Образование в Татарстане, как и во всей стране, сегодня переживает кризис – на местах не хватает порядка полутора тысяч учителей, при том, что педвузы Татарстана ежегодно выпускают две тысячи специалистов. Проблема действительно есть – и не только кадровая, но и бюрократическая. Из-за нее многим школам приходится работать лишь с «людьми призвания» – или, что называется, с теми, кто есть.
До тех пор, пока в учебных заведениях Казани не решен вопрос с кадрами – в работе с ними помогают центры дополнительного образования. В этих центрах учителя школ, вузов и колледжей самостоятельно получают новые навыки и актуализируют знания в области педагогики. Например, в казанском Центре образовательных компетенций НТИ ежегодно обучается порядка тысячи педагогов. А все учебные программы этого центра сегодня бесплатны для граждан старше 50 лет, женщин в декрете или с маленькими детьми, участников СВО и их семей, а также для безработных, состоящих на бирже труда. Обучиться там можно, например, таким специальностям, как «Цифровой маркетинг», «Менеджер маркетплейса», «Создание онлайн-курсов», «Предпринимательство», и «SMM-специалист». Важно понимать, что получение дополнительного образования возможно только после получения диплома о высшем или среднем специальном образовании.
За пять лет существования Центра образовательных компетенций НТИ было выпущено более 50 тысяч таких специалистов, а в прошлом году процент трудоустройства выпускников составил 93%. В интервью с основательницей ЦОК НТИ Региной Цыганковой мы поговорили об актуальных профессиях и о том, в какой сфере сегодня себя находят люди в возрасте и как преодолеть личностный кризис.
«РЫНОК ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ СЕГОДНЯ ЛИДИРУЮЩИЙ В МИРЕ»
– Регина Сергеевна, вы окончили международный институт менеджмента, получили высшее образование в Международном институте экономики и права, проходили обучение по стандартам MBA в сфере маркетинга и управления. При этом вы создали несколько «нетрадиционных» онлайн-курсов. Как вы считаете, существует ли сегодня конфликт между официальным высшим образованием и прикладным онлайн-обучением? Может ли онлайн-образование полноценно заменить «вышку»?
– Все образование MBA было построено таким образом, что нам давали большое количество практических кейсов, где мы нарабатывали навык. Именно навык составлял основу нашего обучения – жизнь вряд ли смогла бы создать управленцу такое количество практических кейсов и задач. Что касается высшего образования, то это все-таки базовые вещи – благодаря этой базе человек может получить дополнительное образование либо диплом о переподготовке в нашем центре. Онлайн-образование – это все же дополнительное образование, и оно не может заменить «вышку». Оно хорошо тем, что быстро дает знания и позволяет отработать практические навыки – при этом в своем центре мы даем обратную связь по прогрессу обучающегося, и также сталкиваем его с заказчиками, учим с ними работать, чтобы после выпуска из нашего центра у обучающегося не было синдрома самозванца.
– Тут напрашивается вывод о том, что проблема высшего образования – в отсутствии практики.
– Да, практико-ориентированности не хватает, потому что университет не может быстро перестраивать программу. Дополнительное образование – это скорая помощь: при быстрых изменениях в рынке она регулирует спрос-предложение.
Например, у нас есть хорошие бухгалтеры с высшим образованием или после техникума. И фактически за 35 дней мы бухгалтеров переучиваем в дата-аналитиков. Нам легко это сделать, учитывая их базовое образование. При этом я не говорю, что онлайн-образование заменяет высшее, но оно ускоряет изменения в рынке.
– Можно ли сегодня говорить об устойчивом тренде на онлайн-образование?
– Абсолютно да. При этом рынок онлайн-образования в России сегодня лидирующий в мире. Для этого государство сделало конкретные шаги: когда в 2020 году началась пандемия, стартовали массовые государственные онлайн-программы по переобучению и подготовке специалистов в сфере IT, в маркетинге.
И таким образом люди не рисковали своим рублем, они шли на бесплатное онлайн-образование за счет государства и понимали, как оно работает. Так у людей появилось доверие к подобным механизмам подготовки – они поняли, что здесь актуальные знания, компетенции, навыки, еще и поддержка, индивидуальный подход. Потом они уже стали платить своим рублем и идти по протоптанной дорожке, которую им проложили.
– Не случилось ли массового пробела в знаниях из-за пандемии и перехода на онлайн-обучение?
Качество усвоения материала всегда зависит от методологии человека, который этот материал дает. Наверняка у вас были и офлайн-уроки, после которых вы ничего не помните – и были учителя, в которых вы были влюблены и выражали приверженность их предмету.
Но ведь оба эти учителя вели уроки в офлайне, поэтому и качество знаний студента больше зависит от эмпатии учителя, от его желания быть лучшим и осваивать новые инструменты взаимодействия с этой аудиторией. Да, у сегодняшних молодых людей есть клиповое мышление, но учитель может подготовить урок и с учетом этой особенности. Да, студенты смотрят лекции на скорости полтора – урок с учетом и этой особенности тоже можно подготовить.
Вузам следует относиться к своей работе так, как в коммерческих структурах относятся к своему покупателю. Ведь кто такой студент? Это же тоже покупатель услуги – и она должна быть в той форме, в той упаковке, какой требует покупатель. Весь рынок же так работает. Мы с дополнительным образованием можем гарантировать это – вузам надо чуть больше времени. Но я думаю, что они к этому обязательно придут, как только уйдет бюрократизация высшего образования. Технически вузы уже готовы.
– Нужно ли высшее образование, если есть бюрократия?
– Базовые знания допобразование не закроет. Другое дело, что было бы здорово, если бы высшее образование переложили в онлайн-форму, когда человек не был бы привязан к месту и при этом мог бы работать, более четко выстраивать свой график. Студент мог бы уже зарабатывать и не сидеть так долго на шее родителей. В моменте он бы уже реализовывал себя, искал способ коммуникации с клиентом, пробовал что-то новое. Студент уже сейчас мог быть в рынке труда, который у нас так сильно сейчас просел. И если бы высшее образование можно было бы получать онлайн – систематически, без снижения качества, было бы лучше. Речь не про замену, речь про изменение формата.
– Какие специальности в центре компетенций больше всего пользуются спросом?
– Каждый год разные. В 2020-2021 году был бум тестировщиков. Это было не только у нас, но и по всей России в IT-сфере. Потому что тестировщик – самый простой вход в программирование: любой человек, который хочет развиваться в этой сфере, осваивает тестировщика, а следующей веткой его развития становится изучение любого языка программирования.
В 2022 году был бум как раз на языки программирования. Сейчас – нейросети. Все зависит от рынка: спрогнозировать нельзя. Но мы понимаем сейчас, что курс по ИИ будет актуален в течение следующих лет. И также мы понимаем, что он будет актуален как в части маркетинга, так и в части автоматизации бизнес-процессов.
И как только мы видим, что именно будет актуально, мы начинаем писать курс. Но это также зависит от технологических барьеров и доступности технологий. Например, к Chart GPT сейчас доступ ограничен – это замедляет развитие. А завтра Яндекс может сделать свою нейросеть – и тогда это ускорит развитие отрасли.
– Какие профессии сегодня позволяют работать удаленно?
– Тестировщик, любой программист: он может не только поменять город, но и страну. Менеджер маркетплейсов – вот у нас люди старше 50 лет активно работают менеджерами маркетплейсов. Они обладают тотальной грамотностью – в карточке товара никогда не будет ошибки. Они отлично работают копирайтерами, в поддержке маркетплейсов – там же тоже очень много переписки. Если сравнить, как это делает 25-летний и 50-летний человек – это абсолютно разные степени качества этих обращений. И, работая менеджером маркетплейсов, можно в любом городе находиться. Работая в поддержке тоже можно в любом городе сопровождать достаточно большое количество клиентов и сделок.
– Не стал ли рынок IT перенасыщенным?
С учетом людей, которые уехали из-за СВО, а мы потеряли достаточно большие цифры, я не думаю, что рынок будет перенасыщен. Потому что наши программисты с базовой хорошей математикой, которую опять же гарантировало высшее образование, могут работать и удаленно на другие рынки. Если здесь переизбыток программистов, они могут работать на другие страны – и зарабатывать деньги точно так же, оставаясь в нашей стране. А рынков, в которых нужны программисты, огромное количество – не будем брать Индию. Это, наверное, единственный на сегодня сильно развитый рынок. В остальном – программисты требуются много где: вопрос только в коммуникации с заказчиками.
– Вы отслеживаете путь своих выпускников?
– К сожалению, такое количество выпускников трудно отследить. Но мы всегда отслеживаем уровень удовлетворенности обучением. Также в рамках обучения наши ученики два месяца работают по вебинарам с эйчарами, снижают страх выхода в новую профессию, в новую нишу.
А потом мы только узнаем об их успехах, когда они пишут нам какие-то письма. Благо такие поступают часто: мы узнаем о каком-нибудь человеке, который благодаря нам выбрал новую профессию, получил работу, у него получился классный кейс и он увеличил свой доход. Обратная связь очень заряжает: когда люди действительно сменили точку А на точку В – это вдохновляет. При этом важно, получая новые компетенции, регистрировать свой опыт: продать свой навык и закрепить установку, что новые знания – это новые деньги.
– Какие программы обучения сегодня действуют в вашем центре?
У нас есть программа на 260 часов – это обучение на четыре с половиной месяца. Есть программы на 144 и 72 часа. Но это программы, утвержденные законом: есть сфера дополнительного образования, программы в которой должны длиться 72 часа, 144 часа, а все, что выше 210 часов, – это уже программы переподготовки.
Переподготовка проходит с методологом, это полноценное онлайн-образование на четыре месяца. Если человек был вообще из другой сферы, он уже сам выбирает: нужна ему переподготовка или нужно допобразование. Но 144 часа – это в среднем 35 дней. И у нас все программы так выстроены: практика больше 50%. Мы стараемся нагрузить именно кейсами, именно тем, чему они за это время должны научиться.
Каждый образовательный блок у нас состоит из трех слоев: первый – это знания, на втором мы даем быстро отработать практические навыки, а третий слой – это столкновение с заказчиком, чтобы учащийся понимал, на каком уровне он находится, что он уже встретил тех, кто готов покупать его продукт. Пусть пока на базовом уровне это были бы какие-то небольшие деньги с биржи фрилансеров. Но зато студент понимает, что он может легко найти заказчика, просто нужно наращивать компетенции.
Обучение на 72 часа в среднем стоит 28 тысяч рублей. На 144 часа – 44 тысячи рублей. На 256 часов – 110, 120 тысяч. В зависимости от программы курса, сложности, наполняемости. Эти цифры прописаны государством – мы не можем сделать курсы дешевле или дороже.
– Регина, вы пишете книгу о преодолении личностных кризисов – можете рассказать о ней подробнее?
– В своей книге я говорю о том, как благодарна своим кризисам за то, что они меня постоянно выталкивали в какие-то абсолютно новые знания, новые навыки и новые для себя решения. Где-то не интуитивные. Человек может органично, интуитивно развиваться в чем-то, но это будет плавный рост. А когда у него случается кризис, он может привести к взрывному росту. У меня есть хороший пример с бизнес-партнером по онлайн-образованию, с которым у нас случился «квантовый скачок» в бизнесе. Я бы не стала работать с этим человеком при обычных обстоятельствах, но он встретился мне во время моего личного кризиса, в ковид, когда нам запретили выезд в университет. Для меня пойти в онлайн-образование было не очевидным действием. А он меня к этому подтолкнул.
Автор: Андрей МАРТЫГИН
Фото: Пресс-служба ЦОК НТИ
Владимир Гердо / Сергей Фадеичев / ТАСC
Владимир Федоренко / РИА «Новости»