После "Берты" Скорсезе внял разумным советам и вновь обратился к тому, что было ему известно лучше всего - нравам нью-йоркского района Маленькая Италия, где он провёл детство.
Герои "Злых улиц" - парни, очень похожие на тех, кого знал Мартин, их жизнь и деятельность он наблюдал ежедневно, а сценарий так же реалистичен, как если бы любой из вас написал о своей семье, своей школе, своей улице и так так далее.
Реалистичность - то, что оценили и тогда, в 70-х, и что ценится теперь. Теперь - особенно, ведь все понимают, что прошлое теперь можно увидеть только на экране, и чем реалистичнее фильм, тем он ценнее.
Но, конечно, не только реализм "поместил" этот фильм в разряд классики.
Разбирать кинематографические приёмы я здесь не буду, думаю, это интересно только специалистам (а они и так знают :), поэтому отмечу другую важную особенность "Злых улиц": они, по мнению Роджера Эберта (известного кинокритика и большого поклонника Скорсезе), являются одной "из исходных точек современной киноиндустрии".
Сказано, конечно, громко, но невозможно переоценить значение Скорсезе для киноиндустрии, а именно на "Злых улицах" он родился как самобытный режиссёр, найдя свою тему, свой стиль и свои способы донесения идеи до зрителя.
Кроме того, это первый опыт сотрудничества Скорсезе и Роберта де Ниро (де Ниро снимется почти в двух десятках фильмах режиссёра, а еще - познакомит с Леонардо Ди Каприо).
Также "Злые улицы" введут новый тип героя, имитацию документальности (дань любви Скорсезе к европейской "новой волне"), глубокую искренность и замену строгого кинематографического языка языком улиц (в оригинале от его малоцензурности "уши вянут" :)).
При всём при этом "Злые улицы" местами скучноваты (на мой вкус), а герои меня выбесили конкретно - да, не понять мне метаний начинающего гангстера между искреннем стремлением к Богу и творимыми злодеяниями.
Любопытно, что отношения главных героев (Чарли и Джонни) списаны почти с натуры: отец Мартина пытался вытащить из долгов своего брата; однако, на мой взгляд, есть огромная разница между родным братом и другом детства, который ведёт себя совершенно не дружески.
Пора, пожалуй, сказать несколько слов о сюжете :)
Исходно предполагалось, что "Злые улицы" станут продолжением "Кто стучится в мою дверь" - этого не случилось, но главный герой, Чарли Каппа (Харви Кейтель, дебютировавший в главной роли "Кто стучится в мою дверь") так же, как и его предыдущий герой серьезно относится к религии.
Однако здесь разрыв между идеальным и реальным куда глубже, поскольку Чарли неразрывно связан с мафиозными структурами: он не пришёл туда сам, он не выбирал, он вырос в такой семье и таком окружении.
Легко делать выбор в пользу идеального, если отсутствуют соблазны, а когда ты член семьи в буквальном смысле?
У Чарли есть друг детства "Малыш" Джонни (Роберт де Ниро) - конкретный придурок, задолжавший абсолютно всем.
Зритель знакомится с героями в то время, когда долги Джонни уже вышли за рамки просто долгов, а превратились в серьезную проблему в том числе и для Чарли - некоторое время назад он зачем-то поручился за Джонни. "Друг" получил крупную сумму и отдавать её не собирается...
Религиозный Чарли, большой поклонник Святого Франциска, решает жить по его заветам и,для начала, вытащить из беды Джонни. Вот только благие намерения, не подкреплённые возможностями и желанием "спасаемого" ведут сами знаете куда...