А.М. Юстус, О.А. Горькова
Статья опубликована: Юстус, А. М. Векторы развития колористики города Тюмени / А. М. Юстус, О. А. Горькова // Особенности развития региональной архитектуры : сборник материалов международной научно-практической конференции, Брест, 14–15 декабря 2020 г. / Министерство образования Республики Беларусь, Брестский государственный технический университет, Кафедра архитектуры ; редкол.: Н. Н. Шалобыта [и др.]. – Брест : БрГТУ, 2020. – С. 105–113. – Библиогр.: с. 113 (4 назв.).
Ссылка на статью: https://rep.bstu.by/bitstream/handle/data/10552/105-113.pdf?sequence=1&isAllowed=y
Аннотация: В статье описываются принципиальные этапы формирования колористической среды города, основанные на ряде проведенных исследований цветовой среды г. Тюмени. Разработаны схемы функционально-пространственной структуры города и схемы определения магистралей, центров социального притяжения, выявления панорам.
Ключевые слова: Колористическая среда; городская среда; цветовая палитра города; Тюмень; каркас и ткань города; коммуникативная значимость архитектурных объектов; формализованный цвет; цветовой генеральный план.
«Роль цвета в жизни людей невозможно переоценить: он в доминирующей степени определяет все наши действия и реакции, играет огромную роль в установлении идентичности, процессе выбора и предпочтения, во всей сложной системе отношений человека с окружающим миром»[1].
Архитектурная и цветовая среда в г. Тюмени.
В современных условиях происходит активное развитие цветовой среды, влияющей на общий облик города.
В Тюмени можно проследить совершенно полярные состояния колористики архитектурной среды: монохромная, граничащая с ахроматикой и пестрая, доходящая до предельной степени насыщенности, имеющая сигнальную яркость цвета палитры.
В связи с этим, основным вектором в разработке цветовой среды города являются не только определенные цвета и их сочетания, а в большей мере - степень цветового, светлотного контраста и контраста по площади цветовых пятен. А так же регулирование насыщенности и яркости цвета. Еще одним важным вектором при определении колористики города является классификация зданий по степени коммуникативной значимости, создание схемы каркаса и ткани на плане города, упорядоченное и осмысленное распределение цветов в городской архитектурной среде.
Исторические предпосылки развития современной полихромии Тюмени.
Город Тюмень - старейший в Сибири город, основан в 1586 и является крупнейшим административным центром Западной Сибири. Колористика исторического центра города развивалась в соответствии со стилевыми направлениями и зависела, в первую очередь, от применяемых в разные периоды застройки строительных материалов.
17 век - исключительно деревянная застройка, со всеми оттенками дерева - от светлого до темного коричневого и золотисто-охристого оттенка. Цветными, окрашенными, могли быть только детали.
18 век - в первой половине начинается «каменное дело». Появляется сдержано-праздничное барокко, каменные культовые сооружения, регулярная планировка города, новые типы зданий. Каменные сооружения - в основном культовые, оштукатуренные и беленые. Кровли и главы в основном из дерева, крашенные, редко применяется железо, из-за дефицита. Иногда применялся кровельный кирпич. Строились каменные амбары, застройка города выглядела достаточно монохромной. Исключение составляла Благовещенская церковь (не сохранилась), которая «являла собой единственный в Западной Сибири образец применения полихромной окраски и изразцовой техники в декорировании фасадов» [2]. Церковь имела белый декор на гладких, окрашенных в темно-красный цвет стенах, кровли были черно-белыми (кровельный кирпич уложенный в шахматном порядке), главная главка - желтая (черепица), малые главки - зеленая и красная. Белые пилястры и карниз зеленого цвета. Так же присутствовала, в деталях, майолика зелено-фиолетовой гаммы. Применялись зеленые изразцы. В Тюмени после 1709 года было налажено производство цветной керамики, которая, вместе с известной деревянной резьбой, составляла разнообразие в декоре зданий и интерьеров в городе. Таким образом, к середине 18 века, на общем фоне основной застройки серо-коричневого и золотисто-коричневого, а т.ж. красновато-коричневого цветов, стали появляться контрастные по светлоте здания белого цвета и единичные цветные вкрапления. Во второй половине 18 века появилась новая планировка города и началась третья волна каменного строительства. В Тюменских храмах воплотилось «Сибирское барокко» (термин введен в 1920-х гг. исследователем Сибири Д. А. Болдыревым- Казариным). Таким образом, в городской застройке преобладал коричневый фон с белыми доминантами церквей. Цветными являлись детали декора и заборы.
19 век - в городской застройке появляется «тюменский классицизм». Формируются главные площади. Важным градообразующим элементом становятся торговые, хозяйственные, административные здания. Бревенчатые стены часто стали обшивать гладким тесом (что облегчало и предполагало окрашивание) с накладными строгими наличниками и пилястрами. К середине века «Тюмень застроена правильно, красиво и местами роскошно… многие отлично отстроенные и окрашенные домы делают наружность Тюмени весьма живописною, особенно в нагорной части, представляющей значительное возвышение над окрестностью» (по описанию исследователя Сибири Н. Абрамова). Ведется каменное строительство административных (казенных) и гражданских зданий. Каменные здания строятся по принципу классицизма, с полихромией присущей этому направлению, т.е. светлые или средней насыщенности цвета с белым декором. Пример: казенное здание Почтовой конторы - «двухцветная, желто-белая окраска придает фасадам праздничную торжественность» [2]. Контрастное разностилье зданий Тюмени. Со второй четверти 19 века в городе стали формироваться новые общественно значимые элементы городской структуры - сады и парки. Каменные строения в 19 веке чаще всего оштукатуренные и окрашенные. Появляются дома из красного кирпича. Основной колористический фон города оставался коричневым, с белыми доминантами и акцентными цветными домами. «Замкнутость и традиционность уклада жизни в Тюмени, как отмечали современники, накладывает свой отпечаток на характер городской архитектуры, темпы и типологию строительства» [2].
В последней четверти 19 века, начался взлет капитального строительства в Тюмени. Преобладало гражданское и промышленное строительство. Архитектура отличалась эклектичностью. «Немаловажное формообразующее действие имел рационализм. Это привело к распространению краснокирпичных неоштукатуренных зданий со специфическим декором. В Тюмени много краснокирпичных зданий выстроенных для производственных целей и одно культовое здание «Костел святого Иосифа Обручника». (Современная застройка города так же ведется с применением красного кирпича, который является местным строительным материалом, но чаще используется для малоэтажной жилой застройки) [2].
Наиболее ощутимый след в Тюмени оставили неоренессансные, неорусские и неоклассические концепции. Неоренессансные архитектурные сооружения Тюмени имели интенсивную окраску оштукатуренных стен и контрастные белые детали. Эпоха модерна тоже оставила свой след в архитектуре городской застройки. Появляются здания из светло-серого кирпича, не применявшегося ранее в Тюмени. На фоне открытой кирпичной кладки - декор из штукатурки, контрастно-белый к фону. Тюменское деревянное зодчество неоднородно, хотя имеет единый целостный характер. По-разному застраивались различные районы города - Ямская слобода, Левобережье, Городище, районы прибрежные и центральные. [2].
20 век - панорама Затюменского мыса является визитной карточкой города. Самое значимое и величественное неоклассицистическое здание было возведено в 1908-1913 годах на одном из красивейших мест в городе - вершине Затюменского мыса, между Троицким монастырем и Крестовоздвиженской церковью. «Величественное неоклассицистическое здание бывшего коммерческого училища, рядовые малоэтажные деревянные дома и монументальные формы собора Петровского времени - всё это гармонично и выразительно объеденилось в выразительный архитектурный ансамбль, выросший на естественной основе народных традиций и культуры. Такова почти вся Тюменская архитектура. Декоративность, наивная правдивость и безыскусственность объединяют сосуществующие друг с другом здания разных эпох и стилей»[2].
Левобережье застраивалось беднейшей частью населения. Почти вся береговая полоса в 18-19 веке была занята различными предприятиями. Очень интересными являются так называемые Городища (Большое, Малое, Царево), расположенные на трёх своеобразных островах между оврагами. Их объединяет общий характер и высотная особенность ландшафта. «Береговые улицы городищ изгибаются вдоль бровок оврагов, открывая контрастно чередующиеся видовые перспективы. Крутые и глубокие овраги, окружая городища, придают им особое очарование, необычность и даже таинственность» [2].
Напротив городищ был расположен район среднего сословия (ул. Герцена, ул. Урицкого, ул. Ленина и река Тюменка - границы района). Дома здесь отличались монументальностью и добротностью. Большой район деревянной застройки между улицей Ленина и берегом Туры застраивался в большинстве своем состоятельными слоями населения. Поэтому здесь можно увидеть много зданий, которые не характерны для других районов города. Один из них комбинированные дома с кирпичным первым этажом и деревянным вторым. В начале Советского периода в Тюмени оставалась, преимущественно, деревянная застройка. С конца двадцатых годов 20 века велось главным образом строительство производственных объектов и незначительное количество жилых и культурно- бытовых зданий, проводилось благоустройство улиц. Послевоенное строительство в Тюмени - реконструкция промышленных предприятий. С начала 1950 годов оживляется сфера социального строительства. В 50-60 годах формируется Центральная площадь с периметральной застройкой в основном в классическом ордерном стиле. Различное назначение зданий и различная градостроительная роль зданий определяет различие их объемно - пространственной и декоративной структуры. Это можно отнести и к колористике. Более торжественные, сдержанные (приглушенные) цвета - для административных зданий, а более насыщенные - для детских и образовательных учреждений.
В историческую ткань тюменской застройки вошли малоэтажные каменные жилые дома 50 -х годов. Небольшая их высота (2-3 этажа) позволяла легко создать уютные, масштабные человеку квартальные пространства. Жилая застройка 1958-1966 годов осуществлялась преимущественно пятиэтажными кирпичными и, частично, крупнопанельными домами. Так же строились промышленные предприятия. Архитектура и цвет зданий отличались чрезмерной аскетичностью и упрощенностью. Серый силикатный кирпич, терразитовая штукатурка, серые, подкрашенные розовым, красным или синим цветом панели из железо-бетона - полихромия того периода. В городе оставалось много деревянных домов. К концу 60-х годов 20 века стремительно возросло население Тюмени (город стал административным центром огромного нефтегазоносного бассейна). 1960-1970- новый генплан и концепция развития Тюмени. Акцентируется центральная ось- ул. Республики и поперечная ось- ул. Мельникайте.
1977-1981- разработана схема строительства и реконструкции Тюмени (в том числе и реконструкция центра города), размещение объектов обслуживания населения, развитие магистральных путей и автодорог. К концу 80-х годов изменился облик основных городских магистралей - ул. Республики, ул. Ленина, ул. Ямской, ул. Луначарского, ул. Первомайской.
Западная граница города значительно отодвинулась в сторону аэропорта, при въезде в город застройка начинается с частных жилых домов, таунхаусов (современной постройки) и пятиэтажных домов из силикатного кирпича или крупнопанельных пансионатов. Далее появляются застройки 90-х годов чаще всего из кирпича и с облицовкой белой мраморной плиткой. И вырастают современные высотки новых жилых кварталов, имеющие полихромию от нюансных, бежево- коричневых, серых и серых с насыщенными яркими, сигнальными цветами. Такая полихромия присуща более бюджетной застройке (каркасное строительство и т.д.). Функция такого цвета привлекать внимание покупателей, особенно молодого возраста и приезжих. Начало ул. Ямской, в районе мужского монастыря, содержит в своем составе преимущественно историческую деревянную застройку и современную коттеджную застройку из красного и желтого кирпича. Застройка ул. Луначарского обогащается соседством зданий построенных в разное время и в разных стилях: и в стиле модерн, и ордерная архитектура, и культовое здание, современные высотные дома, а так же типовая застройка пятиэтажными домами из силикатного кирпича. Главная магистраль города - ул. Республики, начинается с самого высокого места в городе и имеет несколько панорамных видов. Спокойная панорама вдоль круто изогнутого правобережного обрыва; вид на старую и новую застройки Заречных микрорайонов. Старая застройка - очень пестрая. Новая - достаточно удачно формирующаяся в колористическом отношении. Основной колорит застройки - теплый и приглушенный, приглушенно - разбелённый: красновато - коричневые, охристые оттенки и серые с темно - красными, бордовыми и приглушенно-оранжевыми цветами. Правильное распределение цвета помогает создать визуальные композиционные центры и формирует ансамбли. Так же усиленно застраиваются районы обьездной дороги, ТКАД, многоэтажными каркасными, панельными и кирпичными домами.
От краеведческого музея, с площади «на семи ветрах» открывается вид на стадион и дома и крыши Городища с обильной зеленью по кромке оврагов. Дома района, преимущественно современной коттеджной застройки. Ул. Республики - настоящая «каменная летопись Тюмени. Здесь представлены все строительные этапы развития города, практически все стили и типы тюменских зданий.
Единственным подходом к профессиональному упорядочению полихромии исторических районов может стать осмысление ее как художественной целостности, органично сочетающей в себе напластования различных эпох благодаря локальным закономерностям своего развития [1]. Выявление этих закономерностей, создание на их основе цветовой системы, гибкой и открытой к дальнейшим изменениям, составляет содержание научно - исследовательского и проектного поиска в области колористики старых районов города. Исследование цветовой палитры застройки позволяет сделать вывод, что характерными для основной массы застройки (ткани), были приглушенные и приглушенные разбеленные цвета с включением насыщенных цветов в окраске деталей деревянных зданий (зеленый, синий, белый). Красный цвет применяется крайне редко, в основном он представлен краснокирпичным оттенком. Большое количество зеленых насаждений в летний период создает мощный зеленый фон. В настоящее время количество озеленения снизилось и требует восстановления. Опрос различных слоев населения показал, что основная масса Тюменцев разных возрастных категорий предпочитает сложные приглушенные цветовые гаммы и разбеленные, пастельные цвета. Насыщенный цвет воспринимается как акцент, при большом количестве вызывает раздражение, поэтому насыщенные цвета стоит применять как акценты и ориентиры на общем более «сдержанном» фоне. Учитывая перечисленные факторы, предложенная нами концепция базируется на теплой, разбеленной, разбеленно-приглушенной и приглушенной гамме, более насыщенные цвета используются как средства навигации, а холодные (в малом количестве) насыщенные цвета используются как акценты. Белый в сочетании с яркими и насыщенными цветами, относится к ориентирам. Концепция опирается на проведенные исследования, в том числе природных цветов и материалов региона, народной цветовой культуры, а так же на схему коммуникативной значимости архитектурных объектов.
Концепция общего колористического решения города Тюмени (далее - Концепция) разработана с целью определения главных стратегических направлений развития городской среды с учетом сохранения исторического ядра застройки города, классификации районов по степени значимости и по активности полихромии, повышения безопасности городской среды и повышения информативности среды. Концепция направлена на улучшение внешнего облика и безопасности города и устранение выявленных проблем в полихромии и благоустройстве города, оказание влияния на культурный, духовный уровень горожан, создание уникального образа города.
Обоснование Концепции. Реализация настоящей Концепции поможет улучшить внешний облик города, создать неповторимый архитектурно - художественный образ города, в том числе гармонию цветового решения фасадов. Поможет повысить информативность городской среды, восстановить масштабность и пропорциональность архитектурной среды, сохранить и подчеркнуть ритм, силуэт и взаимодействие объектов культурного наследия.
Принципы построения комплексной системы цветовой среды города:
- выявление функциональных зон на генплане;
- выявление центров социального притяжения, ориентиров, каркаса построенного на центрах и главных дорогах города (магистрали), акцентов;
- создание «переменных» (изменяющаяся цветовая гамма плазмы: рекламы, витрины, вывески, праздничное и сезонное оформление) колористических зон;
- определение времени застройки, основных стилистических направлений в архитектуре;
- учет инсоляции улиц и районов;
В процессе разработки концепции были определены группы цветоносителей и схема колористической организации города.
Группы цветоносителей:
Первая А общественно-деловая;
Вторая Б - промышленная;
Третья В - жилая;
Садовые территории;
Колористическая организация города:
- историческое ядро Центральной части;
- Центральная часть;
- буферные зоны с жилой застройкой 30-60 - х гг. 20 в.;
- маловыразительная застройка 60-90-х гг.:
- районы новостроек (микрорайоны в южной и юго-западной части города: Ожогина, ТЭЦ -2, ул. Широтная; заречные микрорайоны и т.д.) ;
- промышленные зоны;
- рекреационные зоны;
Создание концепции колористики города (каркас, ткань, архитектурные памятники, историческая застройка, гостевые улицы, спальные районы, доминанты);
На основе результатов исследования и формируется концепция колористики города Тюмени:
1 этап: Выявление ключевых социальных центров притяжения (рис. 7а);
2 этап: Определение значимости магистралей на исследуемой территории (рис. 7б);
3 этап: Выявление панорамных видов (рис. 7в);
При создании цветовой палитры городской среды решено воздействовать на невыразительную цветовую среду отдельных районов города использованием двух типов цветовых палитр: общей - преимущественно теплой, пастельной и точечной - достаточно яркой плотной, которые при своем контрастном взаимодействии создали бы новую визуально теплую колористическую среду города (см. прилагаемые цветовые палитры с указанием значений цветов по атласу NCS), отчасти компенсирующую северную специфику города. В этой среде могли бы читаться яркие цветовые акценты отдельных зданий и сооружений, в том числе в качестве элементов городской навигации. Существует настоятельная необходимость реконструкции фасадов и восстановления исторических цветов зданий и других объектов, которые можно было бы ввести в реестр местных памятников архитектуры. Структура колористического поля города строиться на его магистрально-уличной сети, с выявлением в планировочной структуре города каркаса, ткани и плазмы. Каркас (объекты 1-го и 2-го порядка) наиболее активно используемая жителями часть планировочной структуры, которая вносит наибольший вклад в формирование визуального образа города. Ткань (объекты 3-го порядка и рядовая застройка) - преимущественно застройка кварталов, находящихся между магистралями и дорогами местного значения, дворовые, парковые, спортивные и другие территории. Наконец, плазма - изменяющаяся цветовая материя, которая фиксирует дневное и вечернее, а также сезонное состояние архитектурной среды, ее постоянные изменения, связанные с новым строительством, реконструкцией, ремонтом архитектурных, дизайнерских и других материальных объектов городской среды. Поэтому наиболее активная полихромия концентрируется в каркасе и постепенно внедряется в ткань города. Так же есть необходимость контролировать насыщенность и яркость палитры периферийной застройки города, микрорайоны с высотной, плотной застройкой [3].
Итак, полностью влиять на колористику города невозможно и такая задача не ставится. Но, необходимо иметь определенную концепцию, основанную на исследованиях существующей цветовой среды и закрепленную правоустанавливающим документом местных органов управления (с рекомендательным характером), создать цветовой генплан города и придерживаться определенных в нем векторов развития колористики в новой застройке и при реконструкции и реставрации исторических районов. Художественно - эстетическая функция колористического проектирования заключается в формировании гармоничного визуально воспринимаемого пространства района, площади, улицы, двора и в создании запоминающихся городских образов, позитивно влияющих на эмоциональное состояние человека и в повышении информативной функции пространства, и его безопасности.
Литература:
1) А. В. Ефимов Колористика города: учебник для вузов [Текст] / А. В. Ефимов - М.:«Стройиздат»,1990.-272 с.
2) С. П. Заварихин Архитектура Тюмени: учебник для вузов [Текст] / С. П. Заварихин, Б. А. Жученко - М.:«Радуга-Т», 2004. - 295 с.
3) Ефимов А.В., Юстус А.М., Горькова О.А. Колористика в комплексном благоустройстве г. Тюмени // АМIT МАРХИ 2019, №2 (47)
По материалам проекта Колористика г. Тюмени выполненного в рамках проекта «Архитектурный образ региона», реализовывался в ТИУ с 2016-2020 гг.
Рисунки 4, 6, 7, 8, 9, 10 выполнены авторами статьи
#ниикн