Джон Карпентер снял фильм ужасов, который очень сильно напоминает собой его фильм "Нечто" (1982), только здесь в роли инопланетного чудища фигурирует сын Сатаны, а вместо антарктической станции местом действия выбран кирпичный монастырь или что-то в этом роде. Получилось достаточно скучно и абсолютно невнятно. Но обо всём по порядку...
Сам Карпентер называет этот фильм второй части трилогии, начало которой является как раз идентичное "Нечто" (1982), а окончанием - "В пасти безумия" (1994), который и вовсе оказался самым слабым фильмом. Здесь он выступил и автором сценария под псевдонимом "Мартин Куотермасс".
Фильм рассказывает о группе студентов - квантовых физиков из Лос-Анджелеса, которых просят помочь католическому священнику исследовать древний цилиндр с жидкостью, обнаруженный в монастыре, который, как они выясняют, является разумным жидким воплощением Сатаны.
Странно что студентов без дипломов играют те, кому около сорока или даже сорок лет. Усатый дядька, застрявший со своим образом где-то в 1970-х по имени Брайан вообще выглядит тут лишним. А у него вроде как главная роль.
Католический священник (Дональд Плезенс) приглашает квантового физика профессора Говарда Бирака (Виктор Вонг) и его студентов присоединиться к нему в подвале Лос-Анджелесского монастыря, принадлежащего "Братству спящих", старому ордену, который общается посредством сновидений. Священнику требуется их помощь в исследовании таинственного цилиндра, содержащего бурлящую зеленую жидкость, похожую на лимонад "Тархун". Среди тринадцати присутствующих учёных - балабол Уолтер (Деннис Дан), скромная Келли (Сьюзен Блэнчард), бойкая Сьюзен (Энн Мари Ховард) и влюбленные Брайан (Джеймисон Паркер) и Кэтрин (Лиза Блаунт).
Они расшифровывают древний текст, найденный рядом с цилиндром, в котором жидкость описывается как телесное воплощение Сатаны. Команда также узнаёт, что Иисус Христос был инопланетянином, который был казнён за ересь после попытки предупредить людей Земли о сосуде, в котором был пойман Сатана. Ну не бредовая ли гипотеза? Ещё смешнее чем основная.
Затем обнаруживается, что жидкость разумна. Учёные используют компьютер для анализа книг, окружающих её, и обнаруживают, что в них содержались дифференциальные уравнения. Но вскоре их любопытство начинает натыкаться на реальную опасность. Вначале любопытная Сьюзен становится жертвой зелёной субстанции.
Подверженные атаке жидкости становятся умирают и становятся демонами, которые нападают на других. Любой, кто пытается сбежать из монастыря, погибает от толпы зомбированных бездомных, которые окружили здание. Известно что наркоманы, алкоголики и падшие люди наиболее лёгкие жертвы демонического влияния и вселения.
Дальше Карпентер сочиняет ещё больший бред. Профессор Бирак и священник выдвигают теорию, что Сатана на самом деле является отпрыском "Антибога", ещё более могущественной силы зла, связанной с Царством Антивещества... Выжившие видят повторяющийся сон (тахионная передача, отправленная в качестве предупреждения из будущего, "год один-девять-девять-девять"), в котором из главного входа этого же монастыря появляется тёмная фигура. Туманная передача слегка меняется с каждым появлением сновидения, раскрывая всё больше деталей. Повествование передачи каждый раз указывает сновидцу, что они являются свидетелями реальной трансляции из будущего.
Уолтер, запертый в чулане, становится свидетелем того, как демоны приносят цилиндр с зелёной субстанцией спящей Келли. Жидкость переливается в тело Келли, в результате чего она становится физическим сосудом Сатаны: ужасно изуродованным существом, обладающим способностями к телекинезу и регенерации. Келли пытается вызвать Антибога через пространственный портал, используя женское зеркальце, но зеркало слишком маленькое, и попытка проваливается.
Пока остальная часть команды занята борьбой с демонами, Келли находит большое настенное зеркало и начинает приводить через него рукой Антибога. Кэтрин, единственная, кто оказался в этот момент рядом, набрасывается на Келли, в результате чего они обе проваливаются через зеркало в портал. Затем священник разбивает зеркало топором, запечатывая Келли, Антибога и Кэтрин в ловушке в другом царстве. Кэтрин ненадолго появляется по другую сторону зеркала, протягивая руку к порталу в надежде вернуться, но портал закрывается. Демоны немедленно превращаются в обычных мёртвых людей, бомжи разбредаются, а выжившие (Брайан, Уолтер, профессор Бирак и священник) спасаются.
Брайану снова снится повторяющийся сон, и теперь он видит, что Кэтрин - это фигура, выходящая из монастыря. Брайан просыпается и обнаруживает Келли в изуродованном облике сосуда Сатаны. Оказывается, что это ещё один сон, и Брайан просыпается с криком. Встав, он подходит к зеркалу в своей спальне, протягивает руку, экран становится чёрным как раз перед тем, как он касается зеркала...
Ну что сказать? Задумка была неплохая, но реализация очень слабая. Попытка философствования у Карпентера выглядит по-детски глупой, но для создания её значимости, она обмотана псевдонаучными монологами и совершенно абсурдными гипотезами. Ничего интригующего или интересного во всех диалогах без исключения просто нет.
В фильме присутствует только атмосфера. Это у Карпентера получалось. Но атмосфера одна и та же - гнетущая и мрачная. Смотреть фильм невероятно скучно было и в те года и сейчас, поскольку, повторюсь, масса пустых диалогов и монологов и никакого развития сюжета, никакой динамики. Фильм идёт час сорок, но только по прошествии часа что-то там начнёт развиваться.
Занятно только оказалось придумать сны-трансляции, где речь идёт о 1999 годе. Понятно, что Карпентер вовсе не провидец, а лишь использовал игру цифрами: 999 и 666. Но история показала что в 1999 году действительно произошёл большой слом, после которого мир провалился в ужасающий XXI век, где люди перестали быть людьми. У нас и вовсе конец этого года был ознаменован пришествию на трон некой субстанции...
Так называемая "история любви" Келли и Брайана - это традиционный американский трах-тибидох на один раз. Зачем вообще включили эти сцены неловкого знакомства и ловкого запрыгивания в койку в начале фильма - непонятно. Слабость сценариста Карпентера тут на каждом углу хромает на обе лапы.
В картине снялись некоторые актёры, которые уже играли в фильмах Карпентера: Виктор Вонг и Деннис Дан играли годом ранее у него в фильме "Большой переполох в Маленьком Китае".
В маленькой бессловесной роли предводителя толпы бомжей сыграла тогдашняя хард-рок знаменитость Элис Купер. А роль священника исполнил Дональд Плезенс. Больше известных лиц в этом фильме нет. Снят он был за месяц и судя по всему спешно и не особо запариваясь. Вот и получилось непонятно что. Сколько ни пересматривал этот фильм, но лишь утвердился в своём изначальном мнении - пустой он, хотя идея была неплохая. А вот реализация абсолютно провальная.
Жаль только Келли. Зачем надо было с такой силой толкать в зеркало Сьюзан, что в итоге она улетела в Зазеркалье вслед за ней. Если представить что там своего рода узилище Сатаны и какого-то Антибога, то даже в голове не укладывается какой ужас там её ожидал... Вечный ужас...