Начавшаяся война Израиля с палестинской группировкой ХАМАС заставляет задуматься о перспективах эмиграции в эту страну из России, которая все последние годы была крайне интенсивной. Перспективы этой эмиграции сегодня выглядят далеко не столь благоприятными, как до начала нового витка арабо-израильского конфликта.
Отток еврейского, а также части нееврейского населения из России в Израиль на протяжении последних десятилетий был исключительно интенсивным, что привело к резкому сокращению численности диаспоры в странах бывшего СССР. С началом СВО Израиль, который уже длительное время пребывал в состоянии относительно спокойного сосуществования со своими арабскими соседями, стал одним из главных направлений выезда российских релокантов. Интерес к Израилю был связан как с наличием у целого ряда оппозиционно настроенных релокантов еврейских корней, позволявших претендовать на израильское гражданство, так и присутствием в стране большой русскоязычной общины, обеспечивающей деятелям культуры и искусства значительную по размерам аудиторию и культурно-языковую среду.
По данным еврейского агентства «Сохнут», с 1 января по 1 декабря прошлого года из России в Израиль репатриировались 37 364 человека, что составило более половины из общего объема иммиграции за этот период (70 тыс.). Причем эти данные включают не просто прибывших в страну, а получивших израильский паспорт. Такой объем иммиграции стал рекордным за 23 последних года. Для сравнения: в предыдущем 2021 г. в страну въехало всего 28,6 тыс. чел.
Репатриации евреев из России израильское руководство после начала СВО уделяло повышенное внимание. Так, 21 сентября 2022 г. после объявления в РФ частичной мобилизации премьер-министр Израиля Яир Лапид попросил авиакомпанию El Al увеличить количество рейсов из России в Израиль, беспокоясь о судьбе российских евреев. Позднее издание Jerusalem Post сообщало о планах Израиля выделить более 25,5 млн долл. на поддержку репатриантов из России в связи с ожидаемым прибытием «десятков тысяч кандидатов на репатриацию».
Репатриация этнических евреев играет для Израиля чрезвычайно важную роль, не сопоставимую с той, которую иммиграция титульного населения имеет для всех прочих практикующих или практиковавших в прошлом такую политику государств (ФРГ, Казахстан). Само возникновение Государства Израиль в середине XX в. стало возможным благодаря репатриации евреев на территорию Палестины (алия – «восхождение»).
К концу XIX в. численность её еврейского населения была крайне невелика и составляла всего примерно 25 тыс. чел. Однако события первой половины XX в., включая гонения на евреев в нацистской Германии и захваченных ею странах Европы, привело к нескольким волнам эмиграции (их насчитывают от пяти до семи) и резкому увеличению численности еврейского населения Палестины. К моменту окончания британского мандата в Палестине её еврейское население составляло около 650 тыс. чел., что оказалось достаточным для создания собственного государства.
Активизация эмиграции евреев из СССР пришлась на начало 1970-х гг., когда Советский Союз снял ограничения на их отъезд. В конце 1960-х гг. количество репатриантов из СССР было небольшим (1968 г. - 224 чел., 1969 г. - 3019 чел., 1970 г. - 992 чел.), а после снятия ограничений выросло в несколько раз, достигнув в 1971 г. 13 тыс. чел. Наибольший подъем пришелся на 1972–79 гг., после чего объем еврейской эмиграции из СССР вследствие введенных ограничений вновь сократился. В середине 1980-х гг. репатриация упала до самого низкого уровня за всю историю Израиля. В 1986 г. в страну прибыло менее 10 тыс. переселенцев. Однако в 1987 г. после начала перестройки началась новая волна, и число репатриантов из СССР выросло в 10 раз по сравнению с 1986 г. (2096 против 202 чел.). В 1989 г. число репатриантов составило уже 24 тыс., вдвое превысив среднегодовой показатель четырех предыдущих лет. В рекордном 1990 г. объем еврейской иммиграции в Израиль в целом достиг почти 200 тыс. (лишь в 1949 г. их было 240 тыс.), причем более 92% прибыли из СССР.
Уже в 1970-е гг. евреи ехали отнюдь не только на историческую родину, но и в развитые страны Запада с высоким уровнем жизни, прежде всего – в США и Германию. Так, из 259,5 тыс. евреев, покинувших СССР в 1967–82 гг., в Израиль прибыли только 161 тыс. (62%). С введением в октябре 1989 г. квоты на въезд в США подавляющее большинство выезжающих из СССР евреев стало направляться в Израиль, доля которого среди стран эмиграции евреев в 1990 г. составила 90%. В дальнейшем этот показатель заметно снизился.
Так, уже в 1991 г. доля Израиля среди основных направлений еврейской эмиграции составила 76%, в 1992 г. – уже 53%, а в среднем за 1989-2009 гг. – 61%. Всего же за 1970-2009 гг. страны бывшего СССР покинули 1 млн 925 тыс. евреев, из которых на территорию самого Израиля репатриировались немногим более половины – 1 млн. 163 тыс. чел. Однако на фоне численности населения Израиля (около 3 млн чел. на 1970 г.) это была очень внушительная цифра.
Крайне выгодным для Израиля был профессиональный состав репатриантов и, прежде всего, из-за высокого уровня образования. В 1970-е гг. 38% репатриантов составляли люди с высшим образованием, работавшие по специальности (в том числе 25% инженеров и 6% врачей). В 1990–1991 гг. доля лиц с высшим и средним специальным образованием составляла 65% от общего числа репатриантов из СССР, а после 1993 г. она снизилась до 50%. Среди прибывших из СССР велико было также число ученых, архитекторов, юристов, преподавателей, деятелей искусств и спортсменов.
По данным на 2001 г., численность безработных среди них ниже, чем в среднем по Израилю, а уровень их заработной платы превосходит средний по стране. Не осуществляя никаких затрат на образование, Израиль получал квалифицированные кадры, в том числе востребованных технических и медицинских специальностей, подготовка которых стоит дороже и требует более длительного времени.
По данным переписи 2021 г., в России осталось всего 82 тыс. евреев. Однако потенциал эмиграции из России в Израиль гораздо шире. Если в качестве критерия взять галахическое еврейство (те, кто был рожден еврейкой в любом поколении или же принял иудаизм), то еврейская диаспора в РФ может насчитывать 250-300 тыс. чел. Если же рассматривать «расширенную еврейскую популяцию», к которой относятся не только сами евреи по женской линии, но их дети, внуки, а также супруги нееврейского происхождения, также имеющие право на репатриацию, то ее численность, по некоторым оценкам, может составлять до 700-800 тыс. чел. Так что сокращение численности еврейской диаспоры в России и других странах бывшего СССР может отнюдь не привести к полному прекращению эмиграции в Израиль. В нее могут быть вовлечены новые группы населения, особенно те из них, кто обладает востребованным образованием, квалификацией и профессиональными навыками.
Другое дело, что недавнее обострение арабо-израильского конфликта, затронувшее большую часть территории страны и показавшее ее уязвимость перед нападениями такого рода, миграционную привлекательность Израиля неизбежно уменьшит. В прошлом реэмиграция из Израиля в Россию и страны СНГ наблюдалась лишь в периоды, когда израильская экономика переживала спад, не будучи связанной с военными событиями. Тем более что военно-политических кризисов, подобных нынешнему, в истории Израиля за последние полвека не было. Предыдущий кризис, сопоставимый по масштабам с текущим – «Война Судного дня» (6-25 октября 1973 г.), случился ровно 50 лет тому назад и существенного влияния на эмиграцию тогда не оказал. Израиль из того конфликта вышел однозначным победителем, разбив на поле боя вооруженные советским оружием египетскую и сирийскую армии. Сейчас же достижение аналогичного результата будет крайне проблематичным в силу того, что нападения боевиков на военные объекты и мирное население уже состоялись и предотвратить их силовики не сумели.
Поскольку же безопасность населения Израиля теперь под большим вопросом, можно прогнозировать сокращение его миграционной привлекательности в глазах населения России и других стран бывшего СССР. А это неизбежно приведет к значительному падению объемов репатриации, которое, по всей видимости, будет иметь долгосрочный характер. Кроме того, весьма вероятна заметная по масштабам реэмиграция населения из Израиля в РФ, которая в то же время, скорее всего, не затронет тех релокантов, которые уехали из России как идейные противники СВО.
Александр ШУСТОВ
Оригинал статьи размещен здесь