Найти в Дзене
Mayak-SPS

Ограбление века на глазах американских спецслужб

Оказывается у американцев есть головоломка над которой они бьются всей страной больше 50-ти лет. С этой головоломкой может сравниться разве что перевал Дятлова и убийство Джона Кеннеди. И она однозначно заслуживает расследования самим Шерлоком Холмсом. Этот преступник стал своего рода национальным Робин Гудом. Имя этой головоломки — Дэн Купер (англ. Dan Cooper). Несмотря на все усилия ФБР, частных сыщиков и чуть ли не всего американского народа это преступление так и не было раскрыто в течении полувека. Что же он совершил, не оставив при этом никаких шансов на раскрытие своего преступления? Дэн Купер — это псевдоним американского преступника, который 24 ноября 1971 г. захватил авиалайнер Boeing 727–51 авиакомпании «Northwest Orient Airlines», следовавший из Портленда в Сиэтл. Когда самолет оказался в воздухе (через 8 минут после взлета), он сообщил стюардессе о том, что у него есть бомба. Купер потребовал выкуп в 200 тыс $ и четыре парашюта (такое количество мог попросить тольк

Фоторобот Дэна Купера от ФБР, 1972 г.
Фоторобот Дэна Купера от ФБР, 1972 г.

Оказывается у американцев есть головоломка над которой они бьются всей страной больше 50-ти лет. С этой головоломкой может сравниться разве что перевал Дятлова и убийство Джона Кеннеди. И она однозначно заслуживает расследования самим Шерлоком Холмсом. Этот преступник стал своего рода национальным Робин Гудом. Имя этой головоломки — Дэн Купер (англ. Dan Cooper).

Несмотря на все усилия ФБР, частных сыщиков и чуть ли не всего американского народа это преступление так и не было раскрыто в течении полувека. Что же он совершил, не оставив при этом никаких шансов на раскрытие своего преступления?

Дэн Купер — это псевдоним американского преступника, который 24 ноября 1971 г. захватил авиалайнер Boeing 727–51 авиакомпании «Northwest Orient Airlines», следовавший из Портленда в Сиэтл.

Когда самолет оказался в воздухе (через 8 минут после взлета), он сообщил стюардессе о том, что у него есть бомба. Купер потребовал выкуп в 200 тыс $ и четыре парашюта (такое количество мог попросить только профессионал — почему, объясним позже). Получив при приземлении в международном аэропорту Сиэтл-Такома все это, угонщик отпустил пассажиров, заставил пилотов взлететь, и выпрыгнул с парашютом на высоте около 3-х километров примерно в 50 км на северо-восток от Портленда. Но это был прыжок профессионала: лайнер вошел в грозовой фронт, видимость была практически нулевая (не было видно куда приземлиться — в горы, водоем или лес), а температура за бортом была – 10 °C (и это еще не все, что говорило о профессионализме или отчаянии или даже безумии, но об этом позже).

Угнанный авиалайнер Boeing 727-51 (регистрационный номер N467US). Был выпущен в 1965 г. (первый полет совершил 9 апреля). 22 апреля того же года был передан авиакомпании «Northwest Orient Airlines». Фото от 29 декабря 1972 г.
Угнанный авиалайнер Boeing 727-51 (регистрационный номер N467US). Был выпущен в 1965 г. (первый полет совершил 9 апреля). 22 апреля того же года был передан авиакомпании «Northwest Orient Airlines». Фото от 29 декабря 1972 г.

Из-за журналистской ошибки угонщик стал известен как Д. Б. Купер (англ. D. B. Cooper, Ди Би Купер). Фоторобот, составленный по описаниям трех стюардесс и пассажиров, забытый им галстук в салоне самолета, перламутровый зажим для галстука, отпечатки пальцев (кстати, неизвестно кому принадлежащие, к тому же их было много) и частично восстановленное ДНК — это почти все, что оставил после себя этот человек в качестве улик. Была еще одна улика — 8 окурков, но они таинственным образом исчезли из материалов дела, хотя находились в «надежных» руках ФБР.

Описание Купера стюардессами и пассажирами:
мужчина в возрасте около 40 лет, рост от 178 до 180 см, вес от 77 до 82 кг. На нем было легкое черное пальто, мокасины, темный костюм, аккуратно выглаженная белая рубашка с воротником, черный галстук с заколкой и перламутровая булавка. Глаза были карими и близко посаженными, кожа имела смугловатый оттенок.

Эмоциональная характеристика:
Со слов Шаффнер и другой стюардессы, Тины Маклоу, Купер вел себя абсолютно спокойно, уверенно и вежливо (Маклоу даже призналась, что Купер показался ей довольно милым в поведении), и совершенно не походил на стереотипные образы воздушных пиратов того времени. После того как Купер выпил заказанный бурбон, он заказал второй и воду, полностью оплатил свой счет за напитки (и даже попытался дать Шаффнер сдачу), а также предложил запросить питание для экипажа, пока самолет будет дозаправляться в Сиэтле.

Плакат ФБР о розыске Д. Б. Купера.
Плакат ФБР о розыске Д. Б. Купера.

Несмотря на продолжительное расследование, ФБР так и не удалось ни установить личность преступника, ни выяснить его дальнейшую судьбу, да и вообще хотя бы что-нибудь о нем узнать. Поэтому, в июле 2016 г., следствие было официально прекращено.

Почему Купер ушел практически из-под носа спецслужб?

У спецслужб было две возможности обезвредить преступника. Первая — при передаче денег и парашютов, вторая — при сопровождении авиалайнера пятью истребителями F-106. Однако по непонятным причинам в первом случае профессионализм спецслужб куда-то исчез (хотя и не в таких ситуациях находилось решение), а во втором — истребители прошляпили прыжок Купера с парашютом во время вхождения авиалайнера в грозовой фронт.

Создавалось впечатление, что Купер каждый раз просчитывал действия ФБР и военных на ход вперед, и действовал как профессионал высокого класса. Многие считают, что это был или агент ЦРУ или бывший его сотрудник, ведь Купер проявил профессионализм, свойственный именно этим спецслужбам.

Продолжение следует.