На НТВ продолжается показ третьего сезона сериала «Первый отдел». На минувшей неделе фильм возглавил телевизионный рейтинг. Вполне логично – ещё до начала показа сериал называли самой ожидаемой премьерой телесезона. Такой кредит доверия заработали авторы и исполнители за два предыдущих. И всё труднее держать уровень качества, шаблоны и натяжки неизбежны.
Здравствуйте!
За три сезона успешного сериала обозначились его характерные черты, которые, во-первых, отличают «Первый отдел» от других полицейских процедуралов, во-вторых – пришлись по сердцу зрителям
Первый отдел-3: песня остаётся с человеком
Практика создавать песни специально для сериалов, похоже, уходит в прошлое. Но авторы «Первого отдела» сделали ставку на классику. Классику советской песни. Характерный приём – сначала герои слышат старую песню по радио, потом начинают напевать, а в финале эту же песню поют актёры – исполнители главных ролей.
В первом сезоне это была «Надежда» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова
Во втором – «Товарищ песня» Игоря Шамо на стихи Роберта Рождественского
Песня третьего сезона – «Тёмная ночь» Никиты Богословского на слова Владимира Агатова
Песни известные, а потому в типичном полицейском сериале проявляется второй план и дополнительные смыслы.
Во втором сезоне слова песни перекликались с ускользающей личностью Вадима Мальцева. А ещё напомнили про фильм «Как закалялась сталь» - сюжет, который на несколько десятилетий выпадал из круга зрительского внимания.
Когда в третьем сезоне зазвучала «Тёмная ночь», сразу посыпались отзывы: Жарков совсем не Бернес. Но само по себе такое сопоставление вызывает в памяти фильм «Два бойца». И такими бесстрашными бойцами выглядят главные герои – Юрий Брагин и Михаил Шибанов.
Такой оммаж в сторону советской песни и советского кино
В сериале была не только классика, но и современность.
В десятой серии Шибанов попенял Брагину, что тот увлекается коньками. Нет бы боксом заняться, а он – наденет коньки, и на лёд. И даже неудачное падение его не остановило.
Это была добрая усмешка в сторону исполнителя – Ивана Колесникова, который два сезона откатал в «Ледниковом периоде» в паре с Татьяной Тотьмяниной.
Фактически актёру присвоили статус звезды – но никто же не против, правда? Ну, и зрителям приятно ощущать себя понимающими: мы догадались!!
Ещё одна отличительная особенность сериала – ненавязчиво любоваться видами Петербурга. Беспроигрышный вариант.
Но одних видов оказалось недостаточно
«Первый отдел-3»: Петербург-то бандитский
Они и так долго держались. Два сезона сотрудники не брали взятки, их не щемило начальство, не проявлялись оборотни в погонах.
Но на третий сезон запала не хватило.
С первых серий начались сказочные сюжеты: то гипнотизёр великий, то профессор одержимый. Теперь ещё наследник миллионера в ряды полиции затесался.
Но это бы ладно. Немного романтики никому не мешает.
Вот только романтика всё больше скатывается к лихим девяностым. Романтизация криминала – вроде от этого наше кино давно уже отказалось. Зачем это снова ворошить? Благородные авторитеты. Один нежно дружит с посадившим его (дважды! за yбuйcтво!) следователем, другой заслоняет полицейских, что пришли его арестовать. И какова старая школа: стреляет с обеих рук, как ковбой какой-нибудь.
С одной стороны: криминал со своими понятиями, с другой – полицейское начальство без всякого понимания. То следователя отстранят, то оперативника упекут на восемь лет строгого режима.
Как хотите – но это уже сюжетные натяжки.
В полицейских сериалах - если не в каждом, то в каждом втором - положительные герои получают взыскания. Кто же закон-то будет защищать? Хотелось бы видеть, как правоохранители просто исполняют свой долг, и никто им не препятствует.