Найти в Дзене

Декабрист-народоволец

Среди множества музеев в нашем прекрасном городе есть некоторое, сильно отличное от нуля, количество заведений, связанных с морской тематикой. Что, как бы, и вполне логично для колыбели Российского флота. Есть, например, Музей Военно-Морского Флота на площади Труда. Очень хороший музей, рекомендую к посещению. Есть только один недостаток, в музее нет ни одного корабля. Корабли, даже самые маленькие, такие здоровые, что ни в какой музей не поместятся. За исключением плавсредства государя-амператора Петра Алексеевича, дедушки русского флота, он же Ботик, зело мал, но явно удал. Ну а если вдруг вам, прям кровь из носу, захотелось поглядеть на настоящий корабль. Куда тут податься? Первым делом на ум приходит крейсер Революции, легендарная Аврора. Петербург ведь не только колыбель флота, а ещё и колыбель трëх революций! Крейсер Аврора - это, если позволите, два в одном, точнее одно дитя из двух колыбелей. Стоя на палубе у носового орудия, так и хочется жахнуть 6-дюймовым снарядом по Зимн

Среди множества музеев в нашем прекрасном городе есть некоторое, сильно отличное от нуля, количество заведений, связанных с морской тематикой. Что, как бы, и вполне логично для колыбели Российского флота. Есть, например, Музей Военно-Морского Флота на площади Труда. Очень хороший музей, рекомендую к посещению. Есть только один недостаток, в музее нет ни одного корабля. Корабли, даже самые маленькие, такие здоровые, что ни в какой музей не поместятся. За исключением плавсредства государя-амператора Петра Алексеевича, дедушки русского флота, он же Ботик, зело мал, но явно удал.

Ну а если вдруг вам, прям кровь из носу, захотелось поглядеть на настоящий корабль. Куда тут податься? Первым делом на ум приходит крейсер Революции, легендарная Аврора. Петербург ведь не только колыбель флота, а ещё и колыбель трëх революций! Крейсер Аврора - это, если позволите, два в одном, точнее одно дитя из двух колыбелей. Стоя на палубе у носового орудия, так и хочется жахнуть 6-дюймовым снарядом по Зимнему! Видимо не одному мне, наверное, поэтому крейсер припарковали так, чтобы Зимнего и видно не было.

Есть ещё один легендарный пароход, ледокол Красин. Он конечно помладше Авроры, но ему тоже уже крепко за век. Но при этом говорят, если завтра в поход, то ледокол включат, и он поедет снова крушить льды. В отличии от крейсера, который не на ходу. Здесь можно посмотреть каюты капитана и компании, пускают даже на мостик, а ещё можно прокрасться в машинное отделение. Очень интересно! В отличии от Авроры, где корабль сильно переделан в музей, хотя раньше там в машинное тоже пускали. Было, правда, это давно и не правда.

Думаете это всё? Как бы не так! Есть ещё два корабля, точнее лодки. Подводные лодки. Первая, под индексом С-189, находится рядом с Красиным. Поэтому и первая, этак автор ловко кинул мостик к предыдущему абзацу. Лодка эта постройки 50-х годов ХХ века, т.е. уже послевоенная. К просмотру также рекомендую. А если вдруг Вы леди, или дама, ну или шотландец, то желательно перед посещением приодеть красивые брюки или джинсы. Лазать между лодочными отсеками полагается ногами вперёд через узкий люк, одежда типа "юбка" может Вас несколько ограничить в движении.

Сегодня же речь пойдёт о второй подводной лодке, находящаяся неподалёку от Морского Вокзала. Почему вторая? Потому что на ней так и написано "Д-2". "Д" - это Декабрист, название серии и название головного корабля серии, а "2" - порядковый номер в серии, второй.

Вид с кормы
Вид с кормы

Называется же лодка "Народоволец". Всего в серии была шесть систер-шипов. Д-2 спущена на воду в 1929 году, т.е. лодка не только довоенная, но и воевавшая. В отличии от трёх вышеупомянутых судов, Народовольца выволокли на берег и установили на постамент, что тоже хорошо, можно изучить конструкцию корпуса и винтов. Сбоку от лодки пристроен домик, через который в лодку и попадаешь. Там же гардероб и часть экспозиции.

Носовой вид
Носовой вид

Осмотр субмарины начинается с хвоста, по корабельному с кормы. Лодка разделена на семь отсеков, нумерация начинается от головы поезда, точнее от носа корабля. Первый для посещения седьмой отсек. Здесь устроены кормовые торпедные аппараты в количестве две штуки. Кроме того имеются электромоторы, которые и вращают винты лодки. Сбоку приторчены койки, забегая вперёд койки раскиданы по всему кораблю. Надо полагать матросам из своего отсека, в отличии от экскурсантов, никуда лишний раз не шастали, а по очереди несли вахту в вверенном помещении.

Рубка и 100-мм орудие
Рубка и 100-мм орудие

Чтобы попасть в следующий, шестой, отсек, надо ловко пролезть через круглую дыру в стене, точнее через люк в переборке. Выше писал про шотландских леди, тут такая же петрушка, юбка не очень удобна для лазанья через люки. В шестом отсеке находится дизель, точнее два дизеля. Дизеля моë почтение! Количество цилиндров 6 штук, диаметр цилиндра 450 мм, ход поршня 420 мм. Рабочий объëм больше 400 литров! Каждый дизель крутит свой винт, это когда лодка идёт над водой, а когда коварно крадётся под водой, то делает она это с помощью электромоторов. Поэтому такие субмарины и называются дизель-электрические. Дизеля производства немецкой фирмы МАН, такие ставили только на первые две лодки, в дальнейшем с помощью купленной лицензии эти моторы делал наш легендарный Коломенский завод.

Дизеля
Дизеля

В пятом отсеке оказалось два этажа: на первом подвешенные койки и гирокомпас, на минус первом должны быть аккумуляторы, много аккумуляторов, но сейчас тут экспозиция.

Четвëртый отсек - это центральный пост, отсюда капитан руководит процессами по торпедированию вражеских кораблей и манëврами , а также погружением и всплытием, отсюда же ведëт лаз в рубку. Здесь же стоит перископ для скрытного наблюдения за теми самыми вражескими кораблями, как там они уже затонули или ещё тонут после близкого знакомства с торпедами.

Закрой за мной дверь! Я ухожу...
Закрой за мной дверь! Я ухожу...

Очередная круглая дыра в стене, и вот вы уже в третьем отсеке. Тут находится ещё одно важное помещение - камбуз, ну или по-сухопутному, кухня. Хотя про помещение я слегка погорячился, это какой-то закуток. Как здесь кок умудрялся готовить для экипажа количеством 53(!) человека для меня загадка. По-соседству расположился ещё один закуток для штурмана. Тут же каюта самого уважаемого человека на лодке-капитана. На минус первом этаже опять аккумуляторы, можно посмотреть как они выглядели.

Пробираемся во второй отсек. Под полом опять отсек для аккумуляторных батарей. "Зачем столько много?" , спросите вы. Чтобы можно было достаточно долго ездить в подводном положении и ловко слинять после атаки. Ещё во второе отсеке находятся две рубки: радио и акустическая.

Немного аккумуляторов
Немного аккумуляторов

Вот и последний, т.е. первый отсек. Это самый большой отсек на лодке. Тут и главное оружие, и основные места хранения боезапаса из шести торпед, тут и место обитания экипажа. Размеры торпеды внушают. В передней части установлены шесть торпедных аппаратов, они, как и два кормовых, заряжены на базе, в случае расстрела носовые можно перезарядить. Перезарядка выполняется с помощью лебёдки на потолке, и, предположу, с помощью такой-то матери. Задние аппараты зарядить возможно только на базе. Кроме торпед лодка оснащена двумя пушками 100-мм и 45-мм, неплохие аргументы для, например, захвата одинокого вражеского транспорта.

Торпеды и койки. И три торпедных аппарата
Торпеды и койки. И три торпедных аппарата

Кроме экспозиции на самой субмарине, как писал выше, есть ещё экспозиция в домике. Тоже много всякого интересного про подводников.

Для посещения настоятельно рекомендую и Декабриста, и Народовольца. Очень интересно посмотреть, как устроена подводная лодка 95 лет от роду. Сильно проникаешься уважением к предкам, которые доблестно защищали морские границы нашей Родины посредством такой вот субмарины. Детей в лодку тоже можно запустить, им точно понравится.

Торпеда выразительно торчит
Торпеда выразительно торчит

Между тем это ещё не все корабли-музеи в нашей округе, но об этом как-нибудь в другой раз.

Красота
Красота

Полезные ссылки:

Филиал музея на крейсере «Аврора»
Музей подводная лодка С-189
Музей Ледокол "Красин"
Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Спасибо за внимание.