повесть, сказка, философия, психология
- Петя, мы тут о Фёдоре Ивановиче Шаляпине разговаривали - сказал Мир прокрутив несколько раз заводной механизм патефона и опустив иглу на пластинку. Зашуршала игла издавая скрипящие звуки. Через секунду полились музыка и в комнату ворвался знаменитый бас
Шаляпина, "Дубинушка":
Много песен слыхал я в родной стороне
В них про радость и горе мне пели
Но одна из тех песен в память врезалась мне
Это песня рабочей артели
Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зелёная, сама пойдёт!
Подёрнем, подёрнем,
Да ухнем!
Англичанин-мудрец чтоб работе помочь
Изобрёл за машиной машину
А наш русский мужик, коль работать невмочь
Он затянет родную дубину
Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зелёная, сама пойдёт!
Подёрнем, подёрнем,
Да ухнем!
Но то время придёт – встрепенётся народ,
И стряхнув вековую кручину,
Он в дремучем лесу на врагов изберёт
Здоровее и крепче дубину.
Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зелёная, сама пойдёт!
Подёрнем, подёрнем,
Да ухнем!
Так иди же вперёд ты, великий народ,
Позабудь своё горе-кручину
И в свободе святой гимном радостным пой
Дорогую родную дубину.
Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зелёная, сама пойдёт!
Подёрнем, подёрнем,
Да ухнем!
Песня закончилась и ребята стали аплодировать, задорно и громко, Тарик даже крикнул"Браво". Мы с Мишкой подхватив этот задор тоже стали аплодировать Фёдору Ивановичу Шаляпину отдавая дань уважения мастеру.
- Гений - воскликнул Тарик. - Он был поистине народным артистом и нельзя было это звание у него отбирать, чтобы не произошло. Культура не должна быть политизирована.
- Это с одной стороны, - сказал Саныч. - А если на это посмотреть по-другому, то артисты такого уровня имеют огромное влияние на массы людей, своих поклонников и не только, поэтому нужно всегда это учитывать и когда ты что-то делаешь нужно делать оглядку на это.
- Согласен, - Тарик заинтересовано слушал и согласился сразу с доводом Александра. - Но тогда нужно искать дальше, должны же быть адекватные причины такого поступка. Известно, что
Фёдора Ивановича лишили звание народного артиста в 1927 году за то, что он пожертвовал сборы от одного из своих концертов детям эмигрантов. А в советском журнале Рабис это было описано
как поддержка белогвардейцев. И после этого он был лишён звания народного артиста и права возвращаться назад в СССР.
- Но история смутная, - сказал Бек. - Есть сведения, что всё было наоборот, он как раз решил уехать из Советского Союза. И началось это после той его поездки в Эстонию, весной 1921 года, которая тогда после революции была суверенной республикой. Тогда же ему поступило много предложений о выступлениях за рубежом в других странах и вот тогда он и начал думать об отъезде. Потом были гастроли в США и Великобритании и эти мысли укрепились. Но один ехать он не хотел, и якобы уверил правительство в том, что зарубежное выступление артиста такого уровня повысят имидж страны на мировой арене. И ему разрешили заграничные гастроли с семьёй.
- И всё же должны быть какие-то адекватные причины этому - сказал Миша. - Фёдор Иванович был сыном крестьянина и ещё задолго до того как к власти пришли большевики он выступал перед простыми рабочими, давал благотворительные концерты. Да взять хотя бы "Дубинушку", это же революционная песня. Он был за революцию. И не понятно что случилось, что он так изменил свои взгляды и решил переехать.
Я смотрел на них и удивлялся такому разговору. В наше время люди так серьёзно и увлеченно разговаривают о Шаляпине. Я о нём не так много знал и разговор этот мне был очень интересен. Бек продолжал:
- Конечно, он был за революцию. Ведь после он стал худруком «Мариинки» и членом дирекций
Большого театра. Между прочим Фёдор Иванович был первым из деятелей искусства, кому дали звание народный артист Республики.
- Так вот с этого-то всё и началось - продолжил Лев. - Гонорары у него были большие, в дела театра влезали некоторые влиятельные революционеры и говорили даже, что у него были регулярные обыски, но думаю это не правда. Он больше за театр беспокоился, что порядка нету, даже цитату помню: "Нету порядка! В Мариинском театре одни собрания, ничего знать не хотят, полный разброд! Спектакли идут черт знает как!" - вот это его больше всего беспокоило.
- Но с его-то именем он мог же на всё это повлиять? - сказал Тарик.
- Наверное мог и скорее всего пытался это делать, видимо ничего не получалось - вступил Саныч.
- И всё же тут дело не простое, - продолжил Тарик. - Здесь уже другой расклад получается, либо творчество, либо политика. Поэтому-то я и говорю, что культура не должна быть политизирована. Либо он продолжал бы петь, либо полностью ушёл бы в дела политические, что
для такого гения как он было бы равноценно самоубийству. Кстати и Горький его отговаривал от участия в политике.
- Но его уважали и думаю нашлись бы влиятельные люди, которые помогли бы решить все его проблемы. - сказал Лев.
- Думаю ты прав, - сказал Мишка. - Наверное здесь было что-то другое.
- Может как раз эти гастроли длительные за рубежом как-то повлияли. Поездил, посмотрел на другую жизнь и захотелось вот этого всего, порядка... А может всемирная слава сыграла свою роль, - продолжил Саныч.
- Сергей Александрович тоже ездил, но вернулся назад, хотя мог не возвращаться, с женой Айседорой, - размышлял Тарик.
- Хорошее сравнение, по сути эти два человека одного уровня, - сказал Михаил.
- А может ещё и в том дело, что Фёдор Иваныч понимал, что так просто его больше не выпустят, - сказал Лев.
- Есть ещё мнение, что это просто деньги. Он был сыном крестьянина и уже ставши знаменитым певцом стал много зарабатывать, что власти того времени не нравилось и они хотели, чтобы он этим делился с людьми. Но это какое-то странное мнение. Сначала дали заработать, а потом стали отбирать, нету логики, - сказал Миша.
Мир внимательно слушал весь разговор и о чём-то думал. На его лице это отчётливо читалось.
А потом подошёл к столу, налил себе в чашечку чая, сделал небольшой глоток и сказал:
- Я думаю, что Фёдор Иванович Шаляпин - Великий артист. - Сказав это Мир поднял вверх свою чашку с чаем, "Комета" полным составом и Мишка повторили этот жест подняв свои чашки, а Владимир продолжил свою мысль, - не важно, что он сделал как человек, людям свойственно
ошибаться, и не нам судить его. Величие у него от это не убавится. Прошло очень много времени и часть правды, где-то потерялась, вторая часть превратилась в ложь, наверняка были и такие, кто ему завидовал... Ну а третья часть всё же дошла до нас в виде каких-то
обрывков воспоминаний и архивных данных. Но хочется думать о том, что Фёдор Шаляпин был порядочный человек и если он сделал такой серьёзный шаг, значит у него были на то свои причины. И видимо эти причины были настолько вескими, что он оставил не только страну, но и своих слушателей, тех кто безоговорочно ему доверял. А у власти, того времени, просто не было выбора, они понимали, что люди очень любили его и могли просто не так истолковать его поступок, поэтому и лишили его этого звания и возможно даже для правдоподобности написали ту статью в Рабисе. Но всё равно Фёдор Шаляпин был и остаётся народным артистом, которого до сих пор слушают и уважают. - заключил Мир. - Петя, а ты что думаешь?
Я внимательно слушал разговор и обращение Владимира ко мне стало неожиданностью. Я даже растерялся. Он ходил по залу с кружкой чая в руке рассказывая свои мысли о маэстро и вдруг, как-будто заметив моё присутствие задал вопрос на который я не знал, что ответить,
поскольку об этом даже не думал. В этот момент все посмотрели на меня и затягивать дальше паузу мне было не удобно, поэтому я стал размышлять на эту тему:
- Я думаю странная история про лишение Шаляпина звания народного артиста. Помог детям эмигрантов... Те кто уехал из Союза в то время уж точно в помощи не нуждался, наворовали и вывезли из России очень много разных ценностей, поэтому я думаю, что всё же дело не в этом.
Но в чём оно мы уже не узнаем. Я согласен с тобой Владимир, не нам его судить... Как был народным, так народным и остался.
продолжение следует...