Найти тему
Православие.ONE

30 дней в аду предстоит быть душе, а некрещеным ожидает нечто неожиданное

Оглавление

После исхода души из тела - за 40 дней ей предстоит увидеть рай и ад, пройти мытарства и получить определение места для нее.

Конечно, мы своим разумом не можем вместить как это все устроено, как выглядит и вообще что нас может удивить, разочаровать или наоборот обрадовать. Потому многие описания часто приводятся в такой форме, чтобы нам было проще понять, как бы иметь примерное представление о загробной жизни.

Никто не возвращался с того света? Как часто мы слышим этот вопрос!

Так говорят и те, кто не читает Писание и святых отцов. Каждый раз писать об одном и том же и приводить примеры Лазаря, да и Самого Христа, который воскрес, все равно не будет достаточно для того, кто в принципе отрицает существование Бога. Здесь нужна вера живая, принятие Бога и т.д.

Что же известно о сороковом дне для усопшего?

В основу возьмём описание преподобного Макария Александрийского:

Авва Макарий, встретив Ангелов в пустыне задался серьёзным вопросом: что происходит с душой по исходу из тела в эти 40 дней?

Кстати, недавно мы об этом писали и видим сходство описания подвижников разных веков и здесь, например, про первые дни.

Вот что Ангелы ему отвечали:

Когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стрегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом; – получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, от чего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить на земле, где хочет. Посему душа, любящая тело скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело; и таким образом проводит два дня, ища как птица гнезда себе. А добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день, тот, кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе Христианской на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак благое Церковь имеет обыкновениe совершать в третий день приношение и молитву за душу.
-2

После поклонения Богу, душе видимо предстоит, как многие часто пишут, мытарства? Но нет!

Мытарства как раз происходят несколько позже, по преданию Церкви и святых отцов, которые и свидетельствуют нам об этом.

Конечно, кто-то скажет, что пустынным жителям на строгом посту могло разное померещиться. Но на самом деле, мы живем в такое время, что для нас эти подвиги, первых святых, кажутся чем-то нереальным, запредельным. Все просто - мы не имеем той веры, той любви, что была у первых подвижников. Их главная цель была - борьба со грехов, и в конечном итоге - спасение души. Мы же живём несколько иначе. Если не сказать, совсем иначе... Больше увлечены собой, нежели духовным, потому и считаем, что все это сказки. А сколько сказано о покаянии и примеров приведено, но каждый идет все равно своим путем. Главное правило - прийти к Богу с покаянным чувством и осознанием своей греховности.

После третьего дня

Но вернемся к Авве Макарию. Святые Ангелы продолжают говорить ему, что ожидает душу после третьего дня:

После поклонения Богу, повелевается от Него показать душе различные и приятные обители Святых и красоту рая. Все сие рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя содетеля всего сего Бога. Созерцая же все cиe, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если она виновна во грехах, то при виде наслаждения Святых начинает скорбеть и укорять себя.
-3

Дальше Ангелы даже приводят слова тех, кто ощущали эти адские муки и сожалели о том, что жили беззаботно, не приносили плодов покаяния, считали все выдумкой; винили других, вместо того чтобы самим исправляться:

- Увы мне! колико я осуетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности, не послужила Богу, как должно, дабы можно было и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне бедной! Еще и ныне обстоят меня заботы и неблаговременное попечение, владевшие мною в том мире. Что мне в виноградниках и оливах, которые я насадила? Какую выгоду принесет мне поле, мною приобретенное? Что мне пользы от собранного там золота? Какую пользу имеет для меня здесь тамошнее богатство? Какую мне прибыль доставила вся сладость жизни и мира того? Увы мне! всуе я трудилась! Увы мне! безрассудно я провела жизнь! Увы мне! возлюбила я кратковременную славу, и приобрела вечную нищету! Увы мне! что я претерпела! Горе мне! Колико я помрачена, я не знала. Горе мне! Никто не возможет ныне помочь мне, чтобы и я несчастная могла получить славу Господа.

Оказывается, что после этих шести дней, а именно на девятый день, душа опять отправляется на поклонение Богу. Итак хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношение за усопшего. Нам стоит об этом помнить и поминать сродников своих.

30 дней

Авва Макарий вновь задается вопросом к Ангелу: а что же дальше? Уже ли Суд близок?

-4

На что ему Ангелы отвечают:

Еще рано. После вторичного поклонения, Владыка всех опять повелевает отвести душу на сей раз в ад, и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения, в которых находясь души грешных непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По сим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в оных. В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже судия определяет приличное ей по ее делам место заключения. Итак правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших и приявших крещение.

Вот такой путь проделывает душа после телесной смерти.

А что с некрещеными?

Но в самом конце, если вы заметили, есть один интересный момент "Итак правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших и приявших крещение".

-5

Авва Макарий задаётся вопросом таким, и наверное, он и у нас логично возникнет:

- А что же с душами накрещенных?

И здесь такой дается ответ:

С душами же не приявшими святого крещения не так бывает. По разлучении сих непросвещенных душ от тела неумолимые Ангелы, взяв их, жестоко бьют и говорят: сюда иди, нечестивая душа; познай, кто твой Владыка и Господь всех. Ты Его не восхотела познать, живя беспечно в мире: познай же ныне, осужденная на вечную муку. И восхитив ее до первого неба, поставляют, и показывают издалека славу Ангелов и всех небесных сил, говоря: всех сих Господь есть Иисус Христос, Сын Бога живого, которого ты не восхотела познать и почтить поклонением. Отыди отселе к подобным тебе нечестивым и к князю их диаволу, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, которым ты в жизни как богам покланялась.
-6

Теперь становится еще и понятно, почему Церковь не поминает некрещенных. Очевидно, что это откровение авве Макарию могло бы дать повод думать о загробной жизни и как-то развивать мысль от себя. Но нет, в те времена подвижники руководствовались более трезвым умом и твердой верой. Они достигали безстрастия и жили на столько благочестиво, что нам до этого довольно далеко.

Потому не доверять откровению такого подвижника будет нелепо.

Несколько слов о мытарствах

А вот еще один подвижник, но уже более близкий к нашему времени, по сравнению с первыми святыми, митрополит Макарий Московский, говоря о состоянии души после смерти.

В ХIХ веке он писал:

-7
«Должно, однако, заметить, что, как вообще в изображении предметов мира духовного для нас, облеченных плотию, неизбежны черты, более или менее чувственные, человекообразные, – так, в частности, неизбежно допущены они в подробном учении о мытарствах, которые проходит человеческая душа по разлучении с телом. А потому надобно твердо помнить наставление, какое сделал Ангел преподобному Макарию Александрийскому, едва только начинал речь о мытарствах: «Земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных». Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а сколько для нас возможно в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви, при единстве основной мысли о мытарствах, представляются различными» (Митр. Макарий Московский. Православно-догматическое богословие. СПб., 1883, т. 2, стр. 538).

И стоит, упомянуть известного иеромонаха Серафима Роуза, который написал большую книгу "Душа после смерти", с доказательствами и свидетельствами.

Видения загробной жизни всегда реалистичны?

Он пишет следующее на это:

Некоторые примеры таких подробностей, которые не следует толковать грубо и чувственно, приводит св. Григорий Двоеслов в четвертой книге своих «Собеседований», которые, как мы уже видели, специально посвящены вопросу жизни после смерти. Так, описывая посмертное видение некоего Реперата, который видел грешного священника стоящим на вершине огромного костра, св. Григорий пишет: «Приготовление же костров Реперат видел не потому, что в аде горели дрова; но для удобнейшего рассказа живущим видел в горении грешников то, что обыкновенно поддерживает у живущих вещественный огонь, дабы они, слыша об известном, научились бояться того, что им еще не известно» (IV, 31, стр. 314).

Видите, какой важный момент. Огонь и дрова более понятное для нас, то есть что-то похожее, но нечто иное. И отец Серафим пишет еще:

-8
И еще, описав, как один человек был отослан обратно после смерти из-за «ошибки» – на самом деле из жизни отзывался некто другой, носящий то же имя (такое имело место и в современных «посмертных» опытах), св. Григорий добавляет: «Когда такое случается, тщательное рассмотрение покажет, что это была не ошибка, а предупреждение. В Своем безграничном милосердии благий Бог позволяет некоторым душам вернуться в свои тела вскоре после смерти, чтобы видением ада, наконец, научить их страху вечного наказания, в которое одни слова не могли их заставить поверить» (IV, 37).

Опыт клинической смерти, как мы видим это некое тоже доказательство того, что человек вернулся с Того Света предупрежденным. Поэтому возвращались с Того Света и не одна душа.

Далее отец Серафим завершает так:

А когда одному человеку в посмертном видении были показаны золотые райские жилища, св. Григорий замечает: «Конечно, никто, обладающий здравым смыслом, не поймет буквально эти слова... Поскольку вечной славой вознаграждается щедрая милостыня, то представляется вполне возможным построить вечное жилище из золота» (IV, 37, стр. 314).
-9

В очередной раз мы рассмотрели вопрос "Где находится душа после смерти?"

У нас есть отдельная подборка, в который найдете так же и современные свидетельства людей и святых отцов:

Что нас ожидает на Том Свете | Православие.ONE | Дзен

Так что очень важно молиться об усопших и творить милостыню. Не будем забывать о них, особенно в первые сорок дней. Мы можем помочь им и они ждут наших молитв. Помните об этом!