867 подписчиков

Первый танк современного типа. Часть 38. Char d'Assault Peugeot. 1918. Были ли танк Пежо реальным конкурентом?

В сентябре 1918 года фирма Пежо довела свой танковый проект до предсерийного образца. Получившаяся Char d'Assault - Штурмовая машина не получила развития, но скорее из-за окончания войны, чем из-за собственных недостатков. Об этой не самой известной машине в публикации ниже.

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

10 апреля 1918 года на полигоне в Мёдоне военным показали прототип нового пехотного танка с шасси от Пежо и башней от Рено, то ли для противовеса, то ли как вариант внедрения в серию. Время было не самое удачное, танк несмотря на все свои преимущества по сравнению с Рено FT танк Этьена Эмихена с большей скоростью движения и лучшей подвеской явно не успевал в производстве к летне-осенней компании 1918 года, которая в итоге и привела к окончанию войны. Потому городить новое серийное производство и отвлекать межзаводскую кооперацию, которая только-только была отлажена для выпуска 3-х тысяч танков в год, на новый танк было неправильно. На внедрению в серию Renault FT ушёл почти год, уж лучше на Société Anonyme des Automobiles et Cycles Peugeot будут делать двигатели для танков, которые нужны прямо сейчас, да и в принципе достаточны для решения задач военных.

Прототип Char d'Assault Peugeot с пулеметной башней, апреля 1918
Прототип Char d'Assault Peugeot с пулеметной башней, апреля 1918

Возможности шасси от Пежо были выше чем у шасси Рено и развитие проекта пошло в сторону штурмового танка, если так дословно перевести Char d'Assault, первые проекты в виде средних французских танков char Saint-Chamond и char Schneider CA1 получился не особо удачными, хотя и были выпущены крупными партиями по 400 танков. Уже в 1916 году началось готовится продолжение проекта в дополнение к "пулеметным колесницам" - Сhar mitrailleur от Рено, которые даже после оснащения 37-мм пушками не имели необходимой пехоте огневой мощи. Генерал Этьен на фоне успешного развития проекта пехотного пулемётного танка сопровождения подталкивал Луи Рено на создание танка поддержки. По этому пути пошли и в Пежо, создав на шасси Эмихена интересную боевую машину с 75-мм танковой пушкой

Char d'Assault Peugeot/Char d'assaut Oehmichen/Танк Пежо

Страна: Франция

Производитель: Société Anonyme des Automobiles et Cycles Peugeot

Год выпуска: 1918 (апрель)

Кол-во: 1 (прототип)

Экипаж: 2

Экипаж: 2
Боевая масса: 9 000 кг (ориентировочно)

Размеры: 4000х1900х2500 (оценочно)

Бронирование: 40-мм (лоб)

Вооружение: Canon de 75 court modèle 1916 Schneider (75-мм Mortier de BS ("Blockhaus Schneider")

Двигатель: 100 л.с. (40 л.с.?)

Максимальная скорость: 12,5 km/h

История штурмовых танков, вооруженных 75-мм орудиями началась 24 июля 1917 года, когда командир танковых войск Франции - Специальной артиллерии (Artillerie spéciale) генерал Этьен запросил у Рено разработку специального танка на базе Renault FT. Ожидалось, что штурмовой танк будет действовать напрямую на поле боя, поэтому для него необходимо было полное бронирование. Первый прототип такой боевой машины - Renault typ FZ был показан военным в январе 1918 года и восторга не вызвал. Длинная узкая высокая машина была крайне неудобна. Единственное, что не вызывало вопросов, это было вооружение, и то только потому, что использовалась короткоствольная танковая пушка Canon de 75 court Mle. 1916 Schneider или 75-мм Mortier de BS, которая применялась на танках Schneider CA1 и была хорошо опробована, реальное боевое применение показало, что на расстояниях боестолкновений, которые оказались актуальными на поле боя Западного фронта и такой пушки достаточно для поддержки пехоты.

Пушка Canon de 75 court Mle. 1916 Schneider или  75-мм Mortier de BS снятая с разбитого Шнейдера
Пушка Canon de 75 court Mle. 1916 Schneider или 75-мм Mortier de BS снятая с разбитого Шнейдера

Испытав прототип с вращающейся башней в Пежо решили отказаться от столь очевидного новшества и вернуться к казематной установке главного оружия, что позволяло за счёт экономии массы увеличить бронирование, улучшить обитаемость и установить более мощную пушку. Первые проекты танка на шасси Этьена Эмихена рассматрвиались вооруженные пушкой и пулемётом.

В сентябре 1918 года фирма Пежо довела свой танковый проект до предсерийного образца.-3

Конструктора Пежо могли наглядно видеть на примере прототипа танка Рено - Renault FT 75 S (или как его позднее называли Renault FT BS) и оценивать проблемы, связанные с установкой такой достаточно крупной артсистемы как 75-мм Mortier de BS, которая так же была установлена в каземате. Испытания прототипа танка Renault FT BS шли примерно в тоже время, что и шасси Char d'Assault Peugeot, что возможно позволило сразу отбросить ряд тупиковых направлений для конструкторов. Сама Рено была загружена серийным выпуском танков, обеспечением координации других заводов и в первую очередь выпуском машин связи, танки поддержки в число приоритетов не входили и в этом была возможность для фирмы Пежо, тем более что таких боевых машин требовалось на порядок меньше, чем танков сопровождения - один на танковую роты. Забегая вперёд можно отметить, что несмотря на испытания в начале весны первый серийный танк поддержки Renault FT BS вышел из ворот сборочного цеха только в сентябре 1918, за месяц всего выпустили 4 танка Renault FT BS, в октябре ещё 6, и на войну они не попали.

Первая партия танков Renault FT BS на заводе в октябре 1918. Фотография с форума RCforum.ru
Первая партия танков Renault FT BS на заводе в октябре 1918. Фотография с форума RCforum.ru
Обсуждение почти любой новой техники часто сводится к спорам о классификации. Был ли танком или САУ Renault FT BS или Char Peugeot? Для французов, по крайней мере тогда такой вопрос не стоял по простой причине, что устоявшего термина "танк" и соответственно перевода "Char" именно как "танк" не существовала. Самое близкий перевод - "машина поля боя" - соответственно "Сhar mitrailleur" - боевая машина с пулемётом, "Char d'Assault" - боевая машина для штурмовых действий. Если подходить с тактической точки зрения, то и Renault FT BS и Char Peugeot должны были действовать на поле боя, огнем и гусеницами сопровождая пехоту, и то что конструктивно они отличались от общепринятого сейчас внешнего вида "танка" с основным оружием размещенным во вращающейся башне, не делает их не танками. Наверно стоило пойти в терминологии всё таки за французами, которые достигли в деле танкостроения в Первую мировую наибольших успехов, а не за британцами, хоть те первые применили танки на поле боя. Порядка в терминологии было бы больше, хотя она была бы обширнее.
Char Peugeot - танк Пежо на испытаниях в сентябре 1918
Char Peugeot - танк Пежо на испытаниях в сентябре 1918

Предсерийный прототип штурмового танка Пежо был готов в сентябре 1918 и его можно было рассматривать хотя бы как прототип для "Плана 1919", которым предполагалось разгромить германские войска во Франции и Бельгии и танковыми клиньями осуществит вторжение в саму Германию. Renault FT было применимо для операций на ЛБС, но для активного наступления решения Пежо подходили больше. Компоновка шасси осталась такой же как и у прототипа. Двигатель располагался спереди, охлаждение его шло через отверстия в лобовом листе, прикрытые бронированными листами. Привод на задние колеса - электромеханический, от генератора на два электромотора, что позволяло отдельно регулировать скорость вращения каждой гусеницы, хорошо отработанная на танках Saint-Chamond.

В сентябре 1918 года фирма Пежо довела свой танковый проект до предсерийного образца.-6

Подвеска была усилена, но осталась такой же как и у апрельского прототипа - сблокированные по два в шарнирно-сочлененной тележке, так же подрессоренных. Ведущее колесо было заметно больше, чем у Рено, хотя общая схема с большим передним колесом для преодоления препятствий сохранилась. уязвимые элементы ходовой части прикрыли бронированными листами от повреждений пулями и осколками. Хотя подвеска и осталась полужёсткой она позволяла разгонять машину до 12,5 км/час, что было почти в два раза быстрее чем у Рено ФТ. Расположение двигателя в носовой части бронекорпуса позволило существенно увеличить защиту экипажа танка, который прикрывала не только относительно тонкая броня, но и двигатель. Даже при поражении танка при таком расположении мотора экипаж находился в относительной безопасности. Так как была применена казематная схема расположения оружия для выхода экипажа предназначались люки в боковых станках и большой двухстворчатый люк в задней стенке. Принципиально боковые люки были излишними и только ослабляли бронирование, большого заднего люка было бы достаточно. Вентиляция осуществлялась через отверстие в крыше так же прикрытое стальной пластиной.

В сентябре 1918 года фирма Пежо довела свой танковый проект до предсерийного образца.-7

Наиболее интересно было решено расположение основного оружия и лобовая часть каземата. От курсового пулемёта у водителя, который первоначально планировался, отказались в пользу улучшения обзора, было прорезано небольшое, которое прикрывалось в боевых условиях крышкой со смотровой щелью. Вся лобовая часть каземата представляла собой цельную бронированную отливку с толщиной брони до 40-мм, что в условиях Первой мировой обеспечивала защиту от любого стрелкового оружия, а зачастую и пушечного. Можно отметить, что при ведении огня по танку в лоб, что было наиболее ожидаемо в ходе боя, танк Пежо обеспечивал экипажу наибольшие шансы для выживания среди любых боевых машин Первой мировой. Основное вооружение - пушка 75-мм Mortier de BS ("Blockhaus Schneider") монтировалась в шаровой установке немного смещенной влево от центра. Экипаж в боевом отделении размещался плечом к плечу, что обеспечивала хороший уровень коммуникации.

В сентябре 1918 года фирма Пежо довела свой танковый проект до предсерийного образца.-8

Испытания в сентябре 1918 года показали хорошую подвижность танка. На сохранившемся видео с испытаний можно отметить относительно высокую, конечно относительно например Renault FT, скорость движения и маневренность новой машины. Видео можно посмотреть здесь.

Общепринято мнение, что на прототипе танка стоял мотор в 100 л.с. Но у фирмы Пежо не было такого серийного мотора, самый мощный был 40-сильный 7 478 см3 объемом. К том же даже просто разместить 90-сильный мотор Panhard & Levassor, такой как у танка Сен-Шамон было просто негде, не говоря уже об обеспечении его охлаждения и питания. Для обеспечения заявленной скорости в 12,5 км/час двигателя 40 л.с. было достаточно при сконструированной подвеске и трансмиссии.
Танк Пежо на испытаниях, можно сравнить со старшим "братом" Сен-Шамоном" по размерам .
Танк Пежо на испытаниях, можно сравнить со старшим "братом" Сен-Шамоном" по размерам .

Принципиально у Пежо с Эмихенем получилась вполне удачная заготовка для подвижного и защищенного лёгкого танка поддержки. Если бы проект получил развитие, то на получившуюся ходовую можно было установить в будущем и башенную установку, и более мощные пушки такие как Canon de 75mm Modele 1897, которую хотел видеть на бронированном шасси Этьен. Шасси Пежо гораздо больше подходило для создания и специальных машин - командирских, связи, транспортёров боеприпасов. Благодаря электрической трансмиссии размеры можно было относительно легко масштабировать, например для создания САУ с более тяжёлыми орудиями. Пока Пежо работала на "дядю", выпустив 510 моторов для танков Rеnault FT, война неожиданно закончилась, 11 ноября 1918 года было подписано Первой компьенское перемирие и сразу всё, что было сделано не вчера стало не нужно, не нужно стало всё даже сделанное вчера.

В сентябре 1918 года фирма Пежо довела свой танковый проект до предсерийного образца.-10

Нельзя сказать, что заготовка танка получилась у Пежо без недостатков, правда все их можно было бы устранить в будущем. Самая главным неудобством был практически никакой обзор у командира танка-наводчика. Фактически за полем боя он мог наблюдать только в прицел, или командиром надо было делать водителя. Эту проблему можно было решить наверно введением командирской башенки. Литая 40-мм лобовая часть каземата то же вряд ли понравилась военным, так как они помнили проблемы с полностью литыми башнями для Рено при внедрении в серию. Хотя к 1918 году промышленность немного сдвинулась в технологиях, но всё таки не настолько, что бы стабильно лить столь крупные детали. Электромеханическая трансмиссия хороша всем, кроме цены - причем не только стоимости производства, но и стоимости эксплуатации, вплоть до создания отдельных служб по сервису электрических узлов. Но все эти вопросы были решаемы, если бы это кому то было бы надо, но после 11.11.18 таких во Франции не нашлось.

В сентябре 1918 года фирма Пежо довела свой танковый проект до предсерийного образца.-11

Генерал Жан Батист Эжен Этьен (Jean Baptiste Eugène Estienne), руководитель танковых сил Франции, больше хотел иметь транспорт для 75-мм нормальной дивизионной пушки, фирма Пежо окончально завязала с военными проектами, а Этьен Эмихен ударился в вертолётостроение, где и внёс свой вклад в мировую историю техники. Штурмовой танк от Пежо просто стал никому не интересен, и французы продолжали мучаться с Renault FT вплоть до краха в 1940-м.

В сентябре 1918 года фирма Пежо довела свой танковый проект до предсерийного образца.-12
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Почитать о других французских экспериментах и серийной продукции в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:

Источники:

Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».

Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия

Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн

Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections

Юрий Пашолок. Легкий штурмовик Этьена Эмишена https://dzen.ru/media/yuripasholok/legkii-shturmovik-etena-emishena-5feb0782adb1796a080d77f2

http://www.chars-francais.net/2015/index.php/engins-blindes/chars?task=view&id=75

https://www.youtube.com/watch?v=J4UbRfLwm6w