Если коротко - то да, в формате идеального мира однозначно идеал. Но мы же имеем дело на практике все время с тем, что удалось создать в материальном виде, т.е. устройствами со своими достоинствами и недостатками. Вот о них сегодня немного и поговорим.
Коаксиальные динамики состоят из нескольких головок, чаще всего двух: низкочастотной и высокочастотной - для утилитарных задач вполне хватает. Но в мире Hi-End, где стоимость порой уходит на второй план, встречаются экзотические изделия удивительной сложности.
Их главным плюсом является совмещение центров, следовательно, можно получить идеальное согласование между излучателями. Однако совпадение осей динамиков недостаточно для получения идеальной фазы, ведь разделительный фильтр вносит свою задержку, и правильное расположение по глубине может значительно отличаться от практически возможного.
Коаксиальные динамики - короли бюджетного автозвука и встраиваемой акустики, поскольку с точки зрения габаритов и удобства установки им нет равных. Cверх-компактный для своего класса динамик от фирмы «Морель» яркое тому доказательство.
В концертной аппаратуре совмещение головок экономит место, правда чаще коаксиалы все же встречаются в компактной аппаратуре. Исключения? Пожалуйста, по все видимости динамик для линейного массива с !ленточным! твитером.
Самый значительный недостаток - конус НЧ динамика превращается в рупор для ВЧ динамика. Причем движущийся рупор, чем больше амплитуда его движения и чем больше глубина этого конуса, тем большие искажения он может вносить.
Впрочем, конус не у всех, есть и плоские коаксиалы, вроде Technics, Pioneer.
А есть и динамики с обратным углом диффузора! Но проблема перемещения масс воздуха, увы, остается. Хотя диаграмма направленности таких конструкций заметно шире их собратьев с диффузором-чашей.
Подобным образом искажает звук вентилятор, проще один раз услышать:
Остальные минусы менее очевидные: тот же рупор-диффузор сужает диаграмму направленности, коаксиальные динамики сложнее в ремонте, а если говорить о лучших образцах – они явно дороже, чем комплект раздельных головок.
Если коротко: чем выше частота раздела, чем более вынесен вперед высокочастотный динамик - тем меньше влияние конуса диффузора низкочастотника.
При создании коаксиала инженеры всегда ограничены габаритами. Глядя на конструкцию легендарных купольных СЧ и ВЧ, становится понятно - вставить один в другой без серьезных компромиссов просто невозможно. Например, низкий резонанс обусловлен по большей части значительным объемом камеры за куполом или мембраной излучателя.
В многополосных коаксиальных системах, избавляясь от проблемы высокой частоты раздела твиттера, мы получаем не меньшую «боль» в виде усложнения конструкции динамика и последующего филигранного сведения полос.
Удачное решение, хотя и не новое по своей сути демонстрирует финская компания Genelec, в их трехполосных студийных мониторах совмещены только СЧ и ВЧ динамики, что уже менее критично, ведь амплитуда движения мембраны среднечастотника сравнительно невелика.
При упоминании коаксиальных динамиков сразу приходит на ум легендарный английский бренд Танной. Их фирменная конструкция dual concentric, более подходящая для мира концертной аппаратуры, заслужила пристальное внимание меломанов.
Совмещение рупорного ВЧ драйвера и низкочастотного динамика с большой площадью обеспечивает высокую чувствительность, но ряд конструктивных нюансов делает по нашему мнению итоговый звук не слишком привлекательным.
Во всяком случае, не таким впечатляющим как роскошные корпуса, в которые эти головки ставятся. С точки зрения целостной диаграммы направленности, вряд ли вообще возможно согласовать две столь разных головки в формате коаксиала: большой средне-низкочастотник и рупорный драйвер.
Не обманывайтесь стоимостью винтажных коаксиальных динамиков: коллекционная стоимость и практическая ценность - разные вещи. Если некий экземпляр дожил до наших дней без повреждений - это уникальный случай, ведь восстановить их до оригинального состояния почти невозможно и чем дальше, тем меньше их будет оставаться в рабочем виде.
Краеугольный вопрос. Зачем нужен точечный источник звука? Ведь на расстоянии 2-3 метра излучение драйверов «классической» двухполосной АС все равно сложится в нечто единое. В идеале точечный источник звука должен давать если не круговую диаграмму направленности (что порой в жилом помещении даже вредно), то хотя бы равномерную, как бы мы не приседали.
Коаксиальные динамики могут быть крайне востребованы в небольших настольных мониторах, т.е. мониторах ближнего поля в маленьких студиях.
Выход есть? Можно взять качественный широкополосный динамик, где применили множество решений для того чтобы убрать нежелательные эффекты работы диффузора в широком диапазоне частот.
Но! Как ни старайся, такой динамик или будет хуже играть «верх» за счет увеличения диаметра мембраны, или хуже играть «бас». Но ведь сейчас век компактной электроники!
Если низкие частоты можно поднять относительно безболезненно за счет хитрых типов оформления, вроде трансмиссионной линии, то с ВЧ все сложнее. Прежде всего, наблюдается рост нелинейных искажений в диапазоне, где диффузор работает вне поршневого режима.
Ну да ладно, кто их видел эти искажения… Диаграмма направленности с ростом частоты превращается в многолепестковую и значительно сужается, что не исправить даже цифровой коррекцией.
Кстати, фазовые искажения, от которых мы хотели уйти присутствуют и без всяких кроссоверов или дополнительных динамиков. Дело в том, что диффузор, работающий в широкой полосе частот склонен к зональному излучению, особенно если на него наклеены всякого рода конусы для расширения полосы.
Далеко не всегда эти зоны работают «в одной команде», отсюда на графике АЧХ мы и наблюдаем странные горбы или провалы – вычитание и наложение амплитуд разных зон. Ну кроме уровня давления, это конечно крадет у слушателя желанную «прозрачность» и "детальность".
Подводя итоги. Проблем нет, есть задачи и решения. Точечный источник звука хорош в ряде сценариев – прослушивание на сверхблизком расстоянии (тогда будут адекватно работать маленькие ШП с коррекцией).
В авто и встраиваемой акустике коаксиалы прекрасно справляются. В хай-фай грамотная реализация точечного источника звука влечет за собой кучу сложностей, которые частично можно преодолеть, но если сравнить итоговый результат, вложения зачастую не оправданы.
В то же время, с точки зрения цена-качество, бюджетные широкополосные динамики вроде 10ГДШ могут выигрывать у многополосных собратьев. Ведь стоит акустика на отечественных ШП совсем не дорого. Да, пускай в ней нет фильтров, но кто сказал, что в бюджетных «полочниках» из Китая они будут хорошие?
В среднем, с фазовыми искажениями у широкополосников действительно все будет сильно лучше, нежели у многополосников с фильтрами в духе «одна катушка + один конденсатор». Тем более звучание ШП порадует людей, предпочитающих спокойную фоновую музыку, без сложных инструментальных партий или агрессивного низкочастотного «панча».
Широкополосник - для людей владеющих чувством меры. Ведь на возможность получить хороший звук влияет не только динамик, но и помещение. Если нет возможности уделить много места акустике, то пара небольших ШП даст возможность приятно провести время слушая любимую пластинку.
Дорогие проекты на широкополосниках "без компромиссов" удел дзен-энтузиастов, хотя не редко такая акустика все равно дополняется супер-твитерами и сабвуфером, но это уже совсем другая история...