Найти тему

Что такое автоэтнография и Почему нам полезен инстаграм и тикток

Оглавление

Недавно я узнал потрясающий термин, который возник и впервые стал доступен только людям нашего поколения. Термин этот — автоэтнография. Цитирую научное определение:

Автоэтнография — это форма этнографического исследования, в котором исследователь связывает личный опыт с более широкими культурными, политическими и социальными смыслами и пониманием. Считается формой художественного исследования.

Думаю, это безмерно классная штуковина. Но попробую сказать проще, что такое автоэтнография, почему это важно и почему нам всем следует документировать свою жизнь, ну или если проще, показываю кавычки, «завести тикток». Если и не для себя или не для утоления нашего тщеславия в обществе потребления, то у меня есть веская причина: если у вас ещё нет тиктока, своего инстаграма с искренними мыслями, ютьюб-канала или подкаста, то создайте что-то повествовательное для тех, кто захочет с вами поговорить по душам, когда вас уже не станет.

Всем огромный, добрый и бодрый привет! Меня зовут Егор Колесник и это продолжение пролога из аудиосериала «Четверть Дыма».

Это ламповые философские аудиоэссе, давайте пока назовём это так. Подкаст доступен на всех платформах, соцсети я оставил в описании.
Это ламповые философские аудиоэссе, давайте пока назовём это так. Подкаст доступен на всех платформах, соцсети я оставил в описании.

Полагаю, многие, кто сейчас слушает этот пролог будущего подкаста ещё помнят те времена, когда мы приходили в гости к бабушкам-дедушкам, а кто-то успел застать и прабабушек и прадедушек, и вот когда вся семья собирается на большом застолье родственников, то в какой-то момент вечера с самого высокого шкафа доставались толстенные семейные фотоальбомы. С чёрно-белыми фотографиями в неестественно нарочитых позах, или, что ещё больше будоражило — фотографии в сепии. Такие были только у самых давних, древних, родственников. Типа бабушка бабушки. И я помню, как говорили, что «Вот, это дед по имени такой-то и это его единственная оставшаяся фотография». Всё. От человека, от личности остались надгробная плита и вот эта одна фотокарточка в сепии.

Безусловно, остались его дети, которые потом сами стали родителями, а потом уже и их дети стали родителями, и потом снова и снова, и вот уже один из них пишет подкаст с приглушённым светом настольной лампы, а его любимый пёс породы двор-терьер мило спит в ногах. А чья-то прапраправнучка сейчас слушает этот самый подкаст по дороге на работу, либо в машине со своим мужем, который в свою очередь сам дальний-дальний родственник хорошего человека, который был молод лет 70 назад, но который сейчас молчаливо взирает с фотокарточки в сепии. И молчит.

И мы не можем понять, что за человек смотрит на нас с этой фотографии. Какой он был? Как жил? Как мыслил? Какое у него было чувство юмора? Какие, в конце концов, он имел мечты и сбылись ли они?

Сейчас многих наших родственников или близких людей старшего поколения нет в живых. И я всё чаще задумываюсь, что пока мы жили рядом с ними, то мы не задавались многими вопросами в силу нашего юного возраста. А ведь среди наших недавних предков наверняка были классные пацаны и девчонки.

"... который был молод лет 70 назад, но который сейчас молчаливо взирает с фотокарточки в сепии. И молчит..."
"... который был молод лет 70 назад, но который сейчас молчаливо взирает с фотокарточки в сепии. И молчит..."

К чему я веду. Современные достижения цифровой цивилизации дают нам потрясающий шанс делать одну из лучших эмоциональных инвестиций — фиксировать нашу молодость. И это как с вином или произведениями искусства: сразу ценность проявляться конечно не будет, но чем старше мы — тем выше эта ценность становится.

Начните вкладываться в эмоциональные инвестиции как можно раньше. Современные технологии дают нам возможность во всех аудиовизуальных плоскостях фиксировать нашу жизнь в таких разнообразных красках и спектрах: как в самых ярких, так и в не самых приглядных. Но это и есть жизнь.

Пользуйтесь этим подарком цифровой цивилизации: речь ведь абсолютно не про «инстаграмчики, видосики в тиктоках», вообще нет. Это про то, чтобы ваша правнучка где-нибудь через лет 50 посмотрела видос с вашей тусовочной пятницы и смеясь, с гордостью сказала бы: «Во моя бабка выдавала конечно!». Ну или не так, я не знаю, как через полвека будут разговаривать подростки :)

Так что, кто знает: такая наша автоэтнография — это разговор с нашими выросшими детьми, внуками. Возможно, там они смогут найти ответы на те вопросы, которые не успеют нам задать.

А ещё, позаботьтесь о себе: яркие воспоминания — это то, что будет греть всех нас в старости. А ещё лучше, если не только нас. Подумайте над своим способом автоэтнографии. Дайте вашему следующему поколению поболтать с вами по душам, даже когда мы навечно выйдем из этого чата. Думается, следующие поколения будут классными и им это правда будет интересно. Никакого ханжества — я искренне в это верю.

Надеюсь, вы такой же оптимист! :)

В завершении, по канонам любого подкаста я должен предложить вам подписаться и поделиться им с теми, кому, как вам лично кажется, отзовётся по вайбу и замэтчится, супер! Я буду обеими руками рад, только, пожалуйста, сделайте это, если вам действительно что-то в сердце и мыслях откликнулось, честно. У нас тут всегда будет честно.

«Четверть дыма». Пролог — Подкаст «Четверть Дыма»

Меня зовут Егор Колесник и это была вторая часть пролога моего соло-подкаста «Четверть дыма». Это ламповые философские аудиоэссе, давайте пока назовём это так, приходите в гости и присаживайтесь! Здесь рады каждому, здесь рады любому настроению, любым мыслям и мнениям. Подкаст доступен на всех платформах, соцсети я оставил в описании. Предлагаю такой план: в конце каждой недели мы с вами попробуем сеять аудиозёрна мышления, чтобы нам было о чём подумать на неделе предстоящей.

И напоследок: всегда помните — Магия в жизни начинается тогда, когда мы начинаем в неё верить.

Всё, до встречи! Выключаю свой магнитофончик.

***

Здесь первая часть Пролога "Четверть Дыма"