Введение
Вопрос выработки стратегии Русского мира, Евразийской цивилизации связан со смыслом её существования. Смысл существования цивилизации неотделим от смыслов жизни всех людей, её составляющих. В этой лекции мы расскажем о значении поиска смысла каждым человеком и о формировании систем ценностей и смыслов в обществе.
Часть 1. Ценности и смыслы, их значение и формирование
1.1. Наличие цели и смысла продляет жизнь и делает её интересной
Из прессы: «Совсем недавно были опубликованы многолетние исследования о взаимосвязи цели и продолжительности жизни. Люди, у которых не было сильной жизненной цели, чаще умирали, чем те, у кого она была, и, в частности, чаще умирали от сердечно-сосудистых заболеваний. Эта связь оставалась верной, несмотря на то, насколько богаты или бедны были участники, а также независимо от пола, расы или уровня образования. Эта связь настолько сильна, что наличие жизненной цели оказалось более важным для снижения риска смерти, чем употребление алкоголя, курение или регулярные физические упражнения».
Если в жизни есть смысл, то она длится дольше и проходит интересней. «Человеку нужно найти зачем жить, тогда можно преодолеть любое как» (В. Франкл). «Человек не должен спрашивать, в чём смысл его жизни, но, скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращён этот вопрос». В. Франкл.
Мы здесь не собираемся говорить о том, как человек должен искать и находить смысл, – это не наша специализация. Мы хотим поставить вопрос о смысле человеческой жизни не с позиции психологии, а с позиции философско-мировоззренческой. Постараемся обосновать тезис, что смысл жизни каждого конкретного человека в конечном итоге существует в контексте смысла существования народа, страны, цивилизации и эволюции человечества в целом. Это и есть конечный искомый смысл, существующий во внешнем мире – зачем мы здесь? Идея философского обобщения поиска смысла проста: если в существовании человечества и народа есть какой-то смысл, то, следуя этому смыслу, проще и вернее найти смысл собственной жизни. В общем говоря, это вопрос о ценностях нации и цивилизации. Ценности – это общий ответ народа и цивилизации на вопрос зачем жить, что самое главное в жизни. Как формировались эти ценности в прошлом и как должны формироваться в будущем, мы и попытаемся здесь рассказать.
1.2. Кто формирует и управляет смыслами, тот и управляет обществом, война смыслов
Значение поиска смысла не исчерпывается личностным аспектом. Вопрос о ценностях – это и вопрос о власти. Чьи ценности человек исповедует, тот им и управляет. Война смыслов – внедрение собственных и разрушение чужих – более разрушительна, чем война оружия.
Поэтому сегодня в мире так остро идет борьба за умы и сердца людей, за наполнение их ценностями и смыслами. Кто наполняет души и сердца людей смыслами, тот и управляет ими.
Европа – глобальный Запад говорит о европейских ценностях свободы и демократии. Китай – Восток – говорит о ценности величия китайской нации, идущей по пути строительства социализма с китайской спецификой. Страны глобального Юга придерживаются традиционных ценностей, прежде всего ценностей, формируемых исламом. Народ и человек, имеющий высшие ценности, непобедим. Какие ценности будет проводить в жизнь Русский Мир?..
1.3. Человеку проще формировать цель и смысл, когда они есть в обществе, базовые ценности и смыслы определяет парадигма
Для того, чтобы ответить на вопрос об оптимальной – в духе времени – системе ценностей, надо ответить на вопрос: существуют ли законы, по которым изменяются ценности. Зная их, можно подсказать направление, в котором стране и её гражданам будет проще найти ценности и смысл жизни, чтобы захватить будущее. Зная эти законы, каждому человеку, а особенно людям, связанным с управлением другими людьми – с властью, можно будет определить правильный тренд развития ценностных систем, чтобы надежнее выбирать строить стратегию управления.
Самая общая причина формирования ценностных систем называется парадигма. Парадигма – это то, что находится в основе мировидения, теоретических построений и практических действий, обычно парадигма подразумевается, но не обсуждается. История человечества – это история смены парадигм. Со сменой парадигм меняется и ценностная система.
Фундаментальных мировоззренческих и ценностных парадигм всего пять. Они связаны с троичностью сущего и определяют картину мира – систему координат сознания. Опорные точки для построения картины мира три: небо, земля, человек, или по-другому: мир физический, мир идей и мир мысленный.
Исходя из троичной картины сущего: мир физический, мир идей, мир мысленный, – можно определить смену парадигм и связанных с ними ценностных систем и составить их матрицу. Что находится в центре внимания человека и общества, то и формирует ценностную парадигму.
1.4. Смена парадигм – смена эпох и ценностных систем
1.5. Матрица ценностных парадигм, национальные, цивилизационные, глобальные и обобщающие проекты
Абстрактность этой модели истории только на первый взгляд не касается каждого из нас. Она касается каждого, потому что каждый человек, ищущий смысл, попадает в одну из клеточек ценностной матрицы. Эта матрица – еще одна интерпретация троичности сущего и трактовки исторического процесса с позиции смены парадигм.
Определившись с ценностно-смысловой матрицей, можно прийти к выводу что сегодня мир и развитие ценностных моделей находится на развилке истории, а каждый человек стоит перед выбором. Эта модель формирования парадигм разворачивается в модели глобализации.
1.6. Мир на развилке истории, альфа и омега глобализация – варианты воплощения конечных обобщающих проектов
Так или иначе, сознательно или несознательно, сам, или за него это сделают другие, но каждый человек будет следовать по одному из возможных путей обретения конечного смысла: традиционализм, трансгуманизм, высокий гуманизм. Выбрав общую систему ценностей и свой собственный путь, человек живет и действует.
Мы хотим быть на светлой стороне истории, поэтому стараемся привлечь ваше внимание к вопросам смысла и занимаем ваше время. Вопрос победы светлых смыслов – это вопрос спасения жизни и души.
1.7. Выводы первой части лекции.
- Смысл существования важен для человека и общества.
- Смыслы, определяющие стратегию, не произвольны, а определяются парадигмой, существует система парадигм.
- Конечных систем смыслов две, как два полюса у планеты – тёмный и светлый, цветные-традиционная парадигмы – промежуточное состояние между полюсами.
- Каждый человек сознательно, или несознательно выбирает один из трех вариантов парадигм: тёмную, светлую, или разноцветную.
- Стратегия Русского мира определяется конечным смыслом его существования – это жизнеутверждение в парадигме высокого гуманизма.
- Далее мы будем говорить о формировании светлой парадигмы высокого гуманизма, как альтернативе черной парадигме трансгуманизма.
Часть-2. Экосистема созидания – новый экологизм
2.1. Экологизм – современное учение о правильной жизни, Зеленый курс и Экосистема созидания
Ранее, в предыдущие эпохи не стоял вопрос о сохранении самой жизни. Теперь он встал в полный рост. Какой смысл искать смысл жизни, если не будет самой жизни?! Вопрос о сохранении жизни напрямую связан с таким понятием как «экология» – наука, изучающая живые системы.
Мы назвали своё выступление «Экология тела, души и духа – стратегия Русского мира», потому что экологизм, как образ жизни и идея, сегодня набирает силу во всем мире. Зеленый курс Байдена и политическая стратегия США и сил, которые за ними стоят, оправдывается экологической доктриной спасения жизни на планете. Пределы роста, климатические изменения, истощение ресурсов, – можно рассматривать как экологические проблемы.
Экологизм, как мировоззрение, правильно ставит стратегические цели и задачи – сохранить жизнь на планете. Но рекомендации, как это делать, дает во многом ошибочные, потому что в круг рассмотрения западной экологической доктрины, в частности, «Зеленого курса», не включаются важнейшие факторы, определяющие устойчивое развитие мира. Эти факторы являются духовным измерением человеческого бытия – духовным ресурсом человечности – сакральностью неба, земли и самого человека. Отличия западного Зеленого курса от Экосистемы созидания, которая может быть ему альтернативой, кроются в ином – троичном понимании мира и человека, а значит, и на иных ценностях и смыслах. В применении к экологической доктрина они отражены на слайде.
Зеленый курс – мир бездуховный, Экосистема созидания (термин, предложенный Фондом экономики созидания) – мир одухотворенный. Зеленый курс формирует темный полюс глобализации – альфа-глобализацию под девизом E PLURIBUS UNUM. Экосистема созидания формирует светлый полюс глобализации – омега глобализацию под девизом E PLURIBUS HARMONIA. В западной модели в центре человек, его материалистически понимаемое эго. В экосистеме созидания человек в центре, но он троичен – тело, дух, душа. Тело – материя, дух – мир идеальный, душа – их синтез, определяющий человечность. Мировоззрением западной модели является постмодернизм, целью трансгуманизм, в экосистеме созидания это универсализм и высокий гуманизм. Для западной модели характерно мозаичное рациональное мировидение, нет картины мира, включающей духовное начало бытия. В экосистеме созидания есть целостное мировидение, включающее духовное начало бытия, и заявляется общая цель – выращивание древа жизни человеческой цивилизации. Сохранение и развитие жизни через развитие общества и каждого человека – цель и смысл высокого гуманизма.
2.2. Дух, душа и тело – троичность человека – основа высокого гуманизма
Идею троичности сущего, как научную концепцию, выдвинул английский математик Р. Пенроуз, а идею троичности человека, как развитие религиозной доктрины развивал православный епископ В.Ф. Войно-Ясенецкий
2.3. Человеческий потенциал – основание жизнестойкости – функция произведения потенциалов тела, души и духа
Говоря об альтернативном западному экологизме, мы исходим из того, что человек – это не только тело, которое надо кормить и оберегать от разрушительного влияния внешней среды. Человек троичен в своей сути, он – это тело, дух и душа. Дух – это присутствие сверхъестественного-божественного начала в человеке – духовного нетварного света, а душа – это его сознание, сопряженное как с миром материальным-естественным, так и с миром духовным-сверхъестественным. Это иная онтология, иная картина мира, чем та, на которой основывается принципы либерализма и пост либерализма. Из неё следует, что для утверждения жизни недостаточно сохранять тело, надо также заботится о духе и душе. Это утверждение – аксиома-онтология, оно очерчивает круг обязанностей КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА.
Человеческий потенциал – интегральный показатель человечности (тела, души и духа), он измеряется индексом, определяющим степень совершенства тела, души и духа. Тело – это здоровье, дух выражается как воля и твердость жизнеутверждающих моральных убеждений, душа – это потенциальная способность к творческому мышлению. За тело человека отвечает система здравоохранения, за дух – система культуры, за формирование души – система образования. Все они вместе должны утверждать жизнь. Человеческий потенциал – это количество работы, которой может сделать человек: физической, духовно-эмоциональной, умственной.
«Понятие “быть живым” — это понятие не статическое, а динамическое. Существование – это то же, что и раскрытие специфических сил организма. Актуализация потенциальных сил – это врожденное свойство всех организмов. Поэтому раскрытие потенциалов человека согласно законам его природы следует рассматривать как цель человеческой жизни» (В. Франкл).
2.4. Закон, объединяющий явления разумной жизни, требует увеличения человеческого потенциала для ее сохранения
Рост человеческого потенциала является критерием правильности общественного устройства и исповедуемых ценностей и смыслов. Увеличение человеческого потенциала ведет к гармонии, уменьшение к нарастанию энтропии и кризисам. Этот закон вывел советский ученый П. Кузнецов.
С этой позиции можно определить, что такое хорошо и что такое плохо, и обосновывать, что люди могут хорошо жить по-разному и не только при западной модели свободы и демократии. С этой позиции можно начинать поиск собственного смысла жизни – от общего к частному и, конечно, поиск от частного (своей личности) к общему. Обычно отсутствие желаний – следствие низкого человеческого потенциала. Чтобы были желания надо заботиться о теле, душе и духе. Тогда и желания будут, и будет энергия для их реализации.
2.5. Выращивание древа жизни – образ наращивания человеческого потенциала
Утверждение одухотворенной и одушевленной жизни – главная обязанность человека. Это выражается в увеличении личного и общественного человеческого потенциала. Оно возможно только если в обществе существует стратегия воспитания культуры тела, спасения души (сознания) и стяжания духа (воспитания чувств). Человек ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН заботится о теле, духе и душе, чтобы утверждать жизнь. Стратегия и тактика наращивания человеческого потенциала исторически сложилась, как традиционные ценности. Образом парадигмы наращивания человеческого потенциала является древо жизни. Существует планетарное древо жизни – человечество, общественное и личное.
2.6. Паритет прав и обязанностей в супермодерне, новое понимание смысла свободы и демократии – путь наращивания человеческого потенциала
Обязанности, выражаемые в традиционных ценностях, понимаемые как добровольное ограничение свободы, ведут к повышению человеческого потенциала и успешности общества в исторической перспективе. В этой картине мира свободы и права человека, являясь священными, должны уравновешиваться его священными же обязанностями по отношению к жизни (небу-духу, земле-материи и людям-ближним).
Для определения смысла существования общества НОВОЙ ЭПОХИ и выработки стратегии Русского мира, предстоит обосновывать тезис, что свобода, демократия и соблюдение прав человека не являются сами по себе критерием успешности и правильности устройства общества с позиции эволюции, потому что основаны на ограниченном понимании человека и его места в мире.
Для утверждения свободы и демократии, совместимой с жизнью, не разрушающей её, необходимо понимание священности как прав, так обязанностей человека и общества. На западе этого понимания нет, а в Русском мире и традиционных культурах есть, но пока оно не манифестировано и не декларировано, как должно и не превратилось в глобальную идеологию, альтернативную либеральной. Общее представление об этих обязанностях дает религиозная и народная традиция, их надо обобщить, методологически обосновать и довести до общечеловеческих этических норм понятных каждому.
2.7. Рост уровня осознанности – условие устойчивого развития, «Ум без разума – беда».
Все что ни делается – делается людьми и для людей, «кадры решают все». Встает вопрос: кто будет создавать среду созидания – утверждения жизни уже сегодня, завтра, через десять лет, как увеличить число активных созидателей новой жизни, для кого стараться? Развитие производительных сил для пятого-шестого техноукладов и неизбежная третья промышленная революция требуют появления нового осознанного человека и новой идеологии. Существует матрица, показывающая связь уровней осознанности, выражаемые в самоидентификации, типе мышления и системе ценностей, и техноукладов. Если уровень осознанности соответствует техно укладу – жизнь гармонична, человеческий потенциал увеличивается, если нет – уменьшается и растет хаос. Техноуклад определяется рациональным мышлением – умом, осознанность интуитивным восприятием (духовностью) – разумом. «Ум без разума – беда», уровень рационального мышления должен соответствовать осознанности (духовному развитию).
Путь повышения осознанности на пятом техноукладе определяется как рост взаимодействия между людьми. Теперь уже очевидно, что взаимная помощь и солидарность — двигатели эволюции, равно как борьба и конкуренция и даже больше. Эта идея была впервые выдвинута и обосновывалась П.А. Кропоткиным.
Руководствуясь этой матрицей, можно сказать, что человек новой эпохи – информационной и когнитивной – должен иметь:
1. Независимую и сознательную самоидентификацию – человек знает о своей троичной (тело, дух, душа) сущности, месте и миссии в мироздании, о своих правах и обязанностях
2. Визиологический (гармоничный право-левополушарный) тип мышления
3. Ценностью для него является человеческие связи и поток жизни (уже не успех, не правда, правда у каждого своя, не родственная духовность «кровь и почва», родная вера – они остаются, но не ставятся в центр, а являются составными частями ценностной модели).
Мы считаем, что в будущем такой человек способен стать одухотворенным стержнем нового техноуклада и нового мира, он будет понимать свои права и обязанности иначе, чем человек современный, воспитанный в западной мировоззренческой парадигме. Кто быстрее сформирует такого человека, поможет ему появиться, тот и победит в борьбе за будущее. Если такой задачи не ставить, то будущее будет темным и победителей не будет. Исходя из этих требований времени и эволюции, человек может стремиться повышать свою осознанность и искать смыслы своего существования, как субъекта исторического процесса и сотворца, а не винтика в бездушной машине цифровой экономики.
В основе сознательной самоидентификации находится представление человека о гармонии прав (от рождения) и обязанностей (перед жизнью) для выполнения своей человеческой миссии. Можно утверждать, что человек русского мира, человек новой эпохи должен сознательно:
- Формировать тело
- Стяжать дух
- Просветлять душу
Как именно это делать – отдельный разговор. Если человек делает это – он будет способен на труд и на подвиг, общество таких людей будет конкурентоспособным в исторической перспективе. Важно понять значение увеличения человеческого потенциала для утверждения жизни и развития общества. Увеличение человеческого потенциала – это целевая функция развития общества будущего. Повышение человеческого потенциала в первую очередь проявляется уровнем осознанности человека – степенью понимания им своих обязанностей перед небом, землёй и ближним. Внутреннее самоограничение свободы – совесть.
Новый человек будет способен формировать новое общество, где будет планомерно уменьшаться отчуждение человека от управления и результатов труда. Инструментом реализации этой задачи может стать цифровые платформы по типу экосистема. Задача экспертного сообщества разработать образовательные, культурные и спортивно-оздоровительные программы для повышения человеческого потенциала, модель цифровой экономики, учитывающий фактор человеческого потенциала. Мобилизационная модель экономики здесь не является оптимальной, но и рыночная – тоже далеко не идеал – она буквально пожирает человеческий потенциал. Планирование в экономике – это и есть обязанности общества, направляющие и ограничивающие рыночную свободу. Сегодня такая модель востребована, её элементы просматриваются в китайской и исламской модели экономики, много можно взять и из советской системы. Важно, чтобы этот синтез рынка и плана был органичным и опирался на новое мировоззрение, тогда свобода предпринимательской деятельности и необходимость планирования будут сочетаться органично и гармонично.
2.8. Выводы второй части лекции.
1. Актуальность экологизма
2. Актуальность сакрализации жизни
3. Актуальность традиционных ценностей
4. Актуальность человеческих связей
Часть 3. Проект «Сакральное кольцо России»
3.1. «Сакральное кольцо России» – сообщество созидателей
Новый человек будущей эпохи может формироваться только в сообществах, где устанавливаются и отлаживаются человеческие связи «по душам» и «в духе», поэтому ценность этих связей становится очень значимой.
Решение задачи создания таких сообществ выглядит как инициатива «проснувшихся» людей, связавших времена, поколения и ценности в целостную картину Мира, с опорой на исторически значимые места и традиции коренных народов Русского мира. Двигаясь от человека к человеку, от народа к народу, от территории к территории мы наращиваем потенциал и вырабатываем общее целеполагание.
Мы можем предложить идею создания сообществ нового типа. Проект формирования таких сообществ мы называем «Сакральное кольцо России».
Идея проекта выражена в символике. Люди взялись за руки и водят хоровод вокруг Солнца – источника нетварного света, порождающего жизнь и определяющего гармонию мира, чтобы утвердить гармонию. В таком сообществе будет наращиваться человеческий потенциал и формироваться новые смыслы, ценности и коллективный разум.
3.2. Сакральное кольцо России – фрактал Сакрального кольца Евразии
В гимне поется «Россия – священная наша держава», значит, и люди в этой державе могут создавать священный (сакральный) союз. Идея сборки такого мира – идея соборности – ключевая идея русской культуры и Русского мира. Поэтому Россия, как равная среди равных, может собирать и себя саму, и кольцо цивилизаций – кольцо из многоцветия культур – сакральное кольцо Большой Евразии и планеты.
Эта задача может начинаться, как общественная инициатива с самых низов – через движение в буквальном и переносном смысле людей по красивым и исторически значимым местам родной земли – сакральным местам. В процессе этого движения они будут наращивать свой человеческий потенциал и вырабатывать общее целеполагание.