Этот миф возник благодаря творчеству двух выдающихся мистиков – Н. К. Рериха и Лобсанга Рампы (наст. имя Кирилл Хоскин). Рерих во время своей экспедиции в Тибет рассказал о наличии неких «запретных территорий Гималайского Братства», охраняемых самóй природой с помощью вулканической деятельности и ядовитых испарений, куда доступ непосвящённым закрыт. Лобсанг Рампа в своём романе «Третий глаз» описывает, как тибетские ламы совершают путешествие в труднодоступную долину, где благодаря интенсивной геотермальной деятельности среди вечных снегов и ледников существует роскошный тропический оазис. В отличие от представлений Рериха, в этом оазисе жили не махатмы, а «снежный человек». Пелена тумана и пара надёжно скрывает подобные оазисы от взоров непрошеных гостей, а тибетские ламы, естественно, ни за какие деньги не раскрывают местоположения подобных долин для непосвящённых.
Интересно, что данный миф является весьма распространённым, и многие до сих пор верят в существование вышеописанных тропических долин на высоте в 5 – 6 тыс. м над уровнем моря.
Увы, никаких тропических оазисов, которые якобы и являются Шамбалой с геотермальным подогревом, в тибетских высокогорьях не существует. Геотермальная деятельность не настолько интенсивна, чтобы создавать непроницаемую завесу из тумана вокруг долины, тем самым оставляя данное место недоступным для исследователей.
Тем не менее, данный миф имеет под собой вполне реальную основу. Во-первых, районы интенсивной геотермальной активности действительно существуют в Тибете (см. пункт № 13).
Во-вторых, на склонах юго-восточных Гималаев действительно есть районы, значительную часть года скрытые за плотными облаками и туманами. Это касается тропических и субтропических районов Бутана, Мон-юла, Кло-юла, Дза-юла, а также труднодоступной области Пемако. Плотные облака, частые дожди и туманы обусловлены влиянием муссонов, приходящих со стороны Бенгальского залива, который находится ближе всего именно к юго-восточным склонам Гималаев. Результатом воздействия муссонов являются роскошные тропические, субтропические, смешанные и хвойные леса в указанных областях, а в районе Черрапунджи (индийский штат Ассам) вообще выпадает рекордное количество осадков в год – 11 013 мм.
Главной же основой мифа о долинах, укрытых от посторонних глаз, являются тибетские представления о т. н. «скрытых землях», на чём следует остановиться поподробнее. Дело в том, что в тибетском буддизме важное место отводится проблеме передачи знания от учителя к ученику. Информация может быть передана тремя способами: это прямая передача, т. е. когда учитель наставляет ученика (1), откровение (2), и, наконец, передача учения посредством сокрытия его в виде некоего клада (3), по-тибетски называющегося тер-ма (གཏེར་མ gТer-ma, букв.: «сокровище»). В буддизме красношапочного толка, особенно в церкви ньингма, последнему виду передачи учения отводится значительное место. Считается, что апостол буддизма в Тибете Падма Самбхава (якобы VIII в. н. э.), проповедуя вероучение, благословил некоторые местности в «Стране Снегов» и сокрыл там тексты, предназначенные для будущих поколений. Охрана этих «кладов» была поручена местным божествам и духам. Местности, благословлённые Падма Самбхавой, получили название «скрытых земель».
Нетрудно догадаться, что подобный способ передачи информации был придуман для того, чтобы вносить изменения в вероучение, не опасаясь быть обвинённым в искажении последнего. Люди, путешествующие в поисках «кладов» и открывающие их, называются в тибетской традиции тертонами.
Каждая из «скрытых земель» в тибетском буддизме рассматривается как географическое проявление некоего божества-охранителя или Будды. Наиболее известной «скрытой землёй» является Пемако (པ་དྨ་བཀོད рadma bKod, букв.: «лотосовый орден») на юго-востоке Тибета, расположенная в Большой излучине р. Ярлунг Цзанг-бо. Другими «скрытыми землями» являются, к примеру, Шамбала, долина Кьиронг на северных склонах Гималаев, долина Кхембалунг и другие местности в Непале вокруг г. Эверест, местность Юксом в Сиккиме. С последней связано самó основание сиккимского государства, созданного в 1642 г. четырьмя ламами – искателями «скрытых сокровищ».
По всей видимости, представление о том, что страна Пемако является «скрытой землёй», достаточно позднего происхождения, поскольку легенды и рассказы об этом стали распространяться лишь с XVII в. Только в указанном столетии тибетцы добрались до этого и сегодня крайне труднодоступного района. По-видимому, первым был мудрец и тертон Тагшампа Нуден Дордже (1655 – 1708 гг.) – уроженец Восточного Тибета, последователь учения церкви ньингма и исследователь Пемако. В своём путеводителе по «скрытым землям» он описал восемь районов, поместив Пемако в центр и разделив последнюю на 12 внешних, 12 внутренних и 16 тайных территорий. Хотя формально земли Пемако входили в состав королевства По-юл, в те времена тибетского населения в Большой излучине р. Ярлунг Цзанг-бо практически не было. Те, кто всё же обитал там, были не тибетцами, а представителями первобытных племён кло-ба. Последние проникли туда с южных склонов Гималаев, не исповедовали буддизма, и относились к тибетским пришельцам настороженно, нередко убивая тех отравленными стрелами. Тагшампа Нуден Дордже посчитал страну Пемако географическим проявлением тантрического божества «Громовая Свинья» (тибетск. Дордже Пхагмо, санскр. Ваджравараха). С поклонением этому божеству также связана труднодоступная местность Ца-ри в соседней области Даг-по, где находится священная гора Даг-па Шел-ри (букв.: «Хрустальная чистая гора»), по своей святости не уступающая Кайласу. В дикарях кло-ба тибетский мудрец увидел охранителей «скрытой земли».
В сознании тибетцев подобные земли рассматривались не только в качестве территорий, где находят «клады», но и как «места силы, духовного преображения и убежища». Путь в такие земли, например, в Пемако, был не из лёгких: зимой пройти туда было невозможно, поскольку перевалы были засыпаны снегом. В случае если люди туда всё же попадали, им угрожал непривычный климат, частые дожди, туманы, тропическая жара (Большая излучина р. Ярлунг Цзанг-бо – это самое жаркое и дождливое место Тибета к северу от Большого Гималайского хребта), непроходимые джунгли с дикими животными и, наконец, аборигены. Неудивительно, что, согласно представлениям тибетских буддистов, одно паломничество в Пемако равняется 39 таковым в храм Джокханг в Лхасу.
Европейцы добрались до Пемако только в начале ХХ в. Первыми путешественниками, сумевшими проникнуть в Большую излучину р. Ярлунг Цзанг-бо и дать частичное описание этой области, были офицер английской разведки Фрэнсис Бэйли и ботаник Фрэнк Кингдон-Уорд.
В неспокойные для Тибета годы и мудрецы, и рядовые тибетцы совершали массовые хождения в «скрытые земли», стараясь путём проведения особых ритуалов повлиять на ход событий в стране. Исход целых групп тибетского населения на поиск «скрытых земель» в надежде на спасение и «уход из мира» имел место в 1910-е и в 1950-е гг. Такие поиски очень напоминали искания «Беловодья» у русских старообрядцев и уход в джунгли индейцев майя в годы испанской конкисты Нового Света. Тогда целые группы населения, не желая мириться с действительностью, просто исчезали из поля зрения новых властей, переселяясь в труднодоступные места.
К.А. Котков