Арабский мир удивителен и таит много загадок. Там вполне нормальны и обыкновенны такие вещи, которые для европейца кажутся абсолютно бессмысленными, дикими или унижающими человеческое достоинство.
Особенно это касается девочек. Женщине практически запрещено работать и учиться, она вынуждена кутаться в паранджу, закрывающую все, даже глаза (остается только сеточка для глаз, чтобы представительница прекрасного пола могла хотя бы дышать и видеть окружающий мир).
Есть в Афганистане и в Пакистане еще один оригинальный обычай, который способен ввергнуть в состояние ступора человека из другого мира: превращение девочек в мальчиков. Такие «девочко-мальчики» называются «бача пош», что переводится как «мальчуган».
Азита Рафаат
У Азиты Рафаат (до прихода талибов к власти в 2021 году – политически активной женщины, члена парламента, кормилицы семьи) четверо детей: три девочки и бача пош по имени Мехран. Собираясь в школу, девочки надевают платья и платки, а Мехран – штаны и рубашку. Волосы Мехран коротко пострижены. Манеры, стиль поведения, увлечения – мальчишеские. Но Мехран – девочка.
Азита рассказывает: «Сама я выросла в довольно либеральной семье, много училась и имела мечту работать в медицине». Отец, казалось, не имел ничего против желания дочери. Однако, когда Азита вошла в возраст зрелости, стала взрослой, отец решил выдать ее замуж. Девушка не противилась: это не принято в Афганистане.
Выйдя замуж, она оказалась второй женой не столь молодого уже мужчины. Первая супруга родила одну девочку, затем вторую, выжил только один ребенок. Мужчине нужна была вторая жена – ведь, если не родится мальчик, это навсегда покроет его позором.
Азите была уготована не слишком счастливая участь, как большинству афганских женщин. Пришлось забыть о мечтах, посвятив большую часть времени домашним хлопотам, рождению и воспитанию детей. Правда, Азите повезло: муж (который сам не в состоянии найти постоянную работу) позволил ей пойти в политику и трудиться в парламенте. Но отстоять свои права Азите было непросто: поначалу она была вынуждена заниматься исключительно домашним трудом, терпеть придирки свекрови и наблюдать, как та избивает первую жену своего сына, старшую невестку. Азита постоянно вступалась за бедную женщину, но свекровь стала подвергать избиениям и ее, а когда Азита ответила было, то свекровь пожаловалась сыну. Муж поднял на нее руку, и жизнь превратилась в ад. К тому же Азита стала матерью, а это осложнило ее положение: она рожала только девочек.
В Афганистане принято думать, что именно женщина «ответственна» за пол будущего ребенка, хотя по факту в рождении как девочки, так и мальчика «виноват» отец: его гены определяют, женского или мужского пола будет плод.
После рождения младшей, Мехран, Азита приняла следующее решение: пусть эта девочка пока играет роль мальчика. Муж поддержал ее и постепенно смягчился, позволил Азите работать и стал более лояльным. Азита в шутку называет его: «мой домашний муж». Он находит временные заработки, а основным источником дохода в семейный бюджет является работа Азиты.
Когда маленькая девочка «превратилась» в мальчика по имени Мехран, все в семье вздохнули с облегчением: отец стал гордиться тем, что у него есть «сын», Азиту перестали жалеть и презирать соседи, как женщину, рожающую только девочек.
Мехран сейчас уже почти юноша. Будучи малышом, «он» был сорванцом, не слушался мать и отца, отличался свободолюбием. Мог ударить любую из сестер, и это сходило ему с рук: мальчикам дозволено все.
Что будет дальше? Разумеется, период полового созревания не минует никого из детей. И настанет время «обратного превращения»: нужно будет отказаться от джинсов и рубашки и закутаться в безразмерную бурку, опустить глаза и не сметь больше не только разговаривать с мужчинами, но даже смотреть на них.
Бача пош – кормилец семьи
Кроме вопросов, связанных с уважением окружающих, семья без сыновей рискует столкнуться и с более серьезными трудностями: перед ней может встать задача выжить.
Если отец вдруг потеряет работу, станет наркоманом (что нередко случается) или покинет этот бренный мир, его супруга с дочерьми могут впасть в нищету. Ведь женщина практически лишена возможности заработать себе на жизнь.
Вот здесь и выручает бача пош. На семейном совете принимается решение переодеть дочь в сына и отправить ее (его?) работать.
Бача пош пользуется всеми правами и привилегиями мужчин: носит мужскую одежду, открывает лицо, свободно общается с представителями мужского пола (но вот с женщинами общение сокращается в разы), ходит в школу, в кружки, катается на велосипеде.
Если кто-то из парней крикнет вслед бача пош что-то обидное, то он имеет полное право дать сдачи и этим правом пользуется. Бача пош сопровождает женщин и девочек семьи, выходящих из дома за покупками: считается, что он заменяет мужчину-родственника, без которого на улицу выйти нельзя.
В Афганистане реальностью становятся такие истории: девочка утром идет в учебное заведение, закутавшись соответственно своему полу. Затем, когда уроки заканчиваются, она приходит домой, переодевается в мальчика и отправляется на рынок или в магазин, где работает продавцом. Так бача пош в буквальном смысле спасает семью от голода.
Психология «девочко-мальчика»
Итак, общество относится к тому, что маленькая девочка внезапно становится мальчиком, спокойно и с одобрением. Родители вздыхают с облегчением. Соседи довольны.
А что будет с этим ребенком впоследствии? Первое время девочка привыкает к новой роли, затем сживается с ней. Она дружит и играет с мальчишками-ровесниками, ей не нужна паранджа, она привыкает к тому, что имеет больше прав и пользуется большим уважением, чем сестры.
Но наступает подростковый возраст. Фигура меняется: отныне одежда уже не скрывает появляющихся женственных форм. Кто этот взрослеющий ребенок теперь – юноша или девушка?
Родители производят обратную «смену пола»: бача пош становится девушкой, которую вот-вот выдадут замуж. Эта девушка должна быстро перестроиться: научиться носить паранджу или бурку, прекратить общение с мужчинами и переключиться на общение исключительно с женским полом, научиться вести хозяйство и быть послушной исполнительницей воли мужчин.
Последнее – самое трудное, ведь от свободы девочка переходит к массе запретов и ограничений. Отныне ее голос ничего не значит, как и голос любой ее сестры. Она больше не может работать, не может сопровождать мать и сестер: ей самой требуется спутник-мужчина, когда она покидает родной дом хотя бы на полчаса.
Девушки по-разному переживают эту ситуацию. Кто-то постепенно смиряется, а кто-то больше не теряет чувство собственного достоинства и при необходимости вновь «превращается в мужчину»: так, при попытках мужа избить ее такая жена (бывший бача пош) оказывает сопротивление и бьет в ответ. Муж невольно проникается уважением и уже опасается поднять на нее руку.
Долго ли будет жив странный обычай «рисовать мальчика» из девочки? Думается, до тех пор, пока жива верность патриархальным традициям, пока общество в массе своей – фундаменталистское, ситуация не изменится. Бача пош время от времени будут появляться в семьях. Разумеется, это поможет семье выжить. А вот каково придется самой девочке и как она потом будет чувствовать себя в традиционной женской роли – это никого не волнует. Кто в Афганистане задумывается о таком абстрактном понятии, как права женщин? Пока, к сожалению, немногие…
Не забудьте нажать👍 и подписаться на канал "Восточная сказка", чтобы не пропустить новые интересные статьи.