Найти тему
Правда и вымыслы

Существуют ли в труднодоступных долинах тибетских высокогорий оазисы, подогреваемые подземным теплом? (из книги "Тибет - правда и вымыслы")

Этот миф возник благодаря творчеству двух выдающихся мистиков – Н. К. Рериха и Лобсанга Рампы (наст. имя Кирилл Хоскин). Рерих во время своей экспедиции в Тибет рассказал о наличии неких «запретных территорий Гималайского Братства», охраняемых самóй природой с помощью вулканической деятель­ности и ядовитых испарений, куда доступ непосвящённым закрыт. Лобсанг Рампа в своём романе «Третий глаз» описывает, как тибетс­кие ламы совершают путешествие в труднодоступную долину, где благодаря интенсивной геотермальной деятельности сре­ди вечных снегов и ледников существует роскошный тропичес­кий оазис. В отличие от представлений Рериха, в этом оазисе жили не махатмы, а «снежный человек». Пелена тумана и пара надёжно скрывает подобные оазисы от взоров непрошеных гостей, а тибетс­кие ламы, естественно, ни за какие деньги не раскрывают место­положения подобных долин для непосвящённых.

Интересно, что данный миф является весьма распространён­ным, и многие до сих пор верят в существование вышеописанных тропических долин на высоте в 5 – 6 тыс. м над уровнем моря.

Увы, никаких тропических оазисов, которые якобы и являются Шамбалой с геотермальным подогревом, в тибетских высокогорьях не существует. Геотермальная деятельность не настолько интен­сивна, чтобы создавать непроницаемую завесу из тумана вокруг долины, тем самым оставляя данное место недоступным для исследо­вателей.

Тем не менее, данный миф имеет под собой вполне реальную основу. Во-первых, районы интенсивной геотермальной актив­ности действительно существуют в Тибете (см. пункт № 13).

Во-вторых, на склонах юго-восточных Гималаев действительно есть районы, значительную часть года скрытые за плотными облаками и туманами. Это касается тропических и субтропических районов Бутана, Мон-юла, Кло-юла, Дза-юла, а также трудно­доступной области Пемако. Плотные облака, частые дожди и туманы обусловлены влиянием муссонов, приходящих со стороны Бенгальского залива, который находится ближе всего именно к юго-восточным склонам Гималаев. Результатом воздействия муссонов являются роскошные тропические, субтропические, смешанные и хвойные леса в указанных областях, а в районе Черрапунджи (индийский штат Ассам) вообще выпадает рекорд­ное количество осадков в год – 11 013 мм.

Главной же основой мифа о долинах, укрытых от посторонних глаз, являются тибетские представления о т. н. «скрытых землях», на чём следует остановиться поподробнее. Дело в том, что в тибетском буддизме важное место отводится проблеме передачи знания от учителя к ученику. Информация может быть передана тремя способами: это прямая передача, т. е. когда учитель наставляет ученика (1), откровение (2), и, наконец, передача учения посредством сокрытия его в виде некоего клада (3), по-тибетски называющегося тер-ма (གཏེར་མ gТer-ma, букв.: «сокровище»). В буддизме красношапочного толка, особенно в церкви ньингма, последнему виду передачи учения отводится значи­тель­ное место. Считается, что апостол буддизма в Тибете Падма Самбхава (якобы VIII в. н. э.), проповедуя вероучение, благо­словил некоторые местности в «Стране Снегов» и сокрыл там тексты, предназначенные для будущих поколений. Охрана этих «кладов» была поручена местным божествам и духам. Местности, благословлённые Падма Самбхавой, получили название «скрытых земель».

Нетрудно догадаться, что подобный способ передачи информации был придуман для того, чтобы вносить изменения в вероучение, не опасаясь быть обвинённым в искажении последнего. Люди, путешествующие в поисках «кладов» и открывающие их, называют­ся в тибетской традиции тертонами.

Каждая из «скрытых земель» в тибетском буддизме рассматривается как географическое проявление некоего божества-охранителя или Будды. Наиболее известной «скрытой землёй» является Пемако (པ་དྨ་བཀོད рadma bKod, букв.: «лотосовый орден») на юго-востоке Тибета, расположенная в Большой излу­чине р. Ярлунг Цзанг-бо. Другими «скрытыми землями» являются, к примеру, Шамбала, долина Кьиронг на северных склонах Гималаев, долина Кхембалунг и другие местности в Непале вокруг г. Эверест, местность Юксом в Сиккиме. С последней связано самó основание сиккимского государства, созданного в 1642 г. четырьмя ламами – искателями «скрытых сокровищ».

По всей видимости, представление о том, что страна Пемако является «скрытой землёй», достаточно позднего происхождения, поскольку легенды и рассказы об этом стали распространяться лишь с XVII в. Только в указанном столетии тибетцы добрались до этого и сегодня крайне труднодоступного района. По-видимому, первым был мудрец и тертон Тагшампа Нуден Дордже (1655 – 1708 гг.) – уроженец Восточного Тибета, последователь учения церкви ньингма и исследователь Пемако. В своём путеводителе по «скрытым землям» он описал восемь районов, поместив Пемако в центр и разделив последнюю на 12 внешних, 12 внутренних и 16 тайных территорий. Хотя формально земли Пемако входили в состав королевства По-юл, в те времена тибетского населения в Большой излучине р. Ярлунг Цзанг-бо практически не было. Те, кто всё же обитал там, были не тибетцами, а предста­ви­телями первобытных племён кло-ба. Последние проникли туда с юж­ных склонов Гималаев, не исповедовали буддизма, и относи­лись к тибетским пришельцам настороженно, нередко убивая тех отравленными стрелами. Тагшампа Нуден Дордже посчитал страну Пемако географическим проявлением тантрического божества «Громовая Свинья» (тибетск. Дордже Пхагмо, санскр. Ваджра­вараха). С поклонением этому божеству также связана трудно­доступ­ная местность Ца-ри в соседней области Даг-по, где нахо­дит­ся священная гора Даг-па Шел-ри (букв.: «Хрустальная чистая гора»), по своей святости не уступающая Кайласу. В дикарях кло-ба тибетский мудрец увидел охранителей «скрытой земли».

В сознании тибетцев подобные земли рассматривались не только в качестве территорий, где находят «клады», но и как «места силы, духовного преображения и убежища». Путь в такие земли, напри­мер, в Пемако, был не из лёгких: зимой пройти туда было невоз­мож­но, поскольку перевалы были засыпаны снегом. В случае если люди туда всё же попадали, им угрожал непривычный климат, частые дожди, туманы, тропическая жара (Большая излучина р. Ярлунг Цзанг-бо – это самое жаркое и дождливое место Тибета к севе­ру от Большого Гималайского хребта), непроходимые джунгли с дикими животными и, наконец, аборигены. Неудивительно, что, согласно представлениям тибетс­ких буддистов, одно паломни­чество в Пемако равняется 39 тако­вым в храм Джокханг в Лхасу.

Европейцы добрались до Пемако только в начале ХХ в. Пер­выми путешественниками, сумевшими проникнуть в Большую излу­чину р. Ярлунг Цзанг-бо и дать частичное описание этой облас­ти, были офицер английской разведки Фрэнсис Бэйли и бота­ник Фрэнк Кингдон-Уорд.

В неспокойные для Тибета годы и мудрецы, и рядовые тибетцы совершали массовые хождения в «скрытые земли», стараясь путём проведения особых ритуалов повлиять на ход событий в стране. Исход целых групп тибетского населения на поиск «скрытых земель» в надежде на спасение и «уход из мира» имел место в 1910-е и в 1950-е гг. Такие поиски очень напоминали искания «Беловодья» у русских старообрядцев и уход в джунгли индейцев майя в годы испанской конкисты Нового Света. Тогда целые груп­пы населения, не желая мириться с действительностью, просто исче­зали из поля зрения новых властей, переселяясь в трудно­доступные места.

К.А. Котков