Сложные операции по подъему, которые завершаются из-за возникших сложностей, и возобновляются только через годы, не влияют на желание людей сохранить историю.
1. Самолет Focke-Wulf Fw 200 Condor
Он взлетел из аэропорта Варнес в 08:09 2 февраля 1942 года, имея целью корабли союзников в Северной Атлантике. Возвращаясь с вылета, самолёт приводнился у города Ваернесс из-за отказа закрылков.
Пилот, второй пилот, 2 радиооператора и воздушный стрелок выжили и продолжили службу, а "Кондор" остался на дне, но как оказалось, не навсегда.
В 1980-х годах самолет случайно обнаружили дайверы. Несколько лет потребовалось на согласование вопросов по подъёму находки между норвежским правительством и Берлинским музеем технологий, в итоге пришли к единогласному решению - отдать машину музею.
После проведения серьёзных подготовительных работ в начале 1999 года, приступили к подъёму машины, но операция по подъёму оказалась сложнее, чем ожидалось.
После того, как самолет подняли с глубины 60 метров и буксировался в порт, его нужно было разместить на плавучую платформу, но из-за сильной коррозии крепление ломается и самолет падает почти с 10 метров.
1999 года июня обломки единственного четырехмоторного немецкого самолета прилетают в Гамбург и сдаются в помещение компании "Lufthansa Technik AG".
2. Истребитель "Спитфайр"
В течение 66 лет местонахождение самолета "Спитфайра" оставалось загадкой. В последнем радиообращении от пилота к товарищам было: "Я собираюсь посадить его в поле".
Но затем самолет австралийца нырнул носом в море, и был объявлен пропавшим без вести вместе с экипажем.
Теперь, однако, загадка разрешилась после того, как местные жители заметили что-то торчащее из грязи в устье реки Орн, близ Кана, во время отлива и решили провести расследование.
На месте происшествия, удалось разглядеть лишь небольшие части легендарного самолета, но после проведения спасательной операции все были поражены тем, насколько хорошо сохранились его фюзеляж и деревянный винт. Циферблаты на приборной панели все еще были узнаваемы.
Этот истребитель супермарин "Спитфайр" австралийского пилота был сбит немцами во время боев в Нормандии, 11 июня 1944 года и упал недалеко от берега.
Самолет нашли и подняли на поверхность в 2010 году. Пилот утонул вместе с машиной. На дне, при обследовании, его обнаружили с своей кабине.
3. Бомбардировщик "Галифакс" NA-337
Ранним утром 24 апреля 1945 года один 16-летний мальчик, живший в городе Хамар, на берегу озера Мьёса в Норвегии, услышал над головой звук самолета, заходившего на посадку к озеру. Это был бомбардировщик "Галифакс". Он врезался в это озеро, в результате чего ушел на дно, забрав с собой 5 членов экипажа. Одному удалось спастись.
Спустя годы этот 16-летний мальчик с другом решили найти самолет. В 1991 году бомбардировщик был найден на дне озера на глубине 250 метров и поднят на поверхность.
Самолёт доставили обратно в Канаду, где потребовалось более 10 лет, чтобы вернуть ему первоначальную славу. Сейчас он с гордостью выставлен в Национальном музее ВВС Канады.
4. Бомбардировщик-торпедоносец "He-115"
Именно этот редкий немецкий самолет - двухмоторный бомбардировщик-торпедоносец "Heinkel" He-115 был поднят инженерами и водолазами из воды спустя 70 лет практически неповрежденным. Эта находка — единственный сохранившийся экземпляр.
Теперь есть надежда, что самолету вернут былую славу и однажды он сможет снова летать.
Решение попытаться восстановить "Heinkel" было принято после его обнаружения в 2005 году во время тестирования гидроакустического оборудования. Водолазы обнаружили самолет вместе с двумя бомбами, которые были извлечены и позже уничтожены.
Состояние самолета считается замечательным, поскольку он пролежал в иле с низким содержанием кислорода в той части фьорда, где течения минимальны.
3 июня 2012 года добровольцы смогли поднять его с глубины, оставив подвешенным под поверхностью на барже. Затем буксирами доставили на берег в Хафрсфьорде и краном подняли из воды.
Перед последним подъемом водолазы потратили несколько часов, вымывая ил изнутри самолета, чтобы уменьшить вес и риск развала самолета при перемещении.
Бомбардировщик был в удивительно хорошем состоянии, на хвостовой части можно было разглядеть свастику, а к пулемету все еще была прикреплена лента с боеприпасами.
Затем спасатели доставили самолет в аэропорт Сола в Ставангере, где работники музея авиации разобрали его на 5 частей, прежде чем поместить в резервуар с пресной водой, в которой самолет оставался в течение 2-ух лет.
Сейчас самолет демонстрируется в национальном авиамузее в городе Боде.
Источник: тут, здесь, там, тут, здесь, там и тут
#бомбардировщик #самолет #полет #находки #реставрация