Найти тему
Правда и вымыслы

Участвовали ли тибетцы в Гражданской войне в России? (из книги "Тибет - правда и вымыслы")

Теократическое государство Тибет, провозгласившее свою независимость в 1912 г. сразу же после свержения в Китае маньч­журской династии, конечно же, не участвовало в Гражданской войне в России 1918 – 1923 гг. Однако мало кому известно, что уроженцы Тибета, а именно тибетцы амдо-ва и тибетские монго­лы числом около 100 – 200 чел. входили в состав Азиатской Кон­ной дивизии барона Р.Ф. фон Унгерн-Штернберга, освободившей Внешнюю Монголию в 1921 г. от китайской оккупации, а затем принимали участие в военных действиях против Красной Армии.

Азиатская Конная дивизия была сформирована в Забайкалье в 1920 г. в обстановке поражения белых в Гражданской войне. В августе того же года данная дивизия численностью 1.413 чел. под командованием генерал-майора Б. П. Резухина отступила на терри­то­рию Внешней Монголии для того, чтобы создать новую базу для борьбы с красными. Но для того, чтобы такую базу создать, сначала надо было вытеснить из Монголии китайские войска численностью около 15 тыс. чел., оккупировавших страну в 1919 г. В конце августа командование дивизией принял барон Унгерн, под командованием которого и начался знаменитый поход на столицу Монголии Ургу (совр. Улан-Батор) зимой 1920 – 1921 гг.

Ещё 18 ноября 1911 г. сразу же после начала антимонар­хической революции в Китае Внешняя Монголия провозгласила свою независимость, провозгласив себя теократическим государст­вом во главе с Богдо-гэгэном (третий по значимости перерожденец в иерархии «жёлтошапочной» церкви после Панчен-ламы и Далай-ламы до 1924 г.). 7 июня 1913 г. было подписано тройственное соглашение между Россией, Монголией и Китайской республикой, по которому Внешняя Монголия была объявлена автономной частью Китая. Россия предоставила Монголии заём в 5 млн. руб., создавала Монгольский народный банк и откоманди­ровала военных инструкторов для создания монгольской армии. Увы, эти начинания не были должным образом использованы монголами. Ни армии, ни какой-либо отрасли хозяйства в период с 1913 г. по 1919 г. так и не было создано. В 1919 г. китайские власти, воспользовавшись Гражданской войной в России, без сопротив­ления оккупировали Монголию силами около 15 тыс. чел. и ликвидировали власть Богдо-гэгэна.

Именно такую обстановку и застал барон Унгерн, вступивший осенью 1920 г. в пределы Монголии. Ему удалось вступить в пере­говоры с представителями Богдо-гэгэна – монгольскими патриота­ми, мечтавшими избавить страну от китайцев. 2 – 4 октября Унгерн сила­ми всего в 761 чел. атаковал китайские войска (около 10 тыс. чел.) в Урге, но успеха не имел и отступил, готовясь к новому штур­му. Вскоре монгольские ламы предсказали барону, что в феврале 1921 г. он одержит победу. Те же ламы нагадали, что успех ждёт Унгерна лишь в случае, если ему удасться освободить Богдо-гэгэна (удерживаемого в качестве заложника китайцами) с по­мощью тибетцев. И действительно, в конце 1920 г., начале 1921 г. в Азиатскую Конную дивизию прибыло около сотни тибетцев из Амдо. Сподвижник Унгерна, Н. Н. Князев в своей книге «Леген­дар­ный барон» описывал их так: «Кочевники эти заслуживают того, чтобы им была уделена некоторая доля внима­ния... Они воинст­венны и поразительно выносливы: например, раненый в голо­ву тибетец упорно отталкивал подушку, отдавая предпочтение привычному для него краю котла (тибетцы-кочевники обычно спят в походе, кладя голову на острый край котла, прим. К.А.К.). Стрелки они замечательные – на любом аллюре, сидя в седле, срезают выстрелом движущуюся цель. Вместо чашек употребляют габала, то есть сосуды, выпиленные из черепов убитых врагов…[1]».

В Азиатской Конной дивизии тибетцы образовали отдельный дивизион под командованием хорунжего Тубанова (1 тибетская сотня, 1 бурят-монгольская).

1 февраля 1921 г. Азиатская Конная дивизия численностью 1460 чел. при 4 орудиях и 12 пулемётах атаковала превосходящий её китайский гарнизон в Урге (около 10 тыс. чел. при 18 орудиях и 72 пулемётах) и к 4 февраля одержала полную победу, изгнав китай­цев из города. К концу марта того же года китайские войска, оста­вав­шиеся в других частях Монголии, были окончательно выби­ты унгер­новцами из страны (сражение 11– 13 марта при монастыре Чойрын-сумэ – около 900 бойцов Азиатской Конной дивизии про­тив 2,5 тыс. китайцев; бой 19 – 21 марта при урочище Ходосын – 800 унгер­новцев против 5 тыс. китайских войск, ранее отступив­ших из Урги, оба дела закончились полным разгромом неприятеля и его изгнанием за пустыню Гоби). Богдо-гэгэн был восстановлен в правах верховного правителя государства, а Монголия обрела неза­ви­симость, впоследствии укрепившуюся благодаря приходу войск Красной Армии. За услуги, оказанные Монголии и её народу, Богдо-гэгэн провозгласил Унгерна воплощением гневного бога войны.

Впоследствии тибетский дивизион в составе войск барона Унгерна принимал участие в неудачном «походе на Русь» на Троицкосавск-Кяхту, окончившимся тяжёлым поражением для белых. Дальнейшая судьба тибетского дивизиона неизвестна. Ходили слухи, что Унгерн, потерпев неудачу в своей безрассудной попытке воссоздать державу Чингис-хана в Монголии, собирался уйти в Тибет и объединить тамошние племена с помощью Далай-ламы. Известно, что в 1921 г. барон вступал в отношения с послами от Далай-ламы и даже послал тому 200 тыс. серебряных юаней. Увы, к несчастью для тибетцев, которые в лице Унгерна могли приобрести ценного военного специалиста, уходу последнего в «Страну Снегов» не суждено было воплотиться в жизнь, поскольку 21 августа 1921 г. бойцы монгольских частей барона арестовали его и выдали красным.

К.А. Котков

[1] Князев Н.Н. Легендарный барон. Из сборника «Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны». Сост. и ред. Кузьмин С.Л. Изд. КМК, 2004. Стр. 54.