Что общего у человека с психиатрией? Наверное, кому-то сама постановка такого вопроса покажется странной, — действительно, как можно соотносить человека с наукой? Но все-таки, как бы странно это ни звучало, вопрос, на мой взгляд, поставлен совершенно корректно.
Многие, наверное, ответят, что у них нет с психиатрией ничего общего. И в некоем обывательском смысле, возможно, будут правы. Большинство, как правило, просто живут своей жизнью, никак не пересекаясь с этой «наукой». Да, они, скорее всего, знают, что есть такая часть медицины как психиатрия, знают, что существует где-то в городе психбольница, и, может быть, слышали, что кто-то из знакомых в ней даже лечился, лежал, или «состоит на психиатрическом учёте» (прекрасное понятие, — мы, надеюсь, еще поговорим об этом как-нибудь).
Кроме того, некоторые, осознанно или нет, иногда используют в своей речи такие слова, как: «Псих!», «Вася какой-то психованный», «Тебе бы лечиться!» и т.п. Подразумевая, что кто-то другой ведет необычно, неадекватно, странно. И кто-то, наверное, произнося такие слова, предполагает, что есть соответствующие учреждения, где таким людям стоит полечиться, и что их там действительно вылечат. И считает, что с таким контингентом должны «разбираться» специалисты, кои, по их мнению, безусловно, существуют. (А как же без этого, правильно? На все случаи жизни должны быть специалисты!) Вы когда-то говорили кому-то, что он «псих»?)) Если да, что вы имели ввиду? И вы вообще задумывались, какой смысл вы вкладываете в свои слова?
Наверное, для большинства из нас связь с психиатрией на этом как бы и заканчивается...
Но если покопаться чуть поглубже (хотя и не особо глубоко), то, наверняка почти каждый может вспомнить случаи в своей жизни, когда он вынужден был посещать психиатра (а также, возможно нарколога, который также является психиатром).
Например, все молодые люди подлежат постановке на первичный воинский учет (который происходит примерно в 16-17 лет, когда они еще учатся в школе). В этот момент они проходят военно-врачебную комиссию, среди членов которой есть психиатр. Он с ними общается, задает вопросы и может если уж не сам поставить психиатрический диагноз, то, по крайней мере, направить юношу в психиатрический диспансер для более углубленного освидетельствования.
При призыве на срочную военную службу все призывники опять же посещают врача-психиатра.
Ладно, что еще? Брали ли вы когда-то справку у психиатра и нарколога для представления в ГИБДД «на водительские права»? Ну, или, по крайней мере, знаете, что если вы вдруг захотите водить машину, то без визита к этим двум специалистам не обойтись?
Ну а получение прав на ношение оружия (например, охотничьего)? Тоже пойдете к врачу-психиатру.
Существует также целый ряд профессий и должностей, которые не занять, если не получить у психиатра справку, что «на учете у психиатра не состоит». Например, вы не сможете стать судьей, прокурором, следователем, сотрудником некоторых правоохранительных органов, пока не получите такую справку. Или, если человек хочет стать учителем, то ему также придется идти за справкой к психиатру.
(Кстати, знаете ли вы, что получение любой такой справки — это не просто какая-то формальность. Это не просто «подъехать в психушку, потратить час времени и 1000 руб., отсидеть в очереди и забрать бумажку». Да, для подавляющего большинства граждан, получающих такого рода справки (для ГИБДД, для оружия, по месту работу или учебы и т.п.) все это выглядит так. И при этом создается ложное впечатление, что здесь нет никакой опасности, что это просто одна из бюрократических процедур. Если у вас сложилось именно такое впечатление, то я рад за вас. Вам повезло. Но есть также люди, которые, приехав к психиатру за «справкой для ГИБДД», в итоге не только не получили заветную бумажку (а, соответственно, вряд ли будут водить машину), но еще и получили психиатрический диагноз. На всю свою оставшуюся жизнь. Ведь строго по закону врач в момент выдачи такой справки не только проверяет по базе данных, состоите ли вы на т.н. «психиатрическом учете», он еще и проводит ваше психиатрическое освидетельствование, — прямо в этот самый момент. И если он вдруг по своему усмотрению решит, что у человека есть психическое расстройство, то он запишет это в медицинской карте. У него появится диагноз (который почти невозможно снять), и уйдет он без заветной справки.
Да, такое бывает редко. Но такие случаи бывают на практике. И это надо иметь ввиду.
Кроме того, вы, возможно, слышали о таких случаях, когда суд признал недействительным чьё-то завещание, или договор дарения квартиры на том основании, что завещатель (даритель) не понимал значения своих действий или не мог руководить ими. (А, может быть, вы даже сами прибегали к такому способу «отжать» себе ценное имущество? Или у вас есть такие мыслишки, что в случае чего вы, может быть, так и поступите со своим родственничком? Нет? Если нет, то я рад за вас. Если да, то вы лишь сами себе судья в таких делах). И наверняка вы знаете, что такие дела суды разрешают, основываясь во-многом на результатах судебно-психиатрической экспертизы (а зачастую на таком шедевре, как «посмертная документальная судебно-психиатрическая экспертиза», — это когда даритель или завещатель уже мертв и нужно после смерти признать его «чокнутым», и вся эта «магия» делается просто на основании медицинских документов).
Я сейчас не буду упоминать, что вы наверняка также слышали о реальных случаях или хотя бы в художественных фильмах такое наблюдали, когда суд признавал какого-то обвиняемого невменяемым, поскольку тот в момент совершения преступления был т.н. невменяемым, по-простому «рехнулся», и в итоге отказывался признавать его преступником, помещая его в психбольницу для применения т.н. принудительных мер медицинского характера (ПММХ).
Я мог бы здесь перечислить еще и многие иные виды судебных дел, или перечислить другие указанные в законе случаи необходимости психиатрических, психологических осмотров, освидетельствований, комиссий и т.п., в результате которых человека могут поразить в тех или иных гражданских правах и свободах, или он может обрести психиатрический диагноз, который является своего рода миной замедленного действия (он может поначалу вроде бы и не сильно затрагивать права, но в любой момент эта ситуация может «взорваться» вам в лицо, если это будет нужно вдруг кому-то — возможно, мы поговорим еще об этом позднее).
Общий вывод, который, на мой взгляд, тут напрашивается — человек в современном обществе, осознаёт он того или нет, очень тесно опутан нитями психиатрии, пусть даже он не считает себя сумасшедшим, никогда не обращался к психиатрам и не планирует к ним обращаться по собственному волеизъявлению.
Хотите вы того или нет, психиатрия поджидает почти каждого...