1953 год... Осень. Сталин уже покоится в мавзолее, а Великому Кормчему ещё отпущено судьбой 23 долгих года. Отношения с Китаем у СССР пока вполне радужные - до неудачного визита Хрущева в гости к Мао год. Советские журналы от "Мурзилки" до "Науки и жизни", от "Пионера" до "Здоровья" периодически рассказывают читателю о жизни народа и достижениях культуры братского Китая. И мы с вами сегодня любуемся живописью КНР 50-х годов - от плаката и лубка до подлинных шедевров Сю Бэйхуна...
Обложка уже сразу настраивает на нужный лад - это плакат художника Янь Ханя "Мы за мир!":
В новом Китае, как и в СССР, женщине открыты все дороги - как бы говорит плакат, и чем хуже водитель бульдозера Ху Ю-мэй нашей Паши Ангелиной?
Как и советские женщины, китаянки смело овладевают знаниями: прославленная текстильщица-новатор Хао Цзянь-сю (справа) отлично работает и одновременно учится в средней школе для рабочих и крестьян при Шаньдунском университете:
Как советский народ, обуздавший непокорные реки, так и китайский строят плотины и каналы:
Труд не будет напрасным - вот представитель народного правительства провинции Цзянсу разрезает ленту, сейчас вода ринется через семисотметровую плотину Саньхе — головное сооружение новой крупной оросительной системы. Она строится в нижнем течении реки Хуайхэ, на севере провинции Цзянсу. Великий Мао взирает на открытие плотины с плаката...
Китайским товарищам хорошо известна картина Дун Си-вэня (董希文, 1914-1973) "Товарищ Мао Цзе-дун провозглашает рождение Китайской Народной республики 1 октября 1949 года на площади Тяньаньмынь" (другое название - "Рождение нации")
Дун Си-вэнь - известный китайский художник, творивший в духе соцреализма, надо сказать, создал несколько вариантов этой образцово-патриотической картины: состав делегации за спиной у Мао пришлось менять несколько раз в соответствии с политической обстановкой...
Зато над картинами непревзойденного мастера Сюй Бэй-хуна время не властно - его картины отличают блестящее владение как традиционной живописью Китая (в частности, се-и) , так и приемами живописи европейской, а уж какой смысл вложит каждый - дело зрителя.
Печально, что именно в сентябре 1953 года выдающийся художник ушел из жизни в возрасте 58 лет...
В молодости Сюй Бэй-хун 9 лет прожил в Европе, учился живописи в Париже, посещал галереи Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии. Его портреты - виртуозное сочетание двух традиций, а герои в высшей степени реалистичны:
И снова - традиционная живопись се-и, стиль "свободной руки" с его условностью и недосказанностью, когда мастер пишет свободно и обобщенно (жаль, в журнале свиток обрезали):
Соцреализм в Китае нашел благодарных последователей:
Художественное направление социалистического реализма в Китае получило название «Су».
На протяжении более десятка лет между Советским Союзом и Китаем шел активный культурный обмен, поддерживаемый на государственном уровне. Именно это заложило основу для дальнейшего развития советского изобразительного искусства в Китайской Народной Республике.
Го Сяобинь. Влияние советской живописи 1950-1960-х годов на развитие китайского изобразительного искусства: рецепции и традиции в художественной жизни Китая. 2018г.
На картине Ли Кэ-Жань "Организованный отдых отличников труда в парке Бэйхай (Пекин)" китайские рабочие отдыхают так же, как отдыхали бы советские трудящиеся: играя в настольные игры, читая газеты и книги, любуясь нарядными клумбами.
В середине 1950-х годов большинство лучших мастеров Китая и искусствоведов получало образование в СССР. Основной поток китайских студентов был направлен в Ленинградский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, старейшее и крупнейшее в России художественное учебное заведение, которое ведет свое происхождение от Императорской Академии художеств.
Го Сяобинь. Влияние советской живописи 1950-1960-х годов на развитие китайского изобразительного искусства: рецепции и традиции в художественной жизни Китая. 2018г.
Китайские художники высоко ценили художественные методы преподавания живописи П.П. Чистякова, требовавшего "идейного реализма". В 1954 году в Китай отправится советский художник Константин Мефодьевич Максимов, который впервые будет преподавать китайским студентам технику масляной живописи. Впрочем, типичные сюжеты соцреализма китайские художники и сами освоили:
А как прелестна картина Ян Ханя "Речь невесты" в традиционно-лубочной манере, но на современный 50-м годам лад - просто "Свадьба с приданым", да и только!
А завершит сегодняшний обзор вполне традиционная работа - картина, вытканная на шелке (к сожалению, автор не указан):
Увы, в реальном Китае все было гораздо менее декоративно и гораздо более жестко - и даже жестоко. И все же живопись так радостна и ярка!
Всем радости созерцания и успехов в труде!
Искренне ваша, Умная Эльза.
P.S. В тексте статьи, смело овладев приемами идеологической борьбы, автор периодически использует распространенные пропагандистские штампы 50-х.
P.P.S. Имена китайских товарищей даны в написании, принятом в СССР в 50-е годы.