Было время, когда Палестина могла стать мусульманско-христианской страной. Это отразилось на истории возникновения палестинского флага, который в ранний период становления палестинской идентичности имел символ "креста в полумесяце". С чем это было связано? Каковы были отношения христиан и мусульман в Палестине? Почему "крест в полумесяце" в итоге исчез с флага Палестины?
История возникновения флага Палестины
1929 год стал важной вехой в развитии палестинской национальной идентичности. В августе по всей Палестине вспыхнула серия беспорядков в отношении еврейских кварталов, которые стали образовываться, начиная с конца 19 века. В ходе столкновений за одну неделю погибло 133 еврея и 116 арабов.
В этой атмосфере напряженности и национального пробуждения в октябре 1929 года возникла идея создания особого флага для будущей суверенной Палестины. По сути, арабы действовали по примеру сионистов (националистическое движение евреев по их переселению в земли Палестины).
20 октября 1929 года газета "Филастин" опубликовала на своей первой странице предложение об учреждении палестинского флага и гимна:
Мы - древняя нация со славной историей и культурой, которая щедро внесла свой вклад в мировую культуру и цивилизацию. И здесь Аллах наказал нас руками Европы и подвергал пыткам, разделяя нас. Затем ситуация стабилизировалась, так что Палестина стала самостоятельной страной, а остальные арабские государства начали бороться – сначала каждое государство за себя и только потом за арабское единство. Затем британский флаг был поднят над Палестиной. Пришли сионисты, и у них есть флаг, который все еще развевается. В свете этого мы спрашиваем, возможно ли, что у ста тысяч евреев есть потребность в "единстве", но у восьмисот тысяч арабов нет того же самого?
В 1916 году у палестинских арабов уже был флаг, цвета которого сохранились на современном палестинском флаге, однако тот флаг знаменовал лишь арабское восстание. Он выглядел так:
Цвета флага отражают панарабистскую идею. Черный цвет - это цвет флага Аббасидского халифата. Зеленый - Омейядского халифата. Белый - Фатимидского халифата. Красный - цвет династии Хашимитов, которые правили в Сирии, Ираке, Хиджазе и Иордании. Сейчас династия имеет власть только в Иордании.
Тем не менее, официальные флаги Палестины как территории, которая находилась под контролем сначала Османской империи, а затем Великобритании, выглядели так:
Флаг Османской империи действовал до 1917 года, флаг Подмандатной Палестины стал действовать с 1927 года. Между этими датами действовал обычный флаг Великобритании.
Требование, исходящее из редакционной статьи "Филастин" об установлении палестинского флага, на самом деле было требованием провозглашения национальной независимости в символической сфере.
Новое арабское государство могло появиться после победы Антанты в Первой мировой войне в форме "Великой Сирии", которая бы охватила Палестину, Иорданию, Ливан, Сирию, Ирак, Кувейт, Кипр, Синайский полуостров, северные территории Аравии и южные территории Турции. Но французы и британцы решили взять территорию в свои руки, поэтому никакой Великой Сирии не появилось. Арабов, можно сказать, обвели вокруг пальца.
Исчезновение "большой сирийской авантюры" с французской оккупацией Дамаска запустило процесс, в ходе которого арабо-палестинцы все больше выражали свою политическую идентичность в партикуляристских палестинских терминах. Беспорядки августа 1929 года и жесткая реакция британских властей усилили эту тенденцию и привели к всплеску национального пробуждения.
Газета "Филастин" придерживалась надрелигиозной ориентации в своих работах, часто подчеркивая единство интересов христиан и мусульман в Палестине перед лицом колониализма. Газета также была наиболее видным и последовательным противником стремления сделать Палестину частью панарабского государства и вместо этого провозглашала идею особой палестинской идентичности.
Эти тенденции палестинского партикуляризма и надрелигиозного духа нашли отражение в общественных дебатах, которые развернулись вокруг предложений о флаге. Дискуссия сводилась к трем основным темам:
1) связь с древним славным прошлым, представленная четырьмя цветами "арабского флага";
2) географическая самобытность Палестины и естественная связь между палестинским народом и его землей - оранжевый цвет;
3) палестинская идентичность как мост между мусульманами и христианами – представлена эмблемой "крест в полумесяце".
Как было указано выше, еще до 1929 года уже действовали разные палестинские флаги. На конференции Мусульманско–христианской ассоциации в Палестине, которая состоялась в Иерусалиме 5 марта 1919 года, арабский флаг был поднят рядом со знаменем с полумесяцем, заключающим крест, - эмблемой, которая должна была символизировать мусульманско-христианское братство.
Но в первые годы британской оккупации арабским палестинцам было запрещено поднимать национальный арабский флаг под предлогом того, что он представляет собой флаг иностранного государства - Государства Хиджаз. Однако сионистский флаг действовал беспрепятственно.
Несмотря на некоторые споры, многие палестинцы соглашались с тем, что на флаге должен присутствовать христианский крест, вписанный в мусульманский полумесяц (стоит отметить, что до ислама полумесяц фигурировал во многих культурах, в том числе в христианстве, поэтому на некоторых церквях можно увидеть данный символ).
"Крест в полумесяце" – мусульманско-христианское братство
Конечно, вариант палестинского флага с обозначением "креста в полумесяце" не был единственным вариантом. Но его придерживались около половины читателей газеты "Филастин". Символ обозначал партнерство и общую судьбу мусульман и христиан в Палестине.
На первый взгляд, в этом нет ничего удивительного, поскольку появление конкретных религиозных символов на национальных флагах - обычное явление. Крест изображен на флагах большинства европейских протестантских стран - это пережиток территориального национализма и создания независимых от Римско-католической кафедры церквей.
Точно так же полумесяц изображен на флагах многих мусульманских стран, а на флаге Израиля изображена звезда Давида. Тем не менее, национальный флаг, сочетающий в себе эмблемы двух разных религий, был новшеством. Предложения читателей были вдохновлены уникальным опытом палестинцев, в котором внешняя угроза (со стороны сионистского движения) привела к заключению специального пакта между двумя общинами, которые в прошлом имели напряженные отношения.
Рождение палестинского национального движения связано с существенным сближением, которое произошло между мусульманами и христианами. Мусульманско-христианские ассоциации, распространившиеся по всей стране начиная с осени 1918 года, составляли основную организационную инфраструктуру арабо-палестинского национального движения в 1920-е годы. Это движение приняло эмблему "крест в полумесяце", аналогичную той, что ранее использовалась смешанными мусульманско-христианскими группами, созданными в конце 19 века в Османской империи.
Однако редакционные предложения газеты "Филастин" вообще не включали религиозные символы. Также "Филастин" предложил принять гимн, в котором не упоминались слова "мусульманин" или "христианин", но утверждалась надрелигиозная идентичность палестинцев, то есть национальная.
Это важный момент, потому что в нем проясняется разность отношений к палестинской идентичности. С одной стороны, это союз мусульман и христиан. С другой - однородная нация. Тем не менее, изначально победил первый вариант: палестинцы - это союз мусульман и христиан. Это говорит о том, что роль религии в идентичности мусульманских и христианских палестинцев была выше их этнической принадлежности. Поэтому первый флаг национального движения палестинцев выглядел так:
Исчезновение креста и полумесяца
Эмблема "крест в полумесяце" некоторое время имел место в национальном флаге палестинцев. Есть свидетельства, что арабский флаг с эмблемой "крест в полумесяце" был поднят во время восстания против британского правления в 1930-х годах. Однако эта эмблема не запечатлелась в коллективной памяти палестинцев, как сам арабский флаг.
Требование включить крест в национальный флаг в большей степени совпадало с амбициями христиан, чья принадлежность к формирующемуся национальному сообществу была менее очевидной, чем у мусульман. Следовательно, исчезновение "креста в полумесяце" из коллективной палестинской символики связано с демографической слабостью христиан и наследием исламской гегемонии в регионе.
В Палестине политическое руководство интенсивно использовало мусульманскую символику. Христианские интеллектуалы боролись против собственной маргинализации, выдвигая свои символы: например, палестинцы, казненные британцами за участие в беспорядках 1929 года, сравнивались в газете "Филастин" с распятым Иисусом. Попытка выдвинуть "крест в полумесяце" на центральное место была всего лишь еще одним выражением этой тенденции. Но со временем мусульманско-христианские ассоциации перестали играть большую роль.
Резкое снижение веса христиан в палестинском национальном движении после 1948 года и две волны ускоренной исламизации палестинцев (в 1930-х и с середины 1980-х) размыли концепцию палестинского национализма как мусульманско-христианского альянса.
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.