Ты ждешь поезда. Поезда, который увезет тебя далеко. Ты знаешь, куда хотела бы поехать, но, куда увезет поезд, не знаешь.
Дед-барахольщик, бродяжка в компании с песиком, священник, пузатый балалаечник (шучу, конечно же, это банджо!), и прочие разносторонние личности пришли в сознание на борту призрачного поезда, мчащего в никуда. За окнами поезда - непроглядная темень и странные завывания, поезд скрипит, лязгает сотней старых железяк, поскрипывает, а вы, хоть убей, не можете вспомнить, как вы здесь оказались. Однако вам не до выяснения обстоятельств - прямо у вас под ногами, сквозь хлипкие доски, которыми выложен пол вагона, просачивается призрак, светящийся жутким потусторонним светом и с жутким урчанием тянет к вам руки...
Vagrantsong - выполненный в стилистике мультфильмов 1930-х годов (если угодно, в стилистике Cuphead) "босс-батлер", где на протяжении N-числа сценариев вам сотоварищи предстоит отпинываться от разнообразных супостатов и в лучших традициях "Что за ужас тут творится" искать ответы на волнующие вас вопросы.
Самые разнообразные герои со своими особенностями пытаются не растерять человечность (читай, не сдохнуть и не обратиться в призраков) и отбиться от самых разных потусторонних исчадий, собирая мистические причиндалы и в промежутках между миссиями выторговывая у призрачного котика новые навыки, плюшки и информацию о происходящем.
Чисто механически Vagrantsong — крайне простая игра. У вас есть персонажи с некоторой долей асимметрии, которые в процессе прохождения кампании обрастут различными минорно различающимися навыками и артефактами вроде шипастых боксерских перчаток или призрачного фонаря, на который, точно мотыльки, летит нечисть.
Каждый ход здесь подобен "классическим" на сегодняшний день лавкрафтианским играм - сперва вы тратите монетки, чтобы выполнить различные действия: подвигаться, попытаться вытащить что-то полезное из мешка с хламом (свечка притягивает привидений, яблоко - лечит раны, кроличья лапка=доп.монетке, соль снимает дебаффы, а гвоздями можно кидаться в гадов, "причиняя" им человечность. Это не шутка - человечность у героев и у призраков = здоровье, но если первым ее надо как следует прибавить, то вторым - ни в коем случае не растерять!), попытаться постукать призрака или "поискать"/активировать предмет на поле или же задействовать навык. Успешность действий определяется старым-добрым броском кубов, где, как правило, 4-6 - это успех, а прочее - провал.
После вашего хода вы тянете все из того же мешка с барахлом жетоны, которые в зависимости от сценария и противостоящего вам потустороннего чуда-юда определяют, что сейчас произойдет. При этом когда в ячейке скапливается определенное число жетонов (например, 2 яблока или 5 гвоздей), монстр особо воодушевляется, и устраивает вам темную - шатает вагон, впечатывает вас в стены, погружает все вокруг в темноту etc. - а все жетоны замешиваются в мешочек обратно.
Все это происходит до тех пор, пока вы не "очеловечите" (читай - настукаете) вашего противника необходимое число раз или же сами не обратитесь в потусторонние создания - (вы, к слову, не умираете насовсем: когда жизни иссякнут, вы получите "рану" вместо действующего навыка. И будете жить до тех пор, пока есть активные способности), которые могут летать по вагону и обладают иными абилками или же не выполнится особое условие завершения партии.
К слову, персонажи (равно как и боссы) здесь со своими приколами, например, у девочки-бродяжки есть собака, которая бегает отдельно от неё, ее нельзя убить, но она хорошо ищет предметы и может кусать привидений....за какую-нибудь выделяющуюся "конечность". А у клирика, которым играю я, есть возможность перенаправлять свое лечение на других персонажей - а лечится он от каждого чиха. Дедуля обладает повышенной вместимостью рюкзака, и бодро ищет всякий хлам (зато передвигается, едва двигая ногами) и так далее.
Все это приправляется щедрыми мазками сюжета - вас ждет обильная вводная перед каждым сценарием, где, возможно, вам придется делать нелегкий выбор, который а) определит дальнейшее прохождение игры и б) одарит вас баффами/проклятиями на следующие раунды. И история здесь, поверьте, недурная - а потому для прохождения "Бродяжной песни" стоит неплохо знать язык, ведь повествование здесь изобилует лихими метафорами и фигурами речи с метафорами и игрой слов.
Есть мнение, что Vagrantsong может быстро надоесть ввиду того, что чисто игромеханически она не срывает звёзд с неба. По сути говоря, у вас на партию (а она длится часа два) ровно 1 монстр, которого вам нужно загасить, а все, что вы делаете - набор из простейших 5 действий: подвигаться, полечиться, потянуть барахло из мешка или кинуть кубы на исследование объекта, либо на урон монстру. Процесс здесь прост до безумия, особенно в наше-то время.
НО! Фишка в игры в том, что каждый босс, каждый сценарий - принципиально разные, и мало того, что вас сюжетно подводят к происходящему в процессе каждой миссии - вы открываете для себя какие-то новые подробности, по крупицам собираете сведения о том, где вы оказались. Каждый босс вносит какие-то новые правила: у вас может начать рушиться вагон или вы можете страдать слепотой. Один призрак бегает от одного героя до другого и стягивает бродяг, другой пытается убежать от вас, третий бьёт вас об стены, а кто-то, наоборот, пытается затопить вагон и повышает уровень воды. Проще говорят, каждый босс немного меняет ваш геймплей и в каждой миссии вам придётся выполнять совершенно разные задачи и за счёт этого игра каждый раз раскрывается с другой стороны. Но здесь стоит учесть и факт, что мы не проходим игру нахрапом, а все наши пять сценариев сыграли с перерывом в пару недель. И каждая партия происходила совершенно по новому лекалу, и не было такого, что 1 монстр похож на другого, а их там, в коробке ой-ой-ой. И из-за обилия сюжетных поворотов (ИМХО) прохождение коробки в двух разных компаниях будет кардинально отличаться.
Плюсом к необходимости победить главгада игра предлагает еще тройку необязательных квестов, которые иной раз заставляют попотеть, но а) упрощают прохождение сценария (получаете какой-то предмет, лечитесь, наносите боссу внушительный урон или он пропускает атаку) и увеличивают награду по итогам миссии - вы зарабатываете деньги, которые можете потратить на восстановление "раненых" навыков и покупку новых, приобретение и починку предметов. Ну или просто можете задонатить чёрному коту, который наставляет вас между сценариями.
Следующую часть повествования я на всякий случай уберу под спойлеры, чтобы на случай, если кто-то хочет проходить игру самостоятельно и боится заранее узнать какую-то часть сюжета или монстров, с которыми предстоит столкнуться, чтобы он пребывал в блаженном неведении. Конечно, возможно, это пустяшная и напрасная предосторожность, потому что на протяжении сюжета у вас будет несколько эпизодов, когда вы выбираете развилку, по которой продолжите свою историю, и вам могут никогда не попасться монстры, с которыми бились мы, Но для вашего же спокойствия! Не хотите узнать сюжет - прокрутите кусок текста между двух следующих картинок - и переходите сразу к впечатлениям.
Как я уже говорил, каждый призрак порождает новые проблемы. Так, например, в нашей последней партии мы столкнулись с птицей, которую иронично прозвали "Сломанные крылья". В отличие от всех остальных сценариев, в этот раз нам пришлось стартовать на разных концах поезда, что осложнило в принципе, всю тактику. Кроме того, мы оказались забаррикадированы в 2 крайних вагонах, где постоянно прибывала вода и каждый ход мы теряли определённое количество хп.... и при этом мы не могли выбраться и понизить уровень воды, потому что они были забаррикадированы бочками и ящиками - пришлось искать бикфордов шнур и динамит, а также свечку, чтобы это все поджечь. После того, как мы успешно преодолели препятствие, оказалось, что в большом вагоне, который нас разделяет, летает призрак птицы и мало того, что, в отличие от нас, простых людей, которые ходят на 2-3 клеточки, птица может летать на 15-16, при этом игнорируя препятствия, и за раз она преодолевает полтора вагона, по пути пикируя на всех бродяг и нанося им урон. А в моменты своих крутых активаций она ещё машет крыльями и отшвыривает всех прочь от себя в затопленные вагоны. Чтобы избавиться от затопления и продлить своё существование, нужно в мешочке с всяким хламом отыскивать сапоги (которые закидывались туда перед началом партии), которыми можно отчерпывать воду или же одеяло, которым можно заткнуть течь.
Еще в одном сценарии, который, как нам кажется, было "суждено" проиграть мы бились с неким "Томминокером" - это такая, в представлении авторов игры огромная летучая мышица со свечкой или мотылёк со свечкой, который напоминает чем-то кобольда из hearthstone. И вот у этого томминокера была неприятная особенность: он ломал вокруг себя вагон. В зависимости от его активации образовывались провалы в полу, куда мог упасть герой, сверху падали обломки бочек и коробков, которые чинили баррикады на пути. И одним из из условий не слить сценарий было не допустить полного разрушения поезда (проще говоря, чтобы не случилось ситуации, куда выложить жетон обломков). И таки да, это был единственный раз, когда мы потерпели досадное поражение (хотя в целом боссы здесь не прощают ошибок), и мы проиграли настолько сокрушительно и без малейшего шанса, что как будто бы это нам попался тот самый сценарий, который обязательно нужно окончить неудовлетворительно, потому что он подводит тебя к сюжетному повороту, где к тебе является персонаж вроде трикстера или дьявола (для тех, кто играл в БГ3, считайте - Рафаил), который намекает, дескать, как вы здесь оказались, и что на 1 раз он вам простит такую оплошность и утерю человечности. НО в будущем! - если вы погибнете снова, то вас ждёт более печальная участь....
В общем, мы отыграли в Vagrantsong уже пяток партий, и кто бы что ни говорил про примитивность геймплея, про рельсовость сюжета и прочее... вся наша честная компания не унывает и жаждет продолжения банкета. Почему? Потому что визуально игра прекрасна: акриловые стендики, стилистика мультфильмов, далёких-далёких годов, и идиомы из разряда "you scratch my back and i'll scratch yours". Все это выглядит просто "вау". А потом - для тех, кто любит челлендж в кооперативах - "песня бродяжки" конкретно даёт прикурить - даже первые пару сценариев мы проходили, поднатужившись, а уже в 3 мы буквально висели на волоске. Призраки на то и потусторонние твари, что лихо носятся по всему поезду, швыряют вас об ящики, преграждают вам путь, всячески унижают и ущемляют вас. Вы постоянно балансируете на грани жизни и смерти, и пытаетесь выжать максимумы из своих абилок. В Vagrantsong мы ощутили на себе в полной мере, что такое "рак кубов", когда ты швыряешь целую жмень костей и не выпадает ни 1 успеха (даже с учётом того, что успехи у тебя на 3+). И при этом в конце сценария может случиться такая ситуация, что ты пришёл весь избитый, израненный (едва ли не обоссаный) и вместо того, чтобы покупать себе прокачки на следующую миссию, приходится элементарно спускать деньги на хил у демонического кота.
Поначалу я думал "ну какая же скука - биться всего лишь с 1 монстром на огромном-огромном железнодорожном составе из 3 вагонов - это же слишком много пространства для манёвра и слишком мало действия!" Я ещё никогда так не заблуждался...
В общем - пробег пока что отличный, оптимизма мы с сопартийцами не теряем и все-таки надеемся пройти коробочку до конца, чтобы понять, что за ересь творится на этом диком поезде, и что ж это за подозрительный кот, на которого мы тратим все заработанное нелегким трудом.