Найти тему

Спектакль «Лунное чудовище» по пьесе Ричарда Калиноски в Забайкальском драмтеатре

Этот спектакль давно уже стал историей, а тех, с кем я разговаривала о его создании, уже нет в живых. Но искусство тем и прекрасно, что остается в памяти и сердцах на долгие годы. Поэтому сегодня предлагаю вспомнить, чем и как жил забайкальский драматический театр больше10 лет назад.

7 и 8 сентября 2011 года забайкальская драма порадовала читинцев новым спектаклем «Лунное чудовище» по пьесе Ричарда Калиноски. Событие было уникальным вдвойне. Мало того, что премьеру нового театрального сезона зрители увидели почти за месяц до его официального открытия, так ещё и история постановки интересная. Конечно, лучше участников её никто не расскажет, а потому я поговорила с художественным руководителем театра драмы народным артистом России Николаем Березиным и режиссером-постановщиком народным артистом Армении, заслуженным деятелем искусств России Александром Григоряном.

Николай Березин: «Это уникальная история родилась год назад, мы с Александром Самсоновичем знакомы несколько раньше, нас познакомили в СТД. А в прошлом году в Одессе был ежегодный фестиваль «театральные встречи в Одессе» и произошло событие. Это событие называлось просмотр спектакля «Лунное чудовище». Я пошел, думал, первый акт посмотрю и вес – 6-й день фестиваля уже. После первого я вышел и понял, что останусь на второй. И после этого я загорелся идеей, чтобы вытащить Александра Самсоновича сюда, спектакль чтобы был у нас».

Александр Григорян: «Николай Алексеевич уже все рассказал, но он не сказал одну вещь, очень важную. Когда он послал диски, конечно, я просматривал – у вас замечательная труппа, кстати, я давно о ней слышал от московских критиков, приятелей моих и друзей – очень высоко ценят ваш театр. И Николай Алексеевич предложил мне вариант, тот, который вы увидите сегодня. Не потому что они похожи на армян, хотя это тоже важно, вопрос не в этом. Вопрос в сути характера, в стремлении постичь те глубины характера, которые соответствуют истине, то что называется, человеческой душе. Нужны эмоциональные актеры, мне надоел давно интеллектуальный театр, где люди по правде разговаривают, все так идет спокойно, а в результате – отсутствие характеров. Вы знаете, получились не армяне – люди получились. Я так рад за актеров».

Профессор, лауреат государственной премии Армении, международных театральных премий и обладатель многих других наград Александр Самсонович Григорян возглавляет Ереванский Ордена дружбы народов Русский драматический театр уже более 45 лет. На этой сцене всегда звучит только русская речь:

Александр Григорян: «Мы очень следим за русской речью, и если это получается, если нас не ругают, мы очень гордимся этим. Поймите, это мононациональная республика – сейчас 98% армянского населения. Ты выходишь на улицу – и армянская речь. Нет, по-русски ты можешь обратиться. Даже дошло до того, что я запретил говорить на армянском языке у нас внутри. Но отношение к нашему театру с самого начала, особенно последний президент – Серж Саркисян – ну он просто человек, который любит русскую культуру, он её знает. Он приходит в театр, помогает театру. Президент помогает театру».

Постановками на родной сцене Александр Григорян никогда не ограничивался – его спектакли идут не только в России, но и в театрах Украины, Молдавии, Венгрии, Румынии, Болгарии… Если вы думаете, что это полный список стран, то вы ошибаетесь – перечисление их всех займет ни одну минуту эфирного времени. А потому, предлагаю обратиться к самой постановке.

«Лунное чудовище» - именно так называется пьеса американского драматурга Ричарда Калиноски. Автор, а вслед за ним и режиссер, помещают нас в 20-30ее годы прошлого века в США, предлагая понаблюдать за жизнью семьи Томасян. Но очень скоро просто наблюдение переходит в сочувствие, потом в переживание и вот уже зрители чувствуют боль героев как свою собственную. Молодая пара Арама и Сеты – самых младших в своих семьях, а потому чудом спасшихся в годы армянского геноцида – учится жить дальше. Актеры не стараются играть армян, они знакомят нас с людьми, в чьи судьбы вмешалось огромное горе.

Постановка необычна еще и тем, что кроме актеров театра – заслуженного артиста России Сергея Юлина, заслуженного деятеля искусств Забайкальского края Юрия Волкова и Татьяны Литвинцевой, в спектакле играет и ученик одной из читинских школ Даниил Скоренко. И, стоит заметить, очень хорошо играет.

После первого показа спектакля спросила режиссера, оправдались ли его ожидания:

Александр Григорян: «Вы знаете, да, откровенно говоря. Потому что этот спектакль не просто спектакль, или шоу какое-то, это программный спектакль, человечный. Спектакль о человеческой гуманности, милосердии. И я был уверен, что читинский зритель поймет, о чем идет речь. Так трогательно и мне очень приятно, что спектакль восторженно принят вашим зрителем. Спасибо читинцам, я их полюбил очень».

Вам может быть интересно:

Архив читинского драмтеатра | "Театральный чердак" | Дзен
Калининградский драматический театр | "Театральный чердак" | Дзен

Поддержите канал подпиской!