Найти тему
Чердак Умной Эльзы

Китайское искусство - советскому народу!

1953 год... Осень. Сталин уже покоится в мавзолее, а Великому Кормчему ещё отпущено судьбой 23 долгих года. Отношения с Китаем у СССР пока вполне радужные - до неудачного визита Хрущева в гости к Мао год. Советские журналы от "Мурзилки" до "Науки и жизни", от "Пионера" до "Здоровья" периодически рассказывают читателю о жизни народа и достижениях культуры братского Китая. И мы с вами сегодня любуемся живописью КНР 50-х годов - от плаката и лубка до подлинных шедевров Сю Бэйхуна...

Обложка уже сразу настраивает на нужный лад - это плакат художника Янь Ханя "Мы за мир!":

Янь Хань. "Мы горячо любим мир!" "Огонек", 1953, №39
Янь Хань. "Мы горячо любим мир!" "Огонек", 1953, №39

В новом Китае, как и в СССР, женщине открыты все дороги - как бы говорит плакат, и чем хуже водитель бульдозера Ху Ю-мэй нашей Паши Ангелиной?

"Огонек", 1953, №39
"Огонек", 1953, №39

Как и советские женщины, китаянки смело овладевают знаниями: прославленная текстильщица-новатор Хао Цзянь-сю (справа) отлично работает и одновременно учится в средней школе для рабочих и крестьян при Шаньдунском университете:

"Огонек", 1953, №39
"Огонек", 1953, №39

Как советский народ, обуздавший непокорные реки, так и китайский строят плотины и каналы:

Янь Хань. Рабочие на стройке по обузданию реки Хуанхэ. "Огонек", 1953, №39
Янь Хань. Рабочие на стройке по обузданию реки Хуанхэ. "Огонек", 1953, №39

Труд не будет напрасным - вот представитель народного правительства провинции Цзянсу разрезает ленту, сейчас вода ринется через семисотметровую плотину Саньхе — головное сооружение новой крупной оросительной системы. Она строится в нижнем течении реки Хуайхэ, на севере провинции Цзянсу. Великий Мао взирает на открытие плотины с плаката...

"Огонек", 1953, №39
"Огонек", 1953, №39

Китайским товарищам хорошо известна картина Дун Си-вэня (董希文, 1914-1973) "Товарищ Мао Цзе-дун провозглашает рождение Китайской Народной республики 1 октября 1949 года на площади Тяньаньмынь" (другое название - "Рождение нации")

"Огонек", 1953, №39
"Огонек", 1953, №39

Дун Си-вэнь - известный китайский художник, творивший в духе соцреализма, надо сказать, создал несколько вариантов этой образцово-патриотической картины: состав делегации за спиной у Мао пришлось менять несколько раз в соответствии с политической обстановкой...

Зато над картинами непревзойденного мастера Сюй Бэй-хуна время не властно - его картины отличают блестящее владение как традиционной живописью Китая (в частности, се-и) , так и приемами живописи европейской, а уж какой смысл вложит каждый - дело зрителя.

Сюй Бэй-хун Сила и бесстрашие. "Огонек", 1953, №39
Сюй Бэй-хун Сила и бесстрашие. "Огонек", 1953, №39

Печально, что именно в сентябре 1953 года выдающийся художник ушел из жизни в возрасте 58 лет...

В молодости Сюй Бэй-хун 9 лет прожил в Европе, учился живописи в Париже, посещал галереи Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии. Его портреты - виртуозное сочетание двух традиций, а герои в высшей степени реалистичны:

Сюй Бэй-хун. Портрет отличника труда на ирригационной системе товарища Жэнь Цзи-дуна. "Огонек", 1953, №39
Сюй Бэй-хун. Портрет отличника труда на ирригационной системе товарища Жэнь Цзи-дуна. "Огонек", 1953, №39

И снова - традиционная живопись се-и, стиль "свободной руки" с его условностью и недосказанностью, когда мастер пишет свободно и обобщенно (жаль, в журнале свиток обрезали):

Сюй Бэй-хун. У большого дерева. "Огонек", 1953, №39
Сюй Бэй-хун. У большого дерева. "Огонек", 1953, №39

Соцреализм в Китае нашел благодарных последователей:

Художественное направление социалистического реализма в Китае получило название «Су».
На протяжении более десятка лет между Советским Союзом и Китаем шел активный культурный обмен, поддерживаемый на государственном уровне. Именно это заложило основу для дальнейшего развития советского изобразительного искусства в Китайской Народной Республике.
Го Сяобинь. Влияние советской живописи 1950-1960-х годов на развитие китайского изобразительного искусства: рецепции и традиции в художественной жизни Китая. 2018г.

На картине Ли Кэ-Жань "Организованный отдых отличников труда в парке Бэйхай (Пекин)" китайские рабочие отдыхают так же, как отдыхали бы советские трудящиеся: играя в настольные игры, читая газеты и книги, любуясь нарядными клумбами.

"Огонек", 1953, №39
"Огонек", 1953, №39
В середине 1950-х годов большинство лучших мастеров Китая и искусствоведов получало образование в СССР. Основной поток китайских студентов был направлен в Ленинградский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, старейшее и крупнейшее в России художественное учебное заведение, которое ведет свое происхождение от Императорской Академии художеств.
Го Сяобинь. Влияние советской живописи 1950-1960-х годов на развитие китайского изобразительного искусства: рецепции и традиции в художественной жизни Китая. 2018г.

Китайские художники высоко ценили художественные методы преподавания живописи П.П. Чистякова, требовавшего "идейного реализма". В 1954 году в Китай отправится советский художник Константин Мефодьевич Максимов, который впервые будет преподавать китайским студентам технику масляной живописи. Впрочем, типичные сюжеты соцреализма китайские художники и сами освоили:

Гу Юань. Пекинский дворец культуры трудящихся. "Огонек", 1953, №39
Гу Юань. Пекинский дворец культуры трудящихся. "Огонек", 1953, №39

А как прелестна картина Ян Ханя "Речь невесты" в традиционно-лубочной манере, но на современный 50-м годам лад - просто "Свадьба с приданым", да и только!

Ян Хань. Речь невесты. "Огонек", 1953, №39
Ян Хань. Речь невесты. "Огонек", 1953, №39

А завершит сегодняшний обзор вполне традиционная работа - картина, вытканная на шелке (к сожалению, автор не указан):

Картина на шелке. "Огонек", 1953, №39
Картина на шелке. "Огонек", 1953, №39

Увы, в реальном Китае все было гораздо менее декоративно и гораздо более жестко - и даже жестоко. И все же живопись так радостна и ярка!

Всем радости созерцания и успехов в труде!

Искренне ваша, Умная Эльза.

P.S. В тексте статьи, смело овладев приемами идеологической борьбы, автор периодически использует распространенные пропагандистские штампы 50-х.

P.P.S. Имена китайских товарищей даны в написании, принятом в СССР в 50-е годы.