмент окажется не нужен, мы можем принять его в магазин на реализацию. У нас есть комиссионный отдел, где представлены «разыгранные» инструменты, и они всегда пользуются спросом. Скрипка или виолончель в хорошем состоянии не теряют своей стоимости, она только увеличивается со временем.

Во-вторых, самое важное: это инвестиция образовательная. Скрипка оказывает колоссальное влияние на формирование гармоничной личности ребенка. Здесь хотелось бы сослаться на выдающегося педагога современности Степана Ованесовича Мильтоняна, учителя-методиста из Твери, очень почитаемого в российских педагогических кругах. В своей книге «Педагогика гармоничного развития скрипача» он пишет, что для каждого ребенка необходимо общение с музыкой, освоение инструмента на том уровне, какой индивидуально необходим и посилен.

— Вы изготавливаете не только скрипки, но и другие смычковые. Обучают ли детей на альтах, виолончелях и контрабасах? Наверное, тоже есть уменьшенные модели?

— Альты и контрабасы сейчас востребованы в музыкальных школах, а раньше только в колледжах переводили на эти инструменты. Считалось, что если у кого-то не задалось со скрипкой — рекомендуем альт. Не получается с виолончелью — присмотритесь к контрабасу. Однако сегодня картина другая: и альтиста, и контрабасиста можно и нужно обучать с нуля, руководствуясь интересом ребенка к этим инструментам, которые обладают очень мощными тембровыми характеристиками. А также учитывая «фактуру» ребенка: игра на альте или контрабасе требует достаточного роста, длины рук, конфигурации ладони, общей физической силы. Поэтому нужны ученические модели альтов и контрабасов для школьников.

Виолончели мы выпускаем начиная с размера 1/32, по аналогии со скрипкой, для обучения детей с трех лет. Есть уменьшенные варианты альтов (в размере корпуса от 356 мм — это практически размер 4/4 скрипки, но построение инструмента и строй — альтовый, на квинту ниже). Контрабасы начинаются с размера 1/8.

Концерт-игра для детей «Добрая зимняя сказка».
Концерт-игра для детей «Добрая зимняя сказка».

Фото с сайта goronok.ru

— В сети распространены видео, когда какой-нибудь зарубежный вундеркинд играет на скрипке с наклейками на грифе. Это нормально?

— Есть такие методики с позиционными наклейками, но наша российская школа против этого. Все-таки скрипка такой инструмент, где все строится на ощущениях. И вот насколько правильно, насколько точно с первых шагов эти ощущения прививаются, зависит дальнейшее мастерство исполнения. Потому что ребенок растет, расстояние между пальчиками становится шире. И скрипка, как одежка, должна быть тоже следующего размера. И вот эти пропорции в инструменте должны быть очень точно выверены.

— Давайте поговорим теперь про цены. Сколько стоит скрипка для самых маленьких?

— Скрипка 1/32, модель «Нова» стоит 25500 рублей. Стоимость скрипки 4/4 в ученической категории: «Нова» — 29500 рублей, «Каприс» — 49000 рублей; в студенческой — от 66500 рублей («Каденция») до 110000 рублей («Фантазия»); выше по цене — мастеровые инструменты. Размеры поменьше стоят немного дешевле целого. Стоимость альтов, виолончелей и контрабасов всегда можно посмотреть на сайте, они идут по аналогичным скрипке категориям и наименованиям.

Когда ребенок развивается бурными темпами, участвует в конкурсах и у него вырабатываются более широкие представления о звучании, тогда мы, подбирая размер, рекомендуем родителям постепенно повышать уровень инструмента. Чем качественнее инструмент, тем соответственно и выше цена, которая складывается из многих факторов. Для профессионального инструмента миллион рублей и выше — адекватная цена, если говорить о мастеровых скрипках сольного характера.

-6

Фото: скрипка «Valentin Belozertsev, Goronok String Instruments Saint-Petersburg 2018»

— Чем, кроме цены, отличается ученический инструмент от мастерового? На что вообще влияют те нюансы, из-за которых одна скрипка стоит столько, а другая, с виду такая же, в два раза дороже?

— Первое — это качество дерева. Для дорогих инструментов идет более избирательный отбор древесины по акустическим свойствам. Порода дерева всегда одинаковая: для верхней деки — ель, для корпуса и головы — клен. Второе — это труд мастеров, вложенный в столярную составляющую и настройку, доводку инструмента. Важно: ученические и студенческие инструменты у нас создаются несколькими мастерами (мануфактурный принцип), а мастеровые — одним мастером (такие инструменты имеют именной этикет внутри корпуса). Третье — комплектация. Для профессиональных инструментов идет индивидуальный подбор струн, более дорогая фурнитура.

Все вышеперечисленное в итоге выражается в звучании инструмента, что определяется яркостью, тембровыми красками, пластикой, динамическим диапазоном и прочими более тонкими характеристиками.

При создании скрипок даже самого маленького размера задействованы все те же самые технологии, которые идут для создания полноценного четырех четвертного инструмента. Скрипки размера 1/32 появились на рынке только лет двадцать назад, в том числе благодаря нашей компании. Потому что раньше самыми маленькими инструментами были 1/16, за которыми еще надо было побегать, где-то с рук купить.

Добавлю также, что каждая скрипка, как и альт, виолончель или контрабас, имеют свое индивидуальное звучание. И выбирая из нескольких инструментов одного уровня и одной цены, мы слышим разные характеристики звука. Это еще одно преимущество инструментов Goronok — ручная работа в производстве дает такой результат!

— Что бы вы посоветовали тем родителям, кто только раздумывает, стоит ли начинать учить ребенка играть на скрипке?

— Не нужно бояться пробовать. Не нужно думать, что если привлечь ребенка в музыкальную школу, то это будет какой-то прессинг и будет тяжело. Сегодня в школах идут разного рода программы. Есть программы для профессионального развития, с прицелом на музыкальную карьеру, и есть программы, которые дают общее музыкальное образование.

Концерт-игра для детей «Добрая зимняя сказка».
Концерт-игра для детей «Добрая зимняя сказка».

Фото с сайта goronok.ru

— А как определить, вести ребенка сразу на «профи» или «для себя»?

— Здесь, конечно, нужно пообщаться с педагогом. Найти музыкальную школу в вашем районе и поинтересоваться, работают ли там педагоги с малышами. Просто в некоторых школах есть классы с подготовительными программами, так называемые нулевки, где педагоги на раннем этапе могут распознать, есть ли у ребенка интерес к инструменту, к музицированию, и какую программу лучше выбрать, чтобы каждый конкретный ребенок смог получить именно то, что ему необходимо от музыкального образования.

Есть педагоги, у которых очень хорошо получается выстраивать контакт с малышами. Они умеют раскрутить их сознание и заинтересовать, обучать в игровой форме, развивать их. Часть с детьми занимаются в группах, это их раскрепощает и учит общению на музыкальном языке.

— Игровая форма обучения когда-нибудь кончается, все равно придется заставлять?

— Без этого никак. Но когда тяга к инструменту уже есть, вы чувствуете, что появилось такое «сцепление», здесь нужен индивидуальный педагог, который будет, опять же без излишнего давления, добиваться результатов.

Также очень важна вовлеченность родителей в процесс. Всем скрипачам знакома фраза выдающегося педагога, воспитавшего плеяду ярких исполнителей, среди которых Елизавета Гилельс, Борис Гольдштейн, Давид Ойстрах, Михаил Фихтенгольц... Петр Соломонович Столярский говорил: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые родители».

В этой фразе кроется один очень важный секрет. Обучение на скрипке — это процесс, в котором должно быть задействовано все окружение ребенка. Очень многое зависит именно от качества домашних занятий, при которых необходим контроль и выполнение установок педагога. Большую роль играет совместный интерес ребенка и родителей к музыке, инструменту, музыкальным событиям.

Знаете, все чаще и чаще родители, определяющие своего ребенка в музыкальную школу и желающие активно участвовать в процессе, приобретают также себе инструмент для занятий вместе с ребенком. Это интересно, эффективно и весело!

— Действительно, это новый поворот — учиться вместе с ребенком. Инна Викторовна, благодарю за содержательное интервью. Портал Музклассы.рф желает вашей фирме процветания и много талантливых музыкантов, играющих на ваших инструментах!

Беседу вела Ольга Шабунина