Найти в Дзене

Дню рождения Командора посвящается

Мне всегда трудно писать о его книгах. Потому что хочется говорить необыкновенно высокими и красивыми, необыкновенно НАСТОЯЩИМИ словами, при этом не скатываясь в пафос. А такие слова не находятся... И даже просто перечислить то, что кажется наиболее подходящим хотя бы для знакомства с писателем, не получается. Я начинаю тонуть. Я, конечно, отдаю предпочтение старым, проверенным временем, читанным в детстве, книгам. Это личное. Это МОЯ встреча с МОИМ детством, и я не могу быть объективной. Я не могу оценить и сравнить многие другие, более поздние, повести, просто потому, что утрачена острота восприятия - не тот возраст, совсем не тот. Я часто подхожу к полкам с целью достать и перечитать то, что было написано в конце 90-х и позже. Протягиваю руку... и опять беру "Голубятню", "Крик петуха" или "Гуси-гуси га-га-га", мне опять хочется встретиться со старым другом детства, моим ровесником, Сережей Каховским, или побыть сразу в трех временных слоях, перечитывая в сотый раз "Наследников" из т

Мне всегда трудно писать о его книгах. Потому что хочется говорить необыкновенно высокими и красивыми, необыкновенно НАСТОЯЩИМИ словами, при этом не скатываясь в пафос. А такие слова не находятся...

И даже просто перечислить то, что кажется наиболее подходящим хотя бы для знакомства с писателем, не получается. Я начинаю тонуть. Я, конечно, отдаю предпочтение старым, проверенным временем, читанным в детстве, книгам. Это личное. Это МОЯ встреча с МОИМ детством, и я не могу быть объективной. Я не могу оценить и сравнить многие другие, более поздние, повести, просто потому, что утрачена острота восприятия - не тот возраст, совсем не тот. Я часто подхожу к полкам с целью достать и перечитать то, что было написано в конце 90-х и позже. Протягиваю руку... и опять беру "Голубятню", "Крик петуха" или "Гуси-гуси га-га-га", мне опять хочется встретиться со старым другом детства, моим ровесником, Сережей Каховским, или побыть сразу в трех временных слоях, перечитывая в сотый раз "Наследников" из трилогии "Острова и капитаны"

Сейчас я попробую написать о том, с чего, на мой взгляд, можно начать знакомство с Крапивиным. Но я опять начинаю сомневаться... Вот одна из повестей про совсем маленького героя - "Брат, которому семь". Казалось бы - ну да, самый возраст, но тут же появляется мысль - а поймут ли нынешние малыши Алькину мечту о НАСТОЯЩИХ парусиновых брюках с карманами, со шлевками, в которые можно вдернуть НАСТОЯЩИЙ кожаный ремень? Поймут ли всю глубину его отчаяния при виде прожженной штанины? У них же сейчас штанов, каких хочешь - и длинных, и коротких, и с карманами всех немыслимых фасонов, и с этикетками всех немыслимых расцветок - у каждого полный шкаф... Конечно, мне покажется обидным, если повесть покажется неинтересной - ведь нет в ней никаких чудес и захватывающих приключений. Но зато она жизненная, добрая и правильная...
Ну ладно, я напишу что мне кажется подходящим для прочтения детям 7-8 лет.

6-летним я читала рассказ "Львы приходят на дорогу" и показывала им диафильм, который уже упоминала, но текст при показе - строго из книги, в диафильме он очень сокращен. И слушали песню про львов. И еще Колыбельную из "Оруженосца Кашки" - дети их уже знают, подпевают. Изредка ставлю "Песню о черных барабанах", скорее для себя.
И читаю рассказы "Айсберги проплывают рядом", "Рубикон"

А дальше можно читать "Бегство рогатых викингов" - первую повесть цикла Мушкетер и фея. И уже фильм сняли. Что меня больше всего поразило, когда смотрела рекламно-съемочные ролики, что исполнитель роли главного героя книгу НЕ ЧИТАЛ, но, правда, собирался прочесть. Сильно интересуюсь - прочел-таки или нет? И следующая повесть - След крокодила тоже пойдет. С каждой повестью герой - Джонни Воробьев взрослеет....

Из того, что сейчас переиздавали, и из других изданий - "
Тень каравеллы", "Ковер-самолет", Брат, которому семь, Белый щенок ищет хозяина, Звезды под дождем, Такая была планета, Болтик, Сказки Севки Глущенко.
И сказки, чудесные крапивинские сказки -
Чоки-чок или Рыцарь Прозрачного кота, Мальчик девочку искал, Серебристое дерево с поющим котом, "Я больше не буду!" или пистолет капитана Сундуккера, Портфель капитана Румба. Они замечательны. Только вот пиратскую сказку про портфель я долго-долго не могла прочесть - не потому, что она неинтересная, а просто... во-первых - она длинная, во-вторых - для младшего возраста, в третьих - ну я ж уже говорила: подхожу к полке и следующий кадр - я уже читаю Белый шарик матроса Вильсона, из которого в нашем семейном цитатнике появилась фраза "Фасик хосет кисей"...

Итак, сейчас о некоторых книгах. Совсем немного, пока один томик.

-2

В нем три повести.
"
Болтик" - повесть про третьеклассника Максима, поющего в детском хоре, про один день из его жизни - очень насыщенный событиями день. В нем столько всего уместилось - и неприятности и переживания, связанные с мальчишеской враждой, страхом перед силой и наглостью, и находка, помогающая обрести уверенность и силы, и волнение перед выступлением, и концерт, и мечты о полетах, и Песня, и радость успеха, и неожиданное знакомство, и радостное удивление открывшемуся миру другого человека, и признательность за доверие - столько всего случилось!!!
И, конечно, вспоминается свое - ведь были такие времена, когда найденный блестящий ключик, шарик от подшипника, цветное стеклышко дарили столько счастья!
Как все у Крапивина, читается легко и интересно - как раз для младших школьников, ровесников Максима.

Сказка "Чоки-чок или Рыцарь Прозрачного кота" мне кажется наиболее подходящей для знакомства с произведениями Крапивина после коротких рассказов. Герои ее - брат и сестра Леша и Даша, 8 и 7 лет. Леша только что закончил два первых класса - в простой школе и в художественной. Их семья переехала в дом, ранее принадлежавший художнику - учителю учителя Лешиного папы. Это совершенно необыкновенный дом. В нем обитает Ыхало - дитя самовара и привидения, душа этого дома, а проще - домовой, тень кота Филарета, отставшая от своего хозяина, который гуляет сам по себе неизвестно где, там мешает читать и вечно пищит маленькая буква "а", удравшая из объявления в газете. Прямо со двора этого дома, от баньки, где живет Ыхало, можно уехать на самодельном паровозе или просто убежать в волшебную страну Астралию, созданную воображением прежнего хозяина дома в детские годы. И в этой стране случаются удивительные вещи и события, свидетелем и участником которых становится Леша.
Сказка очень интересная, добрая, ее можно рекомендовать и дошкольникам, но она длинная - 230 страниц мелким шрифтом с небольшим количеством черно-белых иллюстраций. Это ее единственный недостаток )))

-4
-5
-6
-7
-8

Ах, если бы эту сказку издали с множеством шикарных иллюстраций!!!

Уверена, что дети зачитывали бы ее до дыр и шпарили наизусть целыми абзацами, в крайнем случае - волшебными считалками уж точно! ) Ее переиздали и с цветными иллюстрациями, но ключевое слово в моих воздыханиях "множество", а новое издание этим похвастаться все же не может.

-9

А прочитала я эту сказку далеко не сразу просто потому, что первой в книге напечатана повесть "Сказки Севки Глущенко". И, взяв в руки этот том, я сразу начинала её перечитывать.
Как и "Тень каравеллы", повесть автобиографична и описывает то же самое время - первый послевоенный год. Второклассник Севка - один из любимых моих героев, причем, читала я повесть уже взрослой. Я очень уважаю этого пацаненка - самого обыкновенного мальчишку, который коряво и наспех делает домашние задания, стреляет картофельными пробками из металлической трубки, играет в шалаше из одеяла на кровати, сочиняет стихи и сказки, которые, засыпая, крутит себе на воображаемом экране в углу над печкой, перечитывает Пушкинский календарь и подаренного другом Доктора Айболита с пиратами и приключениями, дружит со своей соседкой по парте, надеется дождаться с фронта своего пропавшего без вести отца и очень по-мужски защищает честь своей мамы.

Читают ли сейчас Крапивина, или его перечитываем только мы, взрослые?