Есть девочка, довольно взрослая: с музыкантской одарённостью там сложно. По-человечески приятна, скромна, воспитана крепко. В училище поступила не с первого раза, настойчиво добившись относительного роста по специальности, конкретно - в моторике. Моё почтение! На сольфеджио, при поступлении, девочку пожалели. Я не свидетель, на её приёмных не сидела. Но знаю точно: коллеги предрекали плохо преодолимые барьеры в процессе учёбы. Девочку зачислили, факт. Абитура в ковидный сезон 2020-го, с её номинальными онлайн-консультациями и авантюрными экспресс-экзаменами "одним днём" в конце августа, без музыкального диктанта... Это же отдельная песня.
"Пострадавшая" параллель, ожидаемо порастеряв по пути многих "участников забега", успела с тех пор перекочевать на выпускной курс. В наших педагогических руках - ну очень разные случаи. Выбора нет: ведём к диплому, по мере возможности, всех красавцев. Даже тех, кто выраженно сопротивляется! Именно, так надо, так положено: должностная инструкция. Работайте, товарищи учителя, не улыбайтесь. Пожалуй, к теоретическому "цеху" здесь особенно много претензий и запросов.
Будучи ровно три года моей ученицей, в пёстрой по данным группе, на четвёртый девочка вдруг ушла прочь. Её право - перевестись к другому педагогу. Право было реализовано, заявление - подписано "наверху". Нормальные для нашего училища процессы миграции. От меня уходят, мирно или не слишком - ко мне же и просятся. Впрочем, приток в моём теоретическом классе заметнее! Воспринимаю спокойно - философски, так сказать.
Скрепя сердце, я долгое время поддерживала девочку в её упорстве и регулярности - в неистовом, гипертрофированном стремлении к штурму. Однако, с каждой новой темой по гармонии, с каждым следующим уровнем диктантов, становилось понятно, что КПД систематических трудов студентки всё ниже. Задачи решались логически (это принципиально плохо), корреляции со слухом так и не наметилось. О свободе в пении речь не шла никогда: на естественность интонирования рассчитывать не приходилось, здесь стоял блок. Очень и очень медленно, натужно, мучительно, мы с девочкой вытягивали крохи. "Давай-давай, уже чуть лучше!" - так это выглядело в моём исполнении. А ведь, каюсь, сама я в то и не верила, если разобраться. Был момент: внутренне упрекала себя в "толстокожести", заставляла себя "полюбить и принять" девочкино усердие, раздуть из подобного мармелада хиленькую надежду. Ученицу хвалила за каждую малость. По здравому смыслу, по опыту старших коллег, в таких ситуациях... слабоватые, но окрылённые дети-подростки имеют обыкновение "звёздочку с неба достать". Ну, как бы, вдруг. С переходом количества в качество. Далее - прорыв, новый уровень сознания и успехов.
А моя-то девочка ничего и ниоткуда не доставала. Задним числом, я готова понять, насколько унизительным для неё оказались, в совокупности, три года моего поглаживания по головке - между липовыми четвёрками, заслуженными тройками и совершенно необходимыми, неизбежными пересдачами. Девочка-то ооочень взрослая, 11 классов в активе.
Я делала хорошую мину при плохой игре, стремясь "поддержать", "не допустить депрессивных состояний" у своей ученицы. Добилась эффекта резко противоположного. Всё не могу смириться с мыслью: неужели было бы полезнее - сказать как есть? Увы, мол, и ах, печаль, проблема, плохо дело, нет у тебя ресурса; хоть ты наизнанку вывернись - а не справишься, честно-честно...
Я мать, многократно. Меня корчит и плющит от холодной жестокости по отношению к моим детям. Я - её - видела. Очень мало, но таки да. Столкнувшись нос к носу, я обыкновенно рвала и метала, готова была в порошок стереть автора надменных слов. Повторюсь, с нашей семьёй такого случалось негусто, ибо я всегда и везде на страже дочери плюс сыновей: примчусь при первой неоднозначности, наведу шороху.
Но здесь, в училище, героиня моего рассказа - совсем одинока. Родители на существенном расстоянии. Педагог по специальности, кстати, всё чувствует тонко и правильно: сама молода и талантлива, легка на подъём. Девочку обучать - напряжённо. Пробираемся в узком тоннеле приемлемых действий.
Как и дОлжно в предмете гармонии, я постоянно предлагала своей студентке сочинять. Мы говорили о вкусе к мелодизму, о дыхании, о радости кульминаций. Сидя за роялем вдвоём, "вдыхали аромат" чудесных вертикалей - диатонических и альтерированных сущностей. Девочка внимала, как мне казалось, с интересом, с уважением. После - думала, считала, что-то составляла. Причастные поймут разницу. Да, впрочем, все поймут...
Другой преподаватель даст в руки полувековые штампы, чужие схемы. Девочка выучит на клавишах, хотя с клавишами там боль. Родной инструмент - это не клавиши. Не всё ли равно, какой? Девочки с похожими проблемами нередки. Как, собственно, и мальчики.
Заучив механически - "изнутри" ученица не услышит. Но, возможно, на качестве её будущей взрослой жизни это никак не отразится. Дай-то Бог. Задатки в области детской педагогики, касательно инструмента - присутствуют.
И да, прости меня, милая девочка. Вопреки своему обширному социальному опыту - я всё ещё не уразумела, продуктивна ли в наших делах пресловутая "ложь во спасение".