Найти тему
Вечерняя Казань

За онлайн-образованием – будущее, но оно не сможет заменить «вышку»

Образование в Татарстане, как и во всей стране, сегодня переживает кризис – на местах не хватает порядка полутора тысяч учителей, при том, что педвузы Татарстана ежегодно выпускают две тысячи специалистов. Проблема действительно есть – и не только кадровая, но и бюрократическая. Из-за нее многим школам приходится работать лишь с «людьми призвания» – или, что называется, с теми, кто есть.

До тех пор, пока в учебных заведениях Казани не решен вопрос с кадрами – в работе с ними помогают центры дополнительного образования. В этих центрах учителя школ, вузов и колледжей самостоятельно получают новые навыки и актуализируют знания в области педагогики. Например, в казанском Центре образовательных компетенций НТИ ежегодно обучается порядка тысячи педагогов. А все учебные программы этого центра сегодня бесплатны для граждан старше 50 лет, женщин в декрете или с маленькими детьми, участников СВО и их семей, а также для безработных, состоящих на бирже труда. Обучиться там можно, например, таким специальностям, как «Цифровой маркетинг», «Менеджер маркетплейса», «Создание онлайн-курсов», «Предпринимательство», и «SMM-специалист». Важно понимать, что получение дополнительного образования возможно только после получения диплома о высшем или среднем специальном образовании.

За пять лет существования Центра образовательных компетенций НТИ было выпущено более 50 тысяч таких специалистов, а в прошлом году процент трудоустройства выпускников составил 93%. В интервью с основательницей ЦОК НТИ Региной Цыганковой мы поговорили об актуальных профессиях и о том, в какой сфере сегодня себя находят люди в возрасте и как преодолеть личностный кризис.

«РЫНОК ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ СЕГОДНЯ ЛИДИРУЮЩИЙ В МИРЕ»

– Регина Сергеевна, вы окончили международный институт менеджмента, получили высшее образование в Международном институте экономики и права, проходили обучение по стандартам MBA в сфере маркетинга и управления. При этом вы создали несколько «нетрадиционных» онлайн-курсов. Как вы считаете, существует ли сегодня конфликт между официальным высшим образованием и прикладным онлайн-обучением? Может ли онлайн-образование полноценно заменить «вышку»?

Все образование MBA было построено таким образом, что нам давали большое количество практических кейсов, где мы нарабатывали навык. Именно навык составлял основу нашего обучения жизнь вряд ли смогла бы создать управленцу такое количество практических кейсов и задач. Что касается высшего образования, то это все-таки базовые вещи благодаря этой базе человек может получить дополнительное образование либо диплом о переподготовке в нашем центре. Онлайн-образование это все же дополнительное образование, и оно не может заменить «вышку». Оно хорошо тем, что быстро дает знания и позволяет отработать практические навыки при этом в своем центре мы даем обратную связь по прогрессу обучающегося, и также сталкиваем его с заказчиками, учим с ними работать, чтобы после выпуска из нашего центра у обучающегося не было синдрома самозванца.

-2

– Тут напрашивается вывод о том, что проблема высшего образования – в отсутствии практики.

Да, практико-ориентированности не хватает, потому что университет не может быстро перестраивать программу. Дополнительное образование это скорая помощь: при быстрых изменениях в рынке она регулирует спрос-предложение.
Например, у нас есть хорошие бухгалтеры с высшим образованием или после техникума. И фактически за 35 дней мы бухгалтеров переучиваем в дата-аналитиков. Нам легко это сделать, учитывая их базовое образование. При этом я не говорю, что онлайн-образование заменяет высшее, но оно ускоряет изменения в рынке.

– Можно ли сегодня говорить об устойчивом тренде на онлайн-образование?

Абсолютно да. При этом рынок онлайн-образования в России сегодня лидирующий в мире. Для этого государство сделало конкретные шаги: когда в 2020 году началась пандемия, стартовали массовые государственные онлайн-программы по переобучению и подготовке специалистов в сфере IT, в маркетинге.

И таким образом люди не рисковали своим рублем, они шли на бесплатное онлайн-образование за счет государства и понимали, как оно работает. Так у людей появилось доверие к подобным механизмам подготовки они поняли, что здесь актуальные знания, компетенции, навыки, еще и поддержка, индивидуальный подход. Потом они уже стали платить своим рублем и идти по протоптанной дорожке, которую им проложили.

– Не случилось ли массового пробела в знаниях из-за пандемии и перехода на онлайн-обучение?

Качество усвоения материала всегда зависит от методологии человека, который этот материал дает. Наверняка у вас были и офлайн-уроки, после которых вы ничего не помните и были учителя, в которых вы были влюблены и выражали приверженность их предмету.

Но ведь оба эти учителя вели уроки в офлайне, поэтому и качество знаний студента больше зависит от эмпатии учителя, от его желания быть лучшим и осваивать новые инструменты взаимодействия с этой аудиторией. Да, у сегодняшних молодых людей есть клиповое мышление, но учитель может подготовить урок и с учетом этой особенности. Да, студенты смотрят лекции на скорости полтора урок с учетом и этой особенности тоже можно подготовить.
Вузам следует относиться к своей работе так, как в коммерческих структурах относятся к своему покупателю. Ведь кто такой студент? Это же тоже покупатель услуги
и она должна быть в той форме, в той упаковке, какой требует покупатель. Весь рынок же так работает. Мы с дополнительным образованием можем гарантировать это вузам надо чуть больше времени. Но я думаю, что они к этому обязательно придут, как только уйдет бюрократизация высшего образования. Технически вузы уже готовы.

-3

– Нужно ли высшее образование, если есть бюрократия?

Базовые знания допобразование не закроет. Другое дело, что было бы здорово, если бы высшее образование переложили в онлайн-форму, когда человек не был бы привязан к месту и при этом мог бы работать, более четко выстраивать свой график. Студент мог бы уже зарабатывать и не сидеть так долго на шее родителей. В моменте он бы уже реализовывал себя, искал способ коммуникации с клиентом, пробовал что-то новое. Студент уже сейчас мог быть в рынке труда, который у нас так сильно сейчас просел. И если бы высшее образование можно было бы получать онлайн систематически, без снижения качества, было бы лучше. Речь не про замену, речь про изменение формата.

– Какие специальности в центре компетенций больше всего пользуются спросом?

Каждый год разные. В 2020-2021 году был бум тестировщиков. Это было не только у нас, но и по всей России в IT-сфере. Потому что тестировщик самый простой вход в программирование: любой человек, который хочет развиваться в этой сфере, осваивает тестировщика, а следующей веткой его развития становится изучение любого языка программирования.

В 2022 году был бум как раз на языки программирования. Сейчас нейросети. Все зависит от рынка: спрогнозировать нельзя. Но мы понимаем сейчас, что курс по ИИ будет актуален в течение следующих лет. И также мы понимаем, что он будет актуален как в части маркетинга, так и в части автоматизации бизнес-процессов.

И как только мы видим, что именно будет актуально, мы начинаем писать курс. Но это также зависит от технологических барьеров и доступности технологий. Например, к Chart GPT сейчас доступ ограничен – это замедляет развитие. А завтра Яндекс может сделать свою нейросеть – и тогда это ускорит развитие отрасли.

– Какие профессии сегодня позволяют работать удаленно?

Тестировщик, любой программист: он может не только поменять город, но и страну. Менеджер маркетплейсов – вот у нас люди старше 50 лет активно работают менеджерами маркетплейсов. Они обладают тотальной грамотностью – в карточке товара никогда не будет ошибки. Они отлично работают копирайтерами, в поддержке маркетплейсов – там же тоже очень много переписки. Если сравнить, как это делает 25-летний и 50-летний человек – это абсолютно разные степени качества этих обращений. И, работая менеджером маркетплейсов, можно в любом городе находиться. Работая в поддержке тоже можно в любом городе сопровождать достаточно большое количество клиентов и сделок.

– Не стал ли рынок IT перенасыщенным?

С учетом людей, которые уехали из-за СВО, а мы потеряли достаточно большие цифры, я не думаю, что рынок будет перенасыщен. Потому что наши программисты с базовой хорошей математикой, которую опять же гарантировало высшее образование, могут работать и удаленно на другие рынки. Если здесь переизбыток программистов, они могут работать на другие страны – и зарабатывать деньги точно так же, оставаясь в нашей стране. А рынков, в которых нужны программисты, огромное количество – не будем брать Индию. Это, наверное, единственный на сегодня сильно развитый рынок. В остальном – программисты требуются много где: вопрос только в коммуникации с заказчиками.

– Вы отслеживаете путь своих выпускников?

– К сожалению, такое количество выпускников трудно отследить. Но мы всегда отслеживаем уровень удовлетворенности обучением. Также в рамках обучения наши ученики два месяца работают по вебинарам с эйчарами, снижают страх выхода в новую профессию, в новую нишу.

А потом мы только узнаем об их успехах, когда они пишут нам какие-то письма. Благо такие поступают часто: мы узнаем о каком-нибудь человеке, который благодаря нам выбрал новую профессию, получил работу, у него получился классный кейс и он увеличил свой доход. Обратная связь очень заряжает: когда люди действительно сменили точку А на точку В это вдохновляет. При этом важно, получая новые компетенции, регистрировать свой опыт: продать свой навык и закрепить установку, что новые знания это новые деньги.

– Какие программы обучения сегодня действуют в вашем центре?

У нас есть программа на 260 часов – это обучение на четыре с половиной месяца. Есть программы на 144 и 72 часа. Но это программы, утвержденные законом: есть сфера дополнительного образования, программы в которой должны длиться 72 часа, 144 часа, а все, что выше 210 часов, это уже программы переподготовки.

Переподготовка проходит с методологом, это полноценное онлайн-образование на четыре месяца. Если человек был вообще из другой сферы, он уже сам выбирает: нужна ему переподготовка или нужно допобразование. Но 144 часа это в среднем 35 дней. И у нас все программы так выстроены: практика больше 50%. Мы стараемся нагрузить именно кейсами, именно тем, чему они за это время должны научиться.

-4

Каждый образовательный блок у нас состоит из трех слоев: первый – это знания, на втором мы даем быстро отработать практические навыки, а третий слой – это столкновение с заказчиком, чтобы учащийся понимал, на каком уровне он находится, что он уже встретил тех, кто готов покупать его продукт. Пусть пока на базовом уровне это были бы какие-то небольшие деньги с биржи фрилансеров. Но зато студент понимает, что он может легко найти заказчика, просто нужно наращивать компетенции.

Обучение на 72 часа в среднем стоит 28 тысяч рублей. На 144 часа 44 тысячи рублей. На 256 часов – 110, 120 тысяч. В зависимости от программы курса, сложности, наполняемости. Эти цифры прописаны государством – мы не можем сделать курсы дешевле или дороже.

– Регина, вы пишете книгу о преодолении личностных кризисов – можете рассказать о ней подробнее?

В своей книге я говорю о том, как благодарна своим кризисам за то, что они меня постоянно выталкивали в какие-то абсолютно новые знания, новые навыки и новые для себя решения. Где-то не интуитивные. Человек может органично, интуитивно развиваться в чем-то, но это будет плавный рост. А когда у него случается кризис, он может привести к взрывному росту. У меня есть хороший пример с бизнес-партнером по онлайн-образованию, с которым у нас случился «квантовый скачок» в бизнесе. Я бы не стала работать с этим человеком при обычных обстоятельствах, но он встретился мне во время моего личного кризиса, в ковид, когда нам запретили выезд в университет. Для меня пойти в онлайн-образование было не очевидным действием. А он меня к этому подтолкнул.

Автор: Андрей МАРТЫГИН
Фото: Пресс-служба ЦОК НТИ
Владимир Гердо / Сергей Фадеичев / ТАСC
Владимир Федоренко / РИА «Новости»