Духовный мир чрезвычайно контрастен. Если в физическом мире мы видим множество красок и различные спектры мнений, то в духовном мире все делиться на служение Богу и служение дьяволу, и Библия четко определяет, что если ты стал христианином, то ты вышел из рабства дьявола, стал сыном или дочерью Божьей и стал участником духовной войны.
Как в любой земной войне важной частью победы является амуниция и вооружение. Главной ее частью является победа, которую одержал Иисус Христос на голгофском кресте, взяв на Себя наши грехи и открыв нам возможность прямого общения с Богом. Но в этой битве есть и наша часть. И Писание многократно призывает нас приготовиться и вооружиться для этой ежедневной духовной битвы.
1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
2 Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
3 да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам,
8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13 Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
19 и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования,
20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно.
21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель,
22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.
23 Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
24 Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.(Еф.6:1-24)
Божье Слово многократно призывает нас приготовиться и облачиться во что-либо:
1. 1Пет.5:5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
2. Рим.13:14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
3. Еф.6:11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских,
4. Кол.3:12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
5. Кол.3:14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.
Человек был сотворен совершенным и вечным и находясь в Эдемском саду не нуждался в одежде. Он был одет в сияние Божьей славы и она служила ему одеждой. Из-за грехопадения мы утратили эту славу и нуждаемся в одежде. Одежда не только покрывает и согревает нас, она также является функциональной, служащей для исполнения нашего предназначения. Есть одежда врача, есть одежда шахтера, есть одежда военного, и она определяется функциями и деятельностью человека.
В духовном мире мы также не совершенны. Для успешного ведения духовной войны нам также нужно обмундирование. Писание говорит, что прежде всего нам необходимо одеться во Христа. Это главный элемент нашей защиты, нашего спасения и нашей победы.
Если обычные военные не находятся в постоянном состоянии боевых действий, то мы с вами участвуем в духовной битве постоянно. Мы не можем жить, на какое-то время надев духовные доспехи, а потом расслабиться, выдохнуть и ходить «без амуниции». Если ты встал на путь духовной войны, то ты должен находиться в постоянной готовности и в постоянной молитве.
Для нашего успешного ведения духовной войны нам необходимо полное подчинение себя Иисусу Христу и полное исполнение Его слова постоянно.
Почему в духовной войне необходимо полное подчинение и послушание? Потому что иногда мы можем чувствовать себя проигравшими.
Причины, по которым христиане иногда чувствуют себя побежденными в духовной войне, могут быть различными. Вот пять возможных причин:
1. Отсутствие веры и убеждений: Вера - важнейший аспект духовной войны. Если христианам трудно полностью довериться силе и обещаниям Бога, они могут чувствовать себя побежденными в своих сражениях. Укрепление веры может помочь преодолеть чувство поражения.
2. Незнание духовной тактики: Понимание стратегии и тактики, используемой врагом, очень важно в духовной войне. Христиане, не знающие или мало знающие о такой тактике, могут оказаться неподготовленными или уязвимыми, что приведет к чувству поражения.
3. Полагаться на личную силу: Духовные битвы не могут быть выиграны только за счет человеческих сил. Христиане, полагающиеся только на свои силы и не обращающиеся к Богу за руководством и помощью, могут столкнуться с поражением. Признание потребности в силе Бога и опора на нее является решающим фактором в преодолении духовной войны.
4. Неразрешенный грех и духовные твердыни: Неисповеданный грех и нерешенные проблемы могут дать врагу возможность закрепиться в жизни христианина, сделав его восприимчивым к поражению. Обращение от греха и поиск духовной свободы через покаяние, прощение и молитву очень важны для преодоления духовной войны.
5. Отсутствие духовной дисциплины и ответственности: Духовная война требует дисциплины в молитве, поклонении, размышлении над Словом Божьим и общении с другими верующими. Христиане, пренебрегающие этими дисциплинами или не несущие ответственности, могут оказаться духовно ослабленными и легче потерпеть поражение.
Важно помнить, что даже в случае поражения христиане надеются на Божью благодать, милосердие и победу, одержанную Иисусом Христом. Обращение за советом, обновление веры и активное участие в духовных дисциплинах могут помочь христианам преодолеть эти трудности и одержать победу в духовной войне.
Давайте рассмотрим культурно-исторический контекст той эпохи, чтобы нам с вами сегодня лучше понять принцип победы в духовной войне, который пытается донести до нас апостол Павел в послании к Ефесянам.
Послание Ефесянам 1:1 определяет своим автором апостола Павла.
Послание адресовано верующим людям в Ефесе.
Это послание было, вероятно, написано между 60–63 гг. н.э.
Павел надеялся, что все, кто стремился к достижению христоподобной зрелости, получат это письмо. В послании Ефесянам содержится наука для применения истинными детьми Божьими. Кроме того, изучение этого послания поможет сформировать и укрепить верующего, чтобы он мог выполнять цели и призвание, данные Богом. Задача этого послания заключается в утверждении и оснащении зрелой церкви. Оно представляет собой сбалансированный взгляд о Теле Христовом и его значении в Божьем деле.
Политическая ситуация в Эфесе (60-63 гг. н.э.): Бурная эпоха перемен
В античном городе Эфесе, расположенном на западном побережье Малой Азии (современная Турция), в 60-63 гг. н.э. наблюдалась напряжённая политическая обстановка. Этот период в Эфесе характеризовался сочетанием внутренней борьбы за власть, внешнего влияния и социально-экономической напряженности, что сделало его переломной эпохой в истории города. Цель данной статьи - пролить свет на политическую ситуацию этого времени и ее последствия как для Эфеса, так и для Римской империи.
Эфес под римским владычеством:
В I в. н.э. Эфес был важным городом Римской империи и являлся столицей провинции Азия. Это был крупный торговый, религиозный и культурный центр, население которого отличалось разнообразием и космополитизмом. Будучи римской провинцией, Эфес подчинялся римскому законодательству и управлению, хотя и сохранял некоторую степень местной автономии.
Борьба за власть и фракционность:
Политическая власть в Эфесе часто оспаривалась между различными группировками, боровшимися за контроль и влияние. Знатные семьи города, в основном занимавшиеся торговлей и ремеслом, стремились к укреплению власти в своих интересах. Это создавало нестабильный политический климат, который приводил к конкуренции, соперничеству и даже насилию.
В 60-63 гг. н.э. произошел один из наиболее заметных инцидентов, связанный с враждой между богатыми и влиятельными в Эфесе семьями Александра и Аристиона. Эта борьба за власть в конечном итоге привела к кровопролитию и нестабильности в городе. Римские власти под руководством проконсула Гая Кальпурния Пизона были вынуждены вмешаться в ситуацию, чтобы подавить насилие и восстановить порядок. Однако это лишь на время устранило напряженность, кипевшую на поверхности.
Религиозная динамика:
Религия играла важную роль в жизни эфесского общества, особенно поклонение Артемиде, главному божеству города. В Эфесе находился великолепный храм Артемиды, одно из семи чудес древнего мира. Значимость храма приносила городу значительное богатство и власть, а также служила центром религиозной и культурной жизни.
В этот период Эфес переживал растущий приток новообращенных христиан. Это новое религиозное движение бросало вызов устоявшемуся религиозному порядку и приводило к конфликтам с традиционными верованиями. Апостол Павел и другие последователи раннего христианства столкнулись с противодействием как со стороны устоявшихся религиозных лидеров, так и со стороны тех, кто был заинтересован в культе Артемиды.
Влияние внешних факторов:
На политическую ситуацию в Эфесе в этот период оказывали влияние и внешние события, происходившие на территории Римской империи. В 61 г. н.э. римский император Нерон подавил восстание Боудикканов в Британии, отвлекая на себя значительные военные ресурсы. В результате этого Эфес и прилегающие к нему районы оказались уязвимы для внешних угроз, поскольку римское присутствие было значительно сокращено.
Кроме того, политические интриги в самом Риме, включая борьбу за власть после смерти императора Клавдия и прихода к власти Нерона, оказали косвенное влияние на Эфес. Быстрая смена императорского руководства приводила к ощущению неопределенности и нестабильности в империи, что нередко сказывалось и в провинциальных столицах, таких как Эфес.
Политическая ситуация в Эфесе в 60-63 гг. н.э. характеризовалась внутренней борьбой за власть, религиозной динамикой и внешним влиянием. Конфликты и соперничество между известными семьями, проблемы, связанные с распространением христианства, и нестабильное управление из Рима - все это способствовало созданию напряженной и неспокойной атмосферы.
Хотя изучение этой эпохи ограничено скудностью исторических документов, очевидно, что политическая динамика имела далеко идущие последствия для Эфеса. В последующие века город продолжал расти и процветать, но период 60-63 гг. н.э. служит ярким напоминанием о сложностях и проблемах, связанных с управлением многоликим и процветающим древним городом.
Культурная ситуация в Эфесе: процветающий центр римской азиатской культуры (63-66 гг. н.э.)
В 63-66 гг. н.э. Эфес был одним из самых значительных городов Древней Римской империи. Расположенный в Малой Азии, на территории современной Турции, Эфес процветал как центр культурного обмена и торговли. В данном разделе мы рассмотрим культурную ситуацию в Эфесе в этот период, прольем свет на его богатое наследие и влияние, сформировавшее идентичность города.
1. Римское влияние:
Будучи важным римским городом, Эфес в этот период испытал значительный приток римской культуры. Город более века был римской провинцией, и его архитектура, управление и повседневная жизнь несли на себе отпечаток римского влияния. Здания и сооружения римского стиля, такие как библиотека Цельса, театр и храм Артемиды, демонстрируют величие и изысканность римского дизайна.
2. Религиозное разнообразие:
Религия играла важную роль в жизни Эфеса: в городе сочетались различные системы верований. Доминирующей религией было поклонение Артемиде, греческой богине охоты и плодородия, чей грандиозный храм в Эфесе был одним из семи чудес древнего мира. Кроме того, присутствие римских божеств и распространение христианства в этот период дополнили религиозное разнообразие Эфеса.
3. Культурный обмен:
Эфес представлял собой плавильный котел различных культур, привлекавший купцов, ученых и исследователей из разных регионов мира. Этот приток людей приносил с собой свои обычаи, традиции и языки, обогащая культурный гобелен города. На рынке, известном как Агора, кипела жизнь: торговцы из Азии, Европы и Африки собирались вместе, чтобы обменяться товарами, идеями и философскими взглядами.
4. Интеллектуальный и философский центр:
Эфес был известен как интеллектуальный и философский центр. Из этого города вышли такие выдающиеся философы, как Гераклит и Ксенофан, внесшие значительный вклад в развитие древнегреческой философии. В знаменитой библиотеке Цельса хранились тысячи свитков, привлекавших ученых из разных стран. Стремление к знаниям и интеллектуальные дискуссии стали неотъемлемой частью эфесской культуры этой эпохи.
5. Театр и развлечения:
Древний театр в Эфесе был центром развлечений и культурного самовыражения. Здесь регулярно проходили художественные представления: пьесы, музыкальные концерты, поэтические чтения, что давало возможность для творческого самовыражения как местных, так и приезжих артистов. В театре также проводились политические собрания и публичные встречи, служившие важнейшей ареной для гражданской активности.
Заключение:
Культурная ситуация в Эфесе в 63-66 гг. н.э. характеризовалась динамичным сочетанием римского влияния, религиозного разнообразия, интеллектуальных занятий и культурных обменов. Эфес находился на перекрестке различных цивилизаций, привлекая людей из всех слоев общества и создавая атмосферу культурного и интеллектуального оживления. Сегодня остатки эфесской культуры позволяют заглянуть в то время, когда город был процветающим центром римской азиатской культуры и олицетворением городской утонченности античного мира.
Давайте рассмотрим литературный контекст послания к Ефесянам.
Жанр послания к Ефесянам
Несмотря на то что послание к Ефесянам находится среди Павловых посланий и содержит ряд признаков, характерных для античной эпистолографии (Dahl. 1976. P. 268), в библеистике многие учёные сомневаются в принадлежности его к жанру послания (Mussner. 1982).
Действительно, 1-я часть послания к Ефесянам имеет структуру молитвы-берахи [содержит начальное благословение, анамнесис-воспоминание «итак, помните» (Еф 2:11), ходатайства (Еф 3:14–19) и др.]. По этой причине эту часть или весь текст предлагалось считать литургической гомилией (Gnilka. 1971). Однако свидетельств о существовании такого жанра в I в. нет (Ауни. 2000). Другие исследователи относили послание к Ефесянам к жанру крещальной гомилии (Pokorný. 1962). Но опять же произведения этого жанра появляются только во 2-й половине 2 – 3 вв.
Р. Шнакенбург считал послание к Ефесянам пастырским письмом, главная цель которого – укрепить внутреннее единство общины и подчеркнуть необходимость вести христианский образ жизни в языческом окружении (Schnackenburg. 1982). Э. Д. Гудспид выдвинул теорию, согласно которой послание к Ефесянам изначально служило своего рода введением к собранию Павловых посланий (Goodspeed. 1927. P. 11–20). Однако в рукописях и в церковном предании нет ни одного свидетельства, где бы послание к Ефесянам предваряло другие произведения автора или стояло особняком от основного корпуса.
План послания к Ефесянам
I. 1:1,2. Приветствие Павла Эфесской церкви.
II. 1:3–2:10. Общее описание благословений, которые открывает Евангелие. Сюда входят источник этих благословений, средства, с помощью которых они достигаются, причина, по которой они даются, и их конечный результат. Весь раздел Послания к Ефесянам 1:3-23 в греческом оригинале состоит всего из двух длинных и сложных предложений.[20] Оно заканчивается горячей молитвой о дальнейшем духовном обогащении Ефесян.
III. К Ефесянам 2:11-3:21 Описание изменения духовного положения язычников в результате работы Христа. Оно заканчивается рассказом о том, как Павел был избран и получил право быть апостолом язычников в надежде, что это убережет их от уныния и побудит его молиться за них.[21]
IV. К Ефесянам 4:1-16. Глава о единстве среди разнообразия даров среди верующих.[22]
V. К Ефесянам 4:17-6:9. Наставления об обычной жизни и различных взаимоотношениях.[23]
VI. К Ефесянам 6:10-24. Образы духовной войны (включая метафору Доспехов Божьих), миссии Тихика и прощальных благословений
Наш отрывок находится в двух последних разделах послания, являясь его кульминацией и выводом из всего послания.
В заключительном отрывке послания к Ефесянам Павел не только сравнивает духовную жизнь христиан с войной, но он и дает в этом сравнении рецепт нашего успешного воинствования и раскрывает главный секрет нашей победы.
План нашего отрывка
1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
2 Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
3 да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам,
8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
19 и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования,
20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно.
21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель,
22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.
23 Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
24 Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.(Еф.6:1-24)
I Духовное воспитание начинается в семье
A Дети должны быть послушны родителям
B Исполнение заповедей вознаграждается
C Родители не должны жестоко обходиться с детьми
II Наша трудовая деятельность тоже часть духовной войны
A Мы должны быть хорошими работниками
B Нам необходимо выполнять законные требования руководства с усердием
C Хорошая работа вознаграждается Господом
D Начальники должны поступать милостиво и справедливо
E Господь является самым главным Начальником
III Свое максимальное развитие духовная война получает в церкви
A Нам необходимо укрепляться Его Словом
B Нам необходимо посвятить Богу все сферы нашей жизни
C Наша духовная война не против людей, но против сил зла
IV Для победы в духовной войне амуниция должна быть полной, подготовленной и опрятной
A Мы можем столкнуться с силами зла в любое время
B Пояс Истины держит все вооружение
C Праведность является нашим бронежилетом
D Благовестие должно быть нашей обувью
E Важным элементом защиты является вера
F Нашей защитой является образ мыслей спасенного человека
G Оружием наступления является слово Божье – Библия
V Стратегическим оружием духовной войны является молитва
A Нам необходимо молиться о всей церкви
B Нам необходимо молиться о церковном руководстве
C Нам необходимо молиться о проповедниках
D Нам необходимо молиться о всех церковных служителях
VI Мы уже имеем мир с Богом
A Мы переживаем Божью любовь в общении с братьями и сестрами
B Мы имеем веру в Бога Отца и Иисуса Христа
C У нас есть благодать если мы любим Господа постоянно
"Доктрины занимают наибольшую часть Послания Ефесянам. Половина доктрин в этом послании относится к нашему пребыванию во Христе, а остальная часть касается нашего состояния. Слишком часто те, кто учит из этой книги, упускают все основополагающие инструкции и сразу переходят к заключительной главе. Именно эта глава описывает войну, или борьбу святых. Однако чтобы в полной мере воспользоваться содержанием этого послания, нужно начать с первых указаний Павла в этом письме.
Во-первых, как последователи Христа мы должны в полной мере понимать, что Бог ожидает от нас. Мы должны также иметь основательные знания о свершениях Бога ради всего человечества. Далее, наша нынешняя жизнь должна усовершенствоваться и укрепляться. Это должно продолжаться, пока мы не перестанем колебаться под влиянием каждого духа учения и коварства людей.
Послание Павла делится на три основных сегмента: 1) главы 1–3 представляют принципы относительно Божьих свершений; 2) главы 4–5 излагают принципы, касающиеся нашего нынешнего существования; 3) в главе 6 представлены принципы относительно нашей ежедневной борьбы."
Таким образом, мы можем сделать вывод, что мы не побеждаем собственными силами, но проявляя послушание и наводя порядок в собственной жизни мы присоединяемся к победе Иисуса Христа, которую Он уже совершил, и используя Его силы, Его помощь и Его любовь, мы можем посвящать наши жизни служению Иисусу Христу и прославлению Бога в нашей жизни.
Пусть Всевышний благословит вас и поможет в ведении духовной войны.
С уважением, молитвой о вас и любовью Божьей
Рустам Кодаш Насыров.