В первом десятилетии XVI века голландские мастера освоили фаянс. Центром производства стал город Делфт, расположенный близ Роттердама.
Расцвет производства фаянса пришелся на 1650-1725 годы (в документах того времени этот материал назывался фарфором). Мастера изготавливали продукцию для реализации не только на внутреннем рынке, они стали и крупнейшими экспортерами в Европе. В середине XVI века в Делфте работало 15 мастерских, в 1725 году их число удвоилось.
Особенность этого производства – в керамической массе, которую составляли из трех сортов глины: один сорт брали на берегу Рейна в Голландии, два других привозили из Турнэ и Вестфалии.
Важным фактором в развитии дельфтского фаянса стало появление в Голландии китайского и японского фарфора. В 1704 году в Амстердаме прошел аукцион, где были проданы ткани, лаковые изделия и фарфор из Японии. Эти предметы, привезенные торговцами Ост-Индской компании, стоили очень дорого, а их имитация сулила значительные доходы.
На европейском рынке японский фарфор совершенно неожиданно стал очень востребованным во второй половине XVII века, в связи с событиями в Китае. В результате войны с маньчжурами в «Поднебесной империи» наступили хаос и разорение. Керамический центр Цзиндэчжень, изготовлявший фарфор на экспорт, оказался полностью разрушен.
В этих обстоятельствах фарфоровый центр Японии, находившийся в городе Арита, на севере острова Кюсю, приобрел для голландских торговцев особое значение. Они стали способствовать развитию центра: улучшали технику производства, привозили краски и образцы китайского фарфора династии Мин эпохи Ванли (1662-1722 гг.).
С 1650 по 1725 год мастера Ариты работали в основном на европейский экспорт, и фарфор получил название Ко-Имари.
Особым спросом в Голландии пользовались японские фарфоровые изделия типа «краак», произошедшего от названия испанского корабля — «каррак». Такой фарфор расписывали кобальтом. Японские керамисты следовали китайской иконографии.
Расширение технических возможностей и виртуозное мастерство дельфтских мастеров способствовало появлению в XVIII веке сложных, более разнообразных, чем в XVII столетии, форм сосудов. Типичны для того времени — вазы с крышками с пейзажной или мифологической росписью, дополненной рельефными деталями.
Во второй половине XVIII века керамисты Дельфта повторяют ранние модели, но масса предметов становится совсем другой. Вес их намного уменьшается, при этом изображения точно передают оригиналы.
Дельфтский фаянс – это не только яркое явление прикладного искусства Голландии. Декоративность росписи, причудливость и разнообразие форм сосудов делают дельфтский фаянс одним из самых своеобразных проявлений стиля барокко в керамическом искусстве.
Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо! ♥