Дмитрий Распопов, серия «Венецианский купец» (законченная серия, 6 книг)
7/10
Это уже третий цикл Д.Распопова, попавший в мои руки, однако первый, который, прямо скажем, не особо впечатлил. В общем-то заминка с появлением новых публикаций на канале как раз и связана с тем, что через шесть томов «Венецианского купца» я продирался заметно дольше, чем обычно уходит на этот объем текста. Но давайте по порядку.
Сотрудник Хронопатруля осужден непонятно за что и должен быть уничтожен. Силами «себя же, но из другого времени» слепок личности помещается в тело новорожденного Витале Дондоло, жителя конца XII века, младшего сына сначала «почти дожа», а потом и дожа Венеции.
Собственно, хронофантастика на этой стадии заканчивается практически полностью. В течение 6 томов максимум страниц 50 будет посвящено «вываливающимся» из временных порталов картонным копиям героя, которые будут что-то от него хотеть, куда-то тянуть, пытаться убить, но исключительно в режиме назойливого комара. Где-то ближе к концовке очередной «хронопришелец» расскажет ГГ о раскрытии заговора, признании того, что героя подставили, и поможет ему снять все обвинения в свой адрес. Проблема в том, что эта линия не интересна ни герою, который хорошо развлекается в своем XII веке, ни читателю, который от одного проявления «хроно»-линии в книге до другого умудряется напрочь забыть о том, что «еще и там» есть какие-то проблемы. В общем, что в «Связи без брака», что тут – линия, объясняющая, зачем и как герой попал в ситуацию, о которой книжка, «провальна от слова совсем».
За рамками хрононеудач нас ожидает неплохо написанная и достаточно детализированная с точки зрения исторических реалий адаптация игры Civilization, в которой проставлены читы на деньги, скорость обучения, бесконечные войска и основательно подкручена линейка технологий.
Наш попаданец очень быстро учится, начинает интриговать и манипулировать взрослыми в возрасте 6 лет, поэтому не удивительно, что в 8 он приступает к технологической революции, а к 10-11 начинает эпоху великих географических открытий. Это не считая церковной карьеры и успехов в качестве военачальника. Естественно, никому же, кроме попаданца, в голову не придет использовать арбалеты против конницы или возродить «македонскую фалангу» [сарказм].
Вообще, тут хорошо работают два традиционных двигателя подобных книжек. Первый – это «вот хорошо бы было знать заранее…», а второй «никто не ожидал, а он…». И первую и вторую логическую рамки ГГ отрабатывает на все 100%. Тут тебе и маленький мальчик, который, после того как его послали нафиг, возвращается с войском, и правильные инвестиции перед очередным крестовым походом. Все это хорошо прописано, все в принципе работает, но… скучно.
Слишком детально нам рассказывают, кого взяли на работу, а кого – выгнали и повесили. Кому дали плетей, а кого пощадили. И вот только ты совсем заскучал от «мирного» быта нашего героя, он собирается в путешествие. Ура! Можно ж в XII веке открыть Америку, если ты попаданец. Открывает, но и там описания штормов, береговой линии и опять дипломатии с очередными встреченными племенами-народностями тоже вскоре начинают нагонять скуку. Нет "эмоциональных качелей" и поводов волноваться за героя.
Объективности ради стоит отметить, что скучны далеко не все части и периоды жизни ГГ. По тексту нередко попадаются неплохие исторические шутки/пасхалки, заставляющие вспоминать чуть ли не «Баудолино» У.Эко, да и в целом альтернативная история именно этого периода – приятный и не самый частый гость в чреде викингов, японцев и древних русичей. Сам герой на деле тоже довольно приятный и его безудержная и беспощадная активность нередко вызывает улыбку. Однако при всем при этом общее впечатление от цикла баллов на 7 из 10, не больше.
В заключение можно еще покритиковать самиздатовскую версию за обилие опечаток. С одной стороны Распопов и с опечатками пишет чище, чем многие «аффторы» после редактуры, с другой – попадаются вот такие вот перлы:
Ну и пока королева-мать дожевывает своего рыцаря, финальный вердикт - читать только если вы совсем устали от action-фантастики и стоите перед выбором: неспешно связать шарфик, длиной метров в пять, или зарыться в такую же неспешную книжку.