Найти в Дзене

Алеаторика

Алеаторика – это техника музыкальной композиции, которая предполагает неполную фиксацию нотного текста или музыкальной формы. Элементы случайности в музыке были характерны для музыки разных эпох. В фольклоре фиксация музыкального материала вообще не свойственна. Из импровизации выросла вся практика музыкального искусства. Импровизация (лат. improvisus неожиданно, внезапно) – это спонтанный процесс, и алеаторика базируется на импровизационных началах. В творчестве неевропейских народов (Индия, Африка, Индонезия) часто вообще нельзя отделить сочинение произведения от его исполнения. Как сообщает китайский музыкальный историк Су Ма Шьен, ещё в древнем Китае музыканты строили музыкальные темы с помощью игральных костей. Такие темы часто задавались учащимся на экзаменах для дальнейшей обработки. Алеаторика  записывается с помощью недетерминированной нотации, которая не  допускает множественности ее  реализации. Интерпретировать недетерминированную нота цию не  предоставляется возможным,

Алеаторика – это техника музыкальной композиции, которая предполагает неполную фиксацию нотного текста или музыкальной формы.

Элементы случайности в музыке были характерны для музыки разных эпох.

В фольклоре фиксация музыкального материала вообще не свойственна.

Из импровизации выросла вся практика музыкального искусства. Импровизация (лат. improvisus неожиданно, внезапно) – это спонтанный процесс, и алеаторика базируется на импровизационных началах.

В творчестве неевропейских народов (Индия, Африка, Индонезия) часто вообще нельзя отделить сочинение произведения от его исполнения. Как сообщает китайский музыкальный историк Су Ма Шьен, ещё в древнем Китае музыканты строили музыкальные темы с помощью игральных костей. Такие темы часто задавались учащимся на экзаменах для дальнейшей обработки.

Алеаторика  записывается с помощью недетерминированной нотации, которая не  допускает множественности ее  реализации. Интерпретировать недетерминированную нота цию не  предоставляется возможным, так как она  допускает множественность вариантов. Результатом недетерминированной нотации является музыка , имеющая в основе  не  только композиторский замысел, но и творческую инициативу исполните ля.

Одно из самых популярных произведений, которое  можно отнести к алеаторической технике , было создано Моцартом в 1787 году Musikalisches Würfelspiel переводится как - музыкальные  игры в кости.

Партитура  произведения включает в себя: инструкцию, две  таблицы с номерами по 88 ячеек, в сумме  составляющие  176 ячеек с номером такта , и не посредственно 176 тактов нот. Путём подбрасывания костей (кубиков), определяются номера  тактов заранее  сочинённого материала , который следует исполнять. Игра  в кости – одна  из древних забав человечества , и подобные  игры были очень популярны в 18 веке  на  территории Западной Европы.

Французский и американский художник, шахматист и музыкальный теоретик Марсель Дюша м в 1913 году сочинил пьесу на  основе  случайных операций для тре х голосов под на зыва ние м Musica l E rra tum – музыка льна я опе ча тка . Опубликовано сочинение  было лишь в 1934 году. Процесс исполнения заключался в следующем: из шляпы в случайном порядке  поочерёдно доставались двадцать пять карт, на  которых были изображены отдельные  ноты. Таким образом, составлялись не продолжительные  мелодии для трех частей. Исполнителем был сам Марсель Дюшам и две  его сестры.

Первые  примеры алеаторики появились в А мерике , а основоположником метода  считается Джон Ке йдж. Началом послужило знакомство Джона  Кейджа  в 1950 г. с «Книгой перемен» («И-Цзин»), которая является основой философской импровизации в китайской культуре . Находясь под впечатлением от прочитанного, композитор приступает к работе  над сериями пьес, основанных на  принципе  случайности. Кейдж варьирует звуковыми параметрами, гадая по книге  путём подбрасывания монеток.

В истории алеаторической техники за  точку отсчёта  принят 1951 год, когда  появилась книга  Джона  Кейджа  «Музыка  пе ре ме н». Концепция индетерминизма  сформировала сь в творчестве  Джона  Кейджа  в соответствии с буддийским уче нием о том, что бытие  не  имеет устойчивой формы и стабильной структуры и постоянно изменяется. Предназначение м композитора  Кейдж считал «имитации природы е ё же  способом действия». А  творче ство как явление  относится к области интуиции.

Какова  же  цель написания музыки? Разумеется, человек имеет дело не  столько с целевым процессом создания музыки, а  со звуками. Иначе  на  это вопрос должен быть получен парадоксальный ответ: целенаправленная бесцельность или бесцельна я игра . Однако эта  игра  является утверждением жизни – не  попыткой упорядочить хаос или усовершенствовать творение , а просто способом приблизиться к истинной жизни, которой мы живём и которая становится столь пре красной, когда  че лове к освобождается от своего разума

и своих желаний и позволяет ей действовать самой по се бе.

С 1952 года  Джон Кейдж создает метод исполнительской алеаторики. При этом он интересуется самим процессом создания произведения, а  не  конечным результатом.

После  1952 года  Кейдж создаёт серию фортепианных пьес, которые  специально записывает на  бракованной бумаге . В дефектных места х он ставит традиционные  знаки нотации. Одна  из первых пьес – Music for pia no 1.

Е ё уника льность заключается в том, что пье са  состоит из «целых нот», другие  длительности не  фиксированы, но исполнитель может выбирать длительность по своему желанию при исполнении пьесы. Далее  последовала  серия пьес для фортепиано, каждая из которых называла сь в соответствии с номером отведённой для неё страницы: последовательность стра ниц выбирает пианист, длинна  пьес произвольна , пьесы могут исполняться непрерывно, длительности исполняются любые  по желанию исполнителя. Нотные  отрывки могут продлеваться прямой линией, ноты, расположенные  выше  которой, означают шум, производимый по корпусу форте пиано.

28 июля 1957 года  в Дармштадте  американский пианист Пол Джейкобс дал концерт, в котором он в конце  первого отделения исполнил фортепианную пьесу XI Штокхаузена . После  антракта  это же  произведение  было сыграно в другой манере  и форме . Этот конце рт послужил на ча лом распространения алеаторики. Графическая запись пьесы состоит из большого нотного пла ка та , на  котором на пе ча та но 19 нотных групп ра зной длите льности.

Использование  алеаторики в произведениях американских композиторов вызвало большой интерес в Европе  и России. Для большинства  композиторов алеаторическая организация лежит в основе  мироздания. Такого мнения придерживался сам Кейдж и Янис Ксе накис.

В понятие  абсолютной алеаторики входят все  экспериментальные  задумки (принцип бросания моне т, игральных костей), также  туда  входит неорганизованная импровизация.

В своих доклада х Джон Кейдж музыка льной композицией считает любое  «случайное » явление , сопровождаемое  звуком.

Большинство таких произведений выходят за  рамки музыка льного искусства . Джон Кейдж создал огромное  количество полностью алеаторных композиций, в которых даже  коне чный результат зависит от це лого ряда  случайностей.

Неограниченна я алеаторика  – произведения, записанные  по принципу открытых форм и mobile . Также  неограниченной алеаторикой называют произведения, фрагменты которых за писаны в традиционной нотации, но предназначены для перестановок.

Ограниченная алеаторика  (контролируемая)- произведения, в которых существует полный контроль замысла , структуры произведения, а импровизационное  построение  как пра вило носит фра гме нта рный ха ра кте р.

Как правило, музыкальное  построение  такого фрагмента  «алеаторический квадра т», которое  надо варьировать в течении определенного времени.

Метод ограниченной алеаторики принадлежит Витольду Лютославскому.

Он допуска л в своем традиционном композиторском замысле  недетерминированность исполнения.

В це лом в композиторской пра ктике  ХХ столе тия сложились три типа  алеаторных форм, им ющие  разные  степени стабильности структуры и определенности порядка  изложения материа ла , от которых зависит и узнаваемость сочинения «на  слух».

В мобильной форме  (те рмин Э. Бра уна , Э. Де нисова , В. Ценовой) алеаторными являются только некоторые  фрагменты, так что может варьироваться общее  время звучания, при этом изложение  авторской мысли остаётся неизменным, а  связь ме жду эл ме нта ми – очевидной. Мобильна я форма  – это сочинения с мобильным текстом и стабильной структурой.

Пример мобильной формы - партитура  «Микстура » Штокхаузена  (1964), написанная для пяти групп ударных, деревянных духовых, медных духовых, струнных смычковых и струнных щипковых инструментов, а также электроники. Метроритмическая структура  произведения остаётся неизменной при том, что такты заполнены пуантилистическими россыпями.

Мобильна  форма  и в импровизационной пье се  «Панургово ста до» (1969) Фредерика  Ржевски. Исполнять пье су может любое  количество че ловек, которые  являются музыка нта ми или не  являются ими. Музыканты играют партитуру в определённом порядке , основанном на  принципе  повторения аддитивных мелодических формул в духе  минимализма .

Не -музыка нты же  участвуют в действе  как создатели любого рода  очень громких звуков и шумов, желательно на  ударных или других инструмента х; они могут идти за  ведущим, начинающим отбива ть ровный ритм, а  ка к только пульсация будет установлена , варьировать длите льности.

В вариабельной форме (те рмин К. Штокхаузена ), является алеаторной тка нь и последовательность изложения мысли композитора , которая меняется по его замыслу. Но количество версий ограничено строго определенными условиями, не  влияющими на  общую концепцию сочинения. Это может быть строгое  расположение  некоторых разделов или связь между эле ме нта ми.

Вариабельная форма  – это произведения, в которых тка нь стабильна , а  форма  – мобильна .

Струнный ква рте т «А ле а торио» (1959) Франко Эванджелисти состоит из тре х секций, следующих в различном порядке  (1–2–3, 1–3–2, 2–1–3 и т. д. ), а  также  повторяемых по желанию исполнителей.

В модульной форме алеаторны и ткань, и структура , но последовательность её групп, фрагментов не  закреплена  в тексте , является произвольной и допускает неограниченное  количество ва риантов формы. Сочинение  принадлежит не  только а втору, но и исполните лю, который может менять полностью ве сь облик произведения.

Модульная форма  – это форма , в которой тка нь мобильна  и форма  мобильна .

«Clicktrack» А . На джа ров (2013), для инструмента  и эле ктроники.

Пьеса  мож т быть пре дста вле на  ка к одна  це ла я композиция, та к и может выглядеть ка к не сколько отде льных пье с. Музыканта м допускается выбрать любой порядок исполнения частей, за  исключением, что первым должен прозвучать отрывок № 00, а  последним- отрывок №99.

Пье са  «Любые  пять» Б. Чайлдса  (1965), построенная как большая одночастная сплошна я композиция, партитура  которой подразумевает выбор любых пяти инструментов и партий из предоставленных восьми. Исполнители могут обмениваться партиями во время па уз, если позволяет диапазон инструмента . Продолжите льность звуча ния пье сы можно предварительно за планировать или завершить ее  в тот момент и любым музыкантом. Подсказкой к финалу может служить произнесенное  вслух «стоп» слово, которое  буде т означать завершение  произведения. При необходимости любой музыка нт может сообщить об изменении темпа  или выборе  того или иного общего, ансамблевого блока , произнеся в процессе  игры или между блоками слово «выбор». Это означает, что все  исполните ли могут продолжить то, что они играют, либо перейти к любому другому, выбранному наугад блоку в указанном темпе , либо перейти к выбранному инициатором общему блоку. Этот ансамблевый эпизод выбирается и звучит лишь единожды.

Алеаторика , как элемент случайности используется в ХХ ве ке  во многих сфера х искусства . Свободные  формы смело применяются в архитектуре  французского архитектор Ле  Корбюзье , немецкого архитектора  Людвига  Мис ва н де р Роэ. Архитекторы стремятся избегать замкнутого пространства , поэтому на чинают появляться дома  с плоскими крыша ми– садами, квартиры без каких-либо сте н.

В живописи также  заметно стре мление  уйти от замкнутых и точных форм. Качеством новой те хники художественного письма  становится течение  и движение , произвольное  наложение  красочных пятен на  бума гу (Дж. Поллок, Ж. Ма тье ). Так в изобразительном искусстве  появляется те хника  «дриппинга » – непосредственного выливания из банки, стекания с кисти краски на  бумагу, разбрызгивания краски по холсту. А ллан Капроу, американский художник и дизайне р, работающий в стиле  поп-а рт, ученик Кейджа , в свое й статье  впервые  упомянул те рмин «хэппенинг» (букв, случающееся). Капроу предлагал выпить вино на  улице  с незнакомым простым прохожим. Автор выделял не сколько особенностей хэппенинга : не сколько событий должны происходить одновременно, все  происходящее  должно быть спонтанным и обязательными участниками действия должны быть зрители или случайные  прохожие . Хэппенинги в понимании  автора  не  должны нести ника кого смысла . Хэппенинги существуют здесь и сейчас и исчезают навсегда .

Хэппенинг имеет импровизационное  начало, поскольку, ка к и в жизни, никто не  может знать, что случится в следующий момент. В этом идея движения и развития, в этом идея хэппенинга . Обязательной составляющей была  конкретная музыка . Ка проу использовал вой сире н, звон колокольчиков, шум заводных игрушек, гул уличного тра нспорта  и т. д. Все  эти эле ме нты когда -то укра ша ли ансамблевые  партитуры Кейджа .

«Моде ль для сборки» – интерактивная пространстве нная композиция, автором партитуры которой является российский композитор А . На джаров, «происходила » 15,16 июня 2013 года , в ЦВЗ Ма не же  в ра мка х проекта  «Траектория звука ».

Музыканты располагались в ра зличных точка х большого пространства . Партитура  произведения состоит из некое й модели для импровизации, которая должна  повторяться и ука за ний для музыкантов. Зрители могут участвовать в исполнении пьесы при помощи we b приложения, которое  в виде  QR кода , которое  находилось рядом с ка ждым музыкантом . Записанный отрывок зритель мог воспроизвести в одном из громкоговорителей расположенных в зале .

Алеаторные  техники письма  делятся на  две  группы: к алеаторике  процесса  сочинения относятся методы Кейджа , Фелдмана , Ксен киса . Процесс сочинения формы и текста  самим автором, сочинение  исполнителем или досочинение  исполнителем. К алеаторике  процесса  исполнения относят: К. Штокхаузена , В. Лютосла вского, Д. Лиге ти, П. Буле за , С. Губа йдулиной.