В Карелии много красивых мест, но основную массу туристов, особенно новичков, привлекает известный горный парк Рускеала, о котором упоминалось в 3-й части.
Месторождение мрамора здесь было найдено очень давно ещё шведами. При Петре 1-м в ходе войны эти земли отошли России, но особого интереса тогда не вызвали. И только во времена Екатерины 2-й месторождение начинает активно развиваться. Мрамор был в тренде, но хотелось получать его самим, а не возить из-за границы. В память о Екатерине на входе в парк возвышается небольшая Екатерининская скала.
Чего только ни делали в те времена из рускеальского мрамора, но самая известная интересная история связана со строительством собора в Питере. Екатерина пожелала увековечить память о Петре 1-м и построить в честь него Исаакиевский собор.
Архитектором проекта становится Антонио Ринальди, который входил в ближайшее окружение императрицы. Его проект Исаакия в стиле барокко восхищает своей воздушностью и утончённостью, в чём итальянцы всегда преуспевали, но, к сожалению, завершить его в первоначальном виде так и не удалось.
Когда здание было возведено частично, Екатерина 2-я умирает, и власть переходит в руки её нелюбимого сына Павла 1-го. Своей матушке в плане любви Павел 1-й отвечал такой же "взаимностью", поэтому Ринальди сымитировал несчастный случай на стройке Исаакиевского собора. Сославшись на повреждённую спину, он отказался руководить строительством и уехал из России подальше. Добрые отношения с императрицей могли сослужить ему плохую службу при правлении её наследника.
Павел 1-й не проявлял к Исаакию особого трепета, и мрамор решил направить на строительство собственной дачи. Но тут возмутилась вся общественность. Собор пришлось достраивать, но на мраморном цоколе возникла нелепая верхушка из...кирпича.
Строение вызывает кучу насмешек и способствует хождению в народе нелестных эпиграмм в сторону правительства и лично императора:
Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный:
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный.
Автор эпиграммы флотский капитан Акимов был схвачен, бит кнутом и с отрезанным языком отправлен в Сибирь, но народ его эпиграмму подхватил, и последовало продолжение:
Сей храм покажет нам,
Кто лаской, кто бичом,
Он начат мрамором,
Окончен кирпичом.
Царствование Павла было недолгим, поэтому перестраивание нелепого собора приходится на время правления Александра 1-го. Он свою бабушку, Екатерину 2-ю, очень любил, чтил память о Петре 1-м, и приказал Исаакий "довести до ума", сохранив цоколь.
Достраивание Исаакиевского собора поручается французу Огюсту Монферрану, чей проект понравился императору больше всего. Многие считали его шарлатаном, потому как о его дипломе архитектора и опыте работы ходят весьма смутные и расплывчатые сведения. Первоначальная утверждённая Александром 1-м задумка была изменена, поскольку в ходе строительства начали проявляться архитектурные недочёты и ошибки Монферрана, на которые изначально указывал опытный французский архитектор Модюи. Но до наших дней Исаакиевский собор дошёл именно таким, каким завершил его Огюст Монферран.
Можно заметить, что плиты мрамора на Исаакиевском соборе отливают разными оттенками в шахматном порядке.
Этот эффект создан не специально, как говорят туристам. Просто строительство собора так затянулось, что идеально подобрать и совместить старый и новый оттенки мрамора было нереально, поэтому и получился такой эффект перелива.
Помимо Исаакиевского собора, рускеальский мрамор использовали для Мраморного дворца, Римских фонтанов Петергофа, Гатчинского дворца и много чего другого.
Добыча мрамора в 18-19-м веках производилась путём откалывания огромных глыб и "разделывания" их на глыбы поменьше по 5-10тонн. Заготовленные блоки из Рускеалы на специальных санях по зимнику переправляли в посёлок Хелюля на берег Ладожского озера, а там весной по воде баржами доставляли в Петербург.
Но мода на мрамор приходит к концу, уступив место граниту. Каменоломни лишаются госзаказов и приходят в запустение. Позже разработки арендуют финны и строят здесь завод по добыче и производству мраморной крошки и извести.
Технология добычи мрамора для извести из-за неоднородного залегания меняется. Теперь для этого начинают использовать шахты и штольни, и возникает целая сеть подземных пещер и коридоров, часть из которых соединена с главным карьером.
Говорят, что во времена Второй мировой войны штольни Рускеалы использовались в качестве бомбоубежищ, а завод находился в финской оккупации и продолжал свою работу. В ходе освобождения Карелии Красной Армией территория карьера освобождается, финны оставляют месторождение, вывезя и демонтируя на заводе оборудование. Сейчас от завода остались одни руины, но выглядят они необычно и притягивают к себе внимание.
После ВОВ Мраморный карьер был долгое время заброшен и начал постепенно затапливаться водой, со временем превратившись в одно из живописнейших мест Карелии, которое стоит увидеть своими глазами, поэтому путешествие продолжается...
Всем хорошего настроения и новых приятных впечатлений!
Ставьте лайки, делайте репосты!
Подписывайтесь на мой канал и читайте статьи о достопримечательностях и путешествиях!