Найти тему
SimTour

Полюшкина могила. Или удивительная история блаженной девицы Пелагеи Блиновской.

Есть такая поговорка, что не место красит человека, а человек место. Так вот, в месте, про которое я хочу сейчас рассказать, нет ничего особенного. Это просто заросший земляникой и травами холм недалеко от села Блиновка в Каменском районе Пензенской области. Не представляющий никакой, ни исторической, ни археологической, ни религиозной, ни даже видовой ценности для большинства из нас. Но… для жителей этого села, а так же для некоторых обитателей Каменского района и Сурского края в целом это место свято. Потому что здесь расположена Полюшкина могила. Захоронение известной и очень чтимой местной блаженной - девицы Пелагеи Блиновской.

Ну, а для того, что бы понять, почему эта неприметная могилка так почитаема, нужно немного познакомиться с историей женщины, которая там похоронена и которую когда-то звали Пелагея.
Если вам интересно, то сейчас я эту историю расскажу:

Блаженная девица Пелагея Блиновская (Клюева) родилась в 1797 году. И всю свою долгую жизнь провела в служении Богу, молясь, целицельствуя и помогая людям. Причём этот путь духовного подвига богомолки-отшельницы она приняла на себя, будучи ещё почти ребёнком. Как утверждают местные старожилы, Пелагея в юности была девушкой необычайной красоты и стати. У её родителей, богатых зажиточных крестьян, было большое хозяйство и пчелиная пасека, на которых, Полюшка, отличавшаяся завидным трудолюбием, и помогала им день за днём.

-2

Однако, как-то молодой девушке, почти девочке случилось видение – голос свыше, который сказал ей, что она должна посвятить себя служению Богу и прославлению его благодати, выбрав путь подвижнической жизни полной лишений и испытаний. И она приняла это. Было Пелагеи тогда то ли 15, то ли 17 лет.

-3

По вечерам, когда все девушки выходили на улицу погулять, первая красавица на селе и, пожалуй, самая завидная невеста Блиновки, так же отпрашивалась у родителей на посиделки с подругами. Но скоро родня выяснила, что Полюшка в девичьих забавах не участвует и с подругами не гуляет. А проводит время на конюшне, где одна, в полутьме молится на самодельный крест из былинок и травы. Родители, такого поведения дочери не поняли и не приняли, изрядно наказав молодую богомолку.

-4

После этого, Пелагея решает убежать из дома и уже по-настоящему встать на путь отшельницы и Божьей девы. Она уходит в Кувакский лес, который раньше стоял в стороне от села и живёт там абсолютно одна на заброшенной лесной пасеке, без еды, без связи с родными, но зато в постоянном молении Богу. Как-то, во время грозы, участок леса на котором находилась пасека, загорается и Полюшка лишается даже такого, скромного импровизированного жилища. Она уходит ещё дальше от села, в лес, который имел названия Долгий, где уже практически под открытым небом живёт и посвящает всё своё время только молению.

-5

Однако, у местных есть легенда, что именно тогда, в Долгом лесу Полюшка впервые, в меру своих сил стала помогать людям. Она собирала целебные травы и хворост, и, не показываясь проходящим, складывала это всё небольшими кучками на краю дороги. Тем самым, помогая жителем окрестных деревень запастись дровами для топки и нужными для лечения снадобьями. Насколько это верно, сказать уже трудно. Но старожилы утверждали, что часто у дорог, что шли по Долгому лесу, можно было увидеть аккуратно сложенные кучки дров или целебных трав, как будто специально положенные здесь, для того, что бы их взяли и унесли.

-6

Через некоторое время Пелагея всё-таки возвращается к людям – она приходит обратно в Блиновку и селится в конце села в маленьком амбаре, едва напоминающем жилую постройку. По весне она лишается и этого дома – его уносит большая вода. Глядя на мученье отшельницы, жители деревни помогают выкопать ей землянку и только это, крайне скромное жилище, становится наконец-то пристанищем богомолки на долгие годы. Здесь она живёт, молится, и как говорила она сама «борется с искушавшими её бесами», которые «строили козни» и внушали Полюшке ненужность духовного подвига.

-7

Здесь же она постепенно приобретает славу целительницы. Так как некоторые люди шли к Пелагее за советом и за утешением, а через некоторое время обнаруживали, что успокоились и зажили не только душевные, но ещё и телесные раны. Молитвой, словом, иногда травами помогала она вылечить недуги и обрести потерянные силы. За что, благодарные жители окрестных деревень да и просто паломники стали приносить ей дары. Однако, все подношения Поленька тут же раздавала другим, приходящим к ней бедным людям.

-8

Замечен был за Пелагеей и дар предвиденья. Существует история, что как-то, в благодарность за исцеление, ей был преподнесён в дар конь, которого она отдала Блиновским крестьянам. Буквально сразу, лошадь похитили, на что отшельница успокоила людей и сказала, что «этот жеребец не дойдёт до новых хозяев». Так и случилась – мёртвую коня нашли в стороне от села, лежащим в овраге. Притом, такие случаи предвидения были далеко не единичны.

-9

Пелагея обладала и другими силами, видимо полученными ею за истинную веру в Бога и свой выбор такого отрешённого, но подвижнического бытия. И эти силы она старалась пускать на помощь людям – ведь не зря в Блиновке блаженную девицу Пелагею называют заступница села. Раньше, при жизни, на её имя сажали полоску в поле и урожай на ней был больше, чем на соседних. А сама она частенько приговаривала, что: «Если вы будете меня почитать, в Блиновке не будет ни града, ни глада».

-10

Однако, были у Пелагеи и не всегда понятные набожным местным жителям поступки. Например, не смотря на сильную и явную веру в Бога, Полюшка практически никогда не ходила в церковь, предпочитая, молится в своей землянке. Священнослужители местного Казанского храма были недовольны, что Пелагея не посещает церковь и что к ней ходит так много народа, принося ей свои дары и называя её святой девицей. Однако ничего с этим поделать не могли. Когда слава блаженной Полюшки выросла до определённых масштабов, для неё построили небольшую каменную часовенку на солнечной стороне крутого загорка на краю села. Несмотря на то, что часовня находилась довольно далеко от её землянки, Пелагея приняла этот дар и стала ежедневно ходить туда молиться. Теперь поток желающих поговорить с блаженной разделился на два ручья – часть шли к землянке Пелагеи, а часть к часовне, где она совершала молебны.

-11

Но не только почитающие Пелагею люди приходили к ней. Владелец местного села Нарышкин (то ли Афанасий, то ли Александр) узнал о Блиновской блаженной и решил наведаться в деревню и… проверить её святость. Он предложил раскалить до красна чугунную плиту, а затем поставить на неё голыми ногами местную «святую». Так и сделали.

-12

Собралось множество крестьян из Блиновки и соседних селений. Кто-то поддерживал Пелагею, кто-то наоборот ждал от неё страшных мучений. Девушки, что вели Полюшку к плите, рыдали в голос, а она… радовалась. Перекрестившись и помолясь Богу блаженная девица встала на раскалённый чугун, но ко всеобщему удивлению с ней ничего не случилось - плита даже затухла, и на её ступнях не осталось ни одного ожога.

-13

Но таких доказательств святости помещику показалось мало, и он решил отлупить Пелагею хлыстами. Начали избиение. Однако, не смотря на то, что на Полюшке была одета только тонкая длинная грубая рубашка – власяница, она не кричала, не причитала и, видимо, не чувствовала боли. А на её теле не оказалась никаких следов от побоев. Помещик, выругался, плюнул и повелел оставить блаженную в покое.

-14

Умерла Поленька 7 марта 1889 г. на 93 году жизни. Сначала (по утверждению старожил) её похоронили в железном гробу, который был подвешен на цепях между четырьмя столбами. Но деревенские жители возмутились этому и перезахоронили её останки в землю уже по христианским обычаям, в простом деревянном гробу. А на могилу положили плиту, на которой (возможно) её и истязали. Эта плита (опять таки, возможно) лежит на Полюшкиной могиле и сейчас. Сверху полукругом старинной вязью на ней выведена надпись «Упокой Господи душу усопшей рабы твоея Пелагеи». В середине плиты – православный крест, а под ним значится следующее: «В этом месте покоится прах Блиновской богомолки девицы Пелагеи скончавшейся на 93 году жизни в 1889 г. 7 марта».

-15

Но чудеса продолжались и после кончины Полюшки – на месте её землянки, в год её смерти забил родник, о возникновении которого она сама и предрекала: «Я умру, и в переднем углу, где были иконы, забьёт ключик и те, кто будут приходить за водичкой с верой, будут излечимы». Этот родник бьет и сейчас, и знающие об этом месте люди, приезжают сюда, купаются в нём, набирают воды, а пришедшие с просьбами и верой излечиваются. Да и по вкусу, вода из Полюшкина родника считается самой лучшей в округе. Недаром ещё до революции изначально здесь, в Блиновке, а не в Каменке хотели строить завод Воейкова по выпуску газированных напитков. Но видимо люди поняли святость этого места и побоялись уничтожать источник. Так что знаменитая «Кувака» могла производиться и здесь.

-16

Но то было до революции. А после революции, в тридцатых годах, часовню Поленьки сломали и всё из неё растащили. Правда одну икону Пелагеи сохранили в Казанском храме и ещё несколько припрятали по домам местные жители. Даже чугунную могильную плиту и ту, зачем-то притащили к церкви, где и разбили (но Блиновские крестьяне отнесли её куски обратно). Пытались и могилу вскрыть, но свидетели утверждают, что земля в этом месте оказалась настолько плотной, что не удалось. И, слава Богу!

В нынешнее время блаженную девицу Пелагею не канонизировали (хоть в местной церкви память её совершается два раза в год на второй неделе Великого поста, по вторникам и на Духов день), но её могила всё равно почитаема и посещаема, хотя и находится не в самом удобном и проезжем месте. Народ приезжает на Полюшкину могилу, кто за советом, кто за исцелением, молится, некоторые даже ложатся на надгробную плиту в надежде о выздоровлении. И помогает – говорят совсем недавно, одна женщина несколько раз побывавшая на месте захоронения Блиновской святой излечилась от рака.

Как бы там ни было, Полюшкин родник действует, её могила ухожена и память о ней жива. И пусть это место не столь красиво, как другие, но человек, захороненный здесь, стал действительным духовным «украшением» не только Блиновки и Каменского района, но и всего Пензенского края.