Найти тему
Маньяк на кофеине

Настольная игра Vagrantsong. Паровозик, который смог

Ты ждешь поезда. Поезда, который увезет тебя далеко. Ты знаешь, куда хотела бы поехать, но, куда увезет поезд, не знаешь.

Дед-барахольщик, бродяжка в компании с песиком, священник, пузатый балалаечник (шучу, конечно же, это банджо!), и прочие разносторонние личности пришли в сознание на борту призрачного поезда, мчащего в никуда. За окнами поезда - непроглядная темень и странные завывания, поезд скрипит, лязгает сотней старых железяк, поскрипывает, а вы, хоть убей, не можете вспомнить, как вы здесь оказались. Однако вам не до выяснения обстоятельств - прямо у вас под ногами, сквозь хлипкие доски, которыми выложен пол вагона, просачивается призрак, светящийся жутким потусторонним светом и с жутким урчанием тянет к вам руки...

-2

Vagrantsong - выполненный в стилистике мультфильмов 1930-х годов (если угодно, в стилистике Cuphead) "босс-батлер", где на протяжении N-числа сценариев вам сотоварищи предстоит отпинываться от разнообразных супостатов и в лучших традициях "Что за ужас тут творится" искать ответы на волнующие вас вопросы.

Самые разнообразные герои со своими особенностями пытаются не растерять человечность (читай, не сдохнуть и не обратиться в призраков) и отбиться от самых разных потусторонних исчадий, собирая мистические причиндалы и в промежутках между миссиями выторговывая у призрачного котика новые навыки, плюшки и информацию о происходящем.

Чисто механически Vagrantsong — крайне простая игра. У вас есть персонажи с некоторой долей асимметрии, которые в процессе прохождения кампании обрастут различными минорно различающимися навыками и артефактами вроде шипастых боксерских перчаток или призрачного фонаря, на который, точно мотыльки, летит нечисть.

-3

Каждый ход здесь подобен "классическим" на сегодняшний день лавкрафтианским играм - сперва вы тратите монетки, чтобы выполнить различные действия: подвигаться, попытаться вытащить что-то полезное из мешка с хламом (свечка притягивает привидений, яблоко - лечит раны, кроличья лапка=доп.монетке, соль снимает дебаффы, а гвоздями можно кидаться в гадов, "причиняя" им человечность. Это не шутка - человечность у героев и у призраков = здоровье, но если первым ее надо как следует прибавить, то вторым - ни в коем случае не растерять!), попытаться постукать призрака или "поискать"/активировать предмет на поле или же задействовать навык. Успешность действий определяется старым-добрым броском кубов, где, как правило, 4-6 - это успех, а прочее - провал.

После вашего хода вы тянете все из того же мешка с барахлом жетоны, которые в зависимости от сценария и противостоящего вам потустороннего чуда-юда определяют, что сейчас произойдет. При этом когда в ячейке скапливается определенное число жетонов (например, 2 яблока или 5 гвоздей), монстр особо воодушевляется, и устраивает вам темную - шатает вагон, впечатывает вас в стены, погружает все вокруг в темноту etc. - а все жетоны замешиваются в мешочек обратно.

-4

Все это происходит до тех пор, пока вы не "очеловечите" (читай - настукаете) вашего противника необходимое число раз или же сами не обратитесь в потусторонние создания - (вы, к слову, не умираете насовсем: когда жизни иссякнут, вы получите "рану" вместо действующего навыка. И будете жить до тех пор, пока есть активные способности), которые могут летать по вагону и обладают иными абилками или же не выполнится особое условие завершения партии.

К слову, персонажи (равно как и боссы) здесь со своими приколами, например, у девочки-бродяжки есть собака, которая бегает отдельно от неё, ее нельзя убить, но она хорошо ищет предметы и может кусать привидений....за какую-нибудь выделяющуюся "конечность". А у клирика, которым играю я, есть возможность перенаправлять свое лечение на других персонажей - а лечится он от каждого чиха. Дедуля обладает повышенной вместимостью рюкзака, и бодро ищет всякий хлам (зато передвигается, едва двигая ногами) и так далее.

Все это приправляется щедрыми мазками сюжета - вас ждет обильная вводная перед каждым сценарием, где, возможно, вам придется делать нелегкий выбор, который а) определит дальнейшее прохождение игры и б) одарит вас баффами/проклятиями на следующие раунды. И история здесь, поверьте, недурная - а потому для прохождения "Бродяжной песни" стоит неплохо знать язык, ведь повествование здесь изобилует лихими метафорами и фигурами речи с метафорами и игрой слов.

-5

Есть мнение, что Vagrantsong может быстро надоесть ввиду того, что чисто игромеханически она не срывает звёзд с неба. По сути говоря, у вас на партию (а она длится часа два) ровно 1 монстр, которого вам нужно загасить, а все, что вы делаете - набор из простейших 5 действий: подвигаться, полечиться, потянуть барахло из мешка или кинуть кубы на исследование объекта, либо на урон монстру. Процесс здесь прост до безумия, особенно в наше-то время.
НО! Фишка в игры в том, что каждый босс, каждый сценарий - принципиально разные, и мало того, что вас сюжетно подводят к происходящему в процессе каждой миссии - вы открываете для себя какие-то новые подробности, по крупицам собираете сведения о том, где вы оказались. Каждый босс вносит какие-то новые правила: у вас может начать рушиться вагон или вы можете страдать слепотой. Один призрак бегает от одного героя до другого и стягивает бродяг, другой пытается убежать от вас, третий бьёт вас об стены, а кто-то, наоборот, пытается затопить вагон и повышает уровень воды. Проще говорят, каждый босс немного меняет ваш геймплей и в каждой миссии вам придётся выполнять совершенно разные задачи и за счёт этого игра каждый раз раскрывается с другой стороны. Но здесь стоит учесть и факт, что мы не проходим игру нахрапом, а все наши пять сценариев сыграли с перерывом в пару недель. И каждая партия происходила совершенно по новому лекалу, и не было такого, что 1 монстр похож на другого, а их там, в коробке ой-ой-ой. И из-за обилия сюжетных поворотов (ИМХО) прохождение коробки в двух разных компаниях будет кардинально отличаться.

-6

Плюсом к необходимости победить главгада игра предлагает еще тройку необязательных квестов, которые иной раз заставляют попотеть, но а) упрощают прохождение сценария (получаете какой-то предмет, лечитесь, наносите боссу внушительный урон или он пропускает атаку) и увеличивают награду по итогам миссии - вы зарабатываете деньги, которые можете потратить на восстановление "раненых" навыков и покупку новых, приобретение и починку предметов. Ну или просто можете задонатить чёрному коту, который наставляет вас между сценариями.

Следующую часть повествования я на всякий случай уберу под спойлеры, чтобы на случай, если кто-то хочет проходить игру самостоятельно и боится заранее узнать какую-то часть сюжета или монстров, с которыми предстоит столкнуться, чтобы он пребывал в блаженном неведении. Конечно, возможно, это пустяшная и напрасная предосторожность, потому что на протяжении сюжета у вас будет несколько эпизодов, когда вы выбираете развилку, по которой продолжите свою историю, и вам могут никогда не попасться монстры, с которыми бились мы, Но для вашего же спокойствия! Не хотите узнать сюжет - прокрутите кусок текста между двух следующих картинок - и переходите сразу к впечатлениям.

-7

Как я уже говорил, каждый призрак порождает новые проблемы. Так, например, в нашей последней партии мы столкнулись с птицей, которую иронично прозвали "Сломанные крылья". В отличие от всех остальных сценариев, в этот раз нам пришлось стартовать на разных концах поезда, что осложнило в принципе, всю тактику. Кроме того, мы оказались забаррикадированы в 2 крайних вагонах, где постоянно прибывала вода и каждый ход мы теряли определённое количество хп.... и при этом мы не могли выбраться и понизить уровень воды, потому что они были забаррикадированы бочками и ящиками - пришлось искать бикфордов шнур и динамит, а также свечку, чтобы это все поджечь. После того, как мы успешно преодолели препятствие, оказалось, что в большом вагоне, который нас разделяет, летает призрак птицы и мало того, что, в отличие от нас, простых людей, которые ходят на 2-3 клеточки, птица может летать на 15-16, при этом игнорируя препятствия, и за раз она преодолевает полтора вагона, по пути пикируя на всех бродяг и нанося им урон. А в моменты своих крутых активаций она ещё машет крыльями и отшвыривает всех прочь от себя в затопленные вагоны. Чтобы избавиться от затопления и продлить своё существование, нужно в мешочке с всяким хламом отыскивать сапоги (которые закидывались туда перед началом партии), которыми можно отчерпывать воду или же одеяло, которым можно заткнуть течь.

Еще в одном сценарии, который, как нам кажется, было "суждено" проиграть мы бились с неким "Томминокером" - это такая, в представлении авторов игры огромная летучая мышица со свечкой или мотылёк со свечкой, который напоминает чем-то кобольда из hearthstone. И вот у этого томминокера была неприятная особенность: он ломал вокруг себя вагон. В зависимости от его активации образовывались провалы в полу, куда мог упасть герой, сверху падали обломки бочек и коробков, которые чинили баррикады на пути. И одним из из условий не слить сценарий было не допустить полного разрушения поезда (проще говоря, чтобы не случилось ситуации, куда выложить жетон обломков). И таки да, это был единственный раз, когда мы потерпели досадное поражение (хотя в целом боссы здесь не прощают ошибок), и мы проиграли настолько сокрушительно и без малейшего шанса, что как будто бы это нам попался тот самый сценарий, который обязательно нужно окончить неудовлетворительно, потому что он подводит тебя к сюжетному повороту, где к тебе является персонаж вроде трикстера или дьявола (для тех, кто играл в БГ3, считайте - Рафаил), который намекает, дескать, как вы здесь оказались, и что на 1 раз он вам простит такую оплошность и утерю человечности. НО в будущем! - если вы погибнете снова, то вас ждёт более печальная участь....

-8

В общем, мы отыграли в Vagrantsong уже пяток партий, и кто бы что ни говорил про примитивность геймплея, про рельсовость сюжета и прочее... вся наша честная компания не унывает и жаждет продолжения банкета. Почему? Потому что визуально игра прекрасна: акриловые стендики, стилистика мультфильмов, далёких-далёких годов, и идиомы из разряда "you scratch my back and i'll scratch yours". Все это выглядит просто "вау". А потом - для тех, кто любит челлендж в кооперативах - "песня бродяжки" конкретно даёт прикурить - даже первые пару сценариев мы проходили, поднатужившись, а уже в 3 мы буквально висели на волоске. Призраки на то и потусторонние твари, что лихо носятся по всему поезду, швыряют вас об ящики, преграждают вам путь, всячески унижают и ущемляют вас. Вы постоянно балансируете на грани жизни и смерти, и пытаетесь выжать максимумы из своих абилок. В Vagrantsong мы ощутили на себе в полной мере, что такое "рак кубов", когда ты швыряешь целую жмень костей и не выпадает ни 1 успеха (даже с учётом того, что успехи у тебя на 3+). И при этом в конце сценария может случиться такая ситуация, что ты пришёл весь избитый, израненный (едва ли не обоссаный) и вместо того, чтобы покупать себе прокачки на следующую миссию, приходится элементарно спускать деньги на хил у демонического кота.

-9

Поначалу я думал "ну какая же скука - биться всего лишь с 1 монстром на огромном-огромном железнодорожном составе из 3 вагонов - это же слишком много пространства для манёвра и слишком мало действия!" Я ещё никогда так не заблуждался...

В общем - пробег пока что отличный, оптимизма мы с сопартийцами не теряем и все-таки надеемся пройти коробочку до конца, чтобы понять, что за ересь творится на этом диком поезде, и что ж это за подозрительный кот, на которого мы тратим все заработанное нелегким трудом.

-10