Найти в Дзене
Ядвига Мухоморова

"Треугольник" - что же происходит в этом фильме на самом деле? Часть 2. Спутники Джесс

Я согласна с теми обзорщиками "Треугольника", кто считает, что все, показанное в фильме - уже посмертные мытарства души Джесс, следовательно, никаких реальных живых людей здесь нет, а все те персонажи, с которыми Джесс в шортах взаимодействует - это определенные психологические проекции сознания самой девушки, своеобразные актеры, которые лишь играют определенную в роль в этом бесконечном зацикленном спектакле. Джесс мертва, то есть реальная настоящая версия ее - в сарафане, именно она бьет сына и впоследствии лежит на дороге. Джесс в шортах, на которую приходится 90% происходящего на экране - это ее душа, отлетевшая от тела и претерпевающая муки загробного существования.

Сразу оговорюсь, до этой мысли я додумалась не сама, на нее меня натолкнули обзоры (например, тут: https://proza.ru/2019/10/08/454?ysclid=lnq0jdkqaq859640722, https://www.babyblog.ru/community/books/post/3046467#post-comments, https://www.youtube.com/watch?v=RPKdbfvtCKk, https://osmyslah.ru/filma/treugolnik ну и множество других роликов и статей можно найти при желании). Я лишь с этой мыслью соглашусь и немного разовью.

Очень интересен состав компании, которая сопровождает девушку, их пятеро - Грег, владелец яхты, ее как бы бойфренд (ну по крайней мере, все к этому движется), одноклассники Грега семейная пара Салли и Дауни, подруга Салли Хизер, которую та активно "сватает" за Грега, и молодой парнишка Виктор.

Виктор, помощник Грега на яхте
Виктор, помощник Грега на яхте

Именно с Виктором Джесс встречается самым первым на пристани и именно он самым первым погибает на лайнере "Эол" от рук самой Джесс. Виктор - это такой идеализированный образ выросшего сына Джесс Томаса, но сына здорового, нормального умственно и физически. Он самый молодой из всей компании, ему 18 лет, приятели Грега даже иронизируют над ним, говоря: "Ты живешь на яхте с подростком" (ну актер, конечно на 18 лет не выглядит, а выглядит на все 25, ну ладно, примем кинематографическую условность), симпатичный блондин, такой простой, бесхитростный, и в общем-то, как и все остальные персонажи, просто функция, символ чего-то для самой Джесс, это ее проекция-мечта о повзрослевшем сыне. Как Томас в реальной жизни погибает по вине Джесс, так Виктор погибает по ее же вине, мало того, вся цепочка насилия, вал убийств начинаются именно с убийства этого мальчика, и это очень важно.

Нужно обратить внимание на левую руку мальчика
Нужно обратить внимание на левую руку мальчика

В сцене аварии видно, что левая рука мальчика испачкана синей краской, которую его мамаша так и не удосужилась отмыть. На левой руке, на плече Виктора мы видим синюю татуировку в виде трех полос (не смогла найти значение этого символа, но больше похоже на разметку дороги). Такая вот маленькая отсылка к мальчику. Именно его смерть как в реальности, так и в посмертии является толчком ко всем дальнейшим кошмарам.

Семейная пара Салли и Дауни - одноклассники Грега, по всей видимости, достаточно обеспеченные люди, одного круга с Грегом, который, разумеется, тоже достаточно богат, раз у него есть своя яхта. Все они учились в одной школе, и школе наверняка хорошей, элитной, а не какой-нибудь пролетарско-люмпенской, которую заканчивала Джесс. Дауни довольно бесцветный персонаж, это просто некий абстрактный любящий муж, обеспечивающий своей женушке достойное существование. Он очень тепло и нежно относится к Салли, на протяжении фильма между ними царят согласие и полнейшее взаимопонимание, они постоянно друг друга поддерживают, общаются без ругани и скандалов. Даже в начале путешествия, когда он подшучивает над тем, что его супруга взяла вагон шмотья, он делает это очень по-доброму и мягко.

Брутальный, любящий свою жену, хотя более ничем не запоминающийся Дауни
Брутальный, любящий свою жену, хотя более ничем не запоминающийся Дауни

Салли - противоположность Джесс практически во всем. Она бездетна, счастливо замужем, в отличие от Джесс, у которой мужа нет, а возможно, и не было. Либо он был, но сплыл, бросив ее с больным ребенком. Салли богата, ухожена, со вкусом одета.

Салли как образец вкуса и стиля в одежде
Салли как образец вкуса и стиля в одежде

На прогулку она прибывает стильно, даже несколько избыточно изысканно одетой - у нее укороченные брюки, рубашка, трикотажная бледно-розовая кофта, вся одежда наверняка известных брендов и очень дорогая, на руках дорогие часы, бриллиантовые сережки, цепочка с кулоном, браслет, кольца, на голове бандана, на шее платочек. Обута она в очень удобные и крайне подходящие для передвижения по качающейся палубе яхты туфлях на сплошной подошве. Салли - очень элегантно выглядит, в отличие от Джесс, на стороне которой лишь ее смазливость, отличная фигура, молодость (Салли, по-видимому, лет на 5, а то и 10 старше), но на фоне рыжей одноклассницы Грега она, честно скажем, выглядит простовато, как лахудра в шортах, топике и бабушкиной кофте крупной вязки. Да, стиль кэжуал никто не отменял, но в случае Джесс, как мне кажется, это вызвано не сознательным выбором стиля, а вынужденно, и призвано подчеркнуть именно приземленность, приниженность, в том числе и социально-финансовую, Джесс по сравнению с Салли.

Простушка-официантка из придорожной забегаловки
Простушка-официантка из придорожной забегаловки

Салли - это представление замордованной жизнью матери-одиночки, официантки в придорожной кафешке, о том, какой она могла бы быть, не будь у нее всех этих житейских проблем, если бы ей повезло выйти замуж за такого, как Дауни (а не связаться с тем подлецом то ли мужем, то ли просто сожителем, о котором она в гневе выговаривает своему сыну), какой бы она стала, не будь у нее "дебила" (как говорит Салли) сына, в общем, это ее образ идеальный жены.

Салли представляет Грегу свою подругу Хизер
Салли представляет Грегу свою подругу Хизер

Кроме этого, Салли воплощает еще один важный аспект жизни - дружбу. Она поддерживает теплые отношения с Грегом, с которым училась в одном классе, и даже несколько дней они даже были парой. Она пытается помочь ему найти половинку, поэтому знакомит его со своей подругой Хизер (одной из многих подруг). Вообще по отношению ко Грегу она ведет себя почти как сестра, проявляя искреннюю заботу и заинтересованность в его благополучии. Да, она очень неприязненно относится к Джесс, видя, как та, по ее мнению, пытается охмурить Грега (в этом она вообще-то не сильно ошибается), и считает, что эта официантка не пара ее другу. Что ж, сложно осуждать женщину, которая, пусть даже ее никто об этом не просит, но печется о своих друзьях на тот манер, какой считает правильным. Кроме того, и для Хизер она тоже является хорошей подругой, очень переживает, когда та пропадает во время шторма, и уже попав на борт "Эола", пытается ее найти. То есть Салли воплощает еще и нереализованную мечту Джесс о верных друзьях, с которыми она поддерживала бы отношения даже многие годы спустя после окончания школы, так как у самой Джесс и эта часть жизни, скорее всего, отсутствует.

Третья девушка на борту "Треугольника" - Хизер, подруга Салли.

Хизер объясняет Джесс, что кошмарные сны помогают пережить внутренние психологические проблемы
Хизер объясняет Джесс, что кошмарные сны помогают пережить внутренние психологические проблемы

Это симпатичная темноглазая брюнетка. Ее стиль тоже изысканный, но по-другому, такой элегантно-хипповский - на ней хлопковое платье с простым принтом, льняная вязаная шляпка, украшения в этно-стиле, кожаная сумка через плечо. Хизер - "самая спокойная из подруг Салли", как говорит Дауни. Она примерно ровесница Джесс, рассудительная, серьезная, умная. Она прекрасно понимает, зачем ее подруга пригласила на яхту, понимает, что ее пытаются сосватать за Грега, но ее это не сильно интересует, поэтому она честно и не жеманничая, говорит Грегу: "Я не заинтересована", то есть дает ему понять, видимо, почувствовав, что Салли с ее желанием свести их в парочку, перегнула палку, успокаивает мужчину, что никакого вторжения в его личную жизнь и пространство с ее стороны ему бояться не стоит. То есть девушка эта совершенно не кокетлива, не стремится завести интрижку, не флиртует, она действительно, что бы там ни хотела Салли, приехала на яхту просто хорошо провести выходные, совершить замечательную прогулку по морю, расслабиться, попить шампанского безо всяких тайных умыслов. Причем, в отличие от Салли, девушка не испытывает никаких негативных чувств к Джесс, она приветлива с ней, предлагает шампанское, в разговоре с подругой она даже защищает Джесс, в общем, ведет себя действительно разумно, объективно и спокойно, без презрения и снобизма (хотя с Салли они вероятнее всего одного круга). Хизер - образ невесты, незамужней, думающей женщины, не зависящей от симпатий мужчин, образ женщины, которая не делает исключительным смыслом своей жизни только отношения с противоположным полом, это самый, наверное, рефлексирующий и не зависящий от амурных дел женский персонаж.

Что это держит в руках подбежавший на место аварии мужчина?
Что это держит в руках подбежавший на место аварии мужчина?

В сцене после аварии, когда мы наблюдаем за лежащим на асфальте мальчиком, рядом сидит мужчина, который поднимает... Ой, какая знакомая вязаная шляпка, не правда ли? То есть шляпка на Хизер на самом деле принадлежит Джесс. Это подтверждает, что Хизер - это одна из ее ипостасей. Может быть, именно потому, что в Джесс эта творческая, свободная от привязанности к половым партнерам, девушка умерла давным-давно, если и была когда-то в ней, Хизер исчезает по ходу событий самой первой.

То есть на борт "Треугольника" поднимаются три разных типажа женщин, которые являются гранями и частями (в большей или меньшей степени) самой Джесс: блондинка, рыжая и брюнетка.

Рыжая, блондинка, брюнетка
Рыжая, блондинка, брюнетка

Джесс сама блондинка, хотя и крашенная. Безотносительно правдивости и соотнесенности с реальностью, существует расхожее представление о блондинках как о достаточно глупых созданиях. И среди этой троицы Джесс действительно самая, так скажем, нерефлексирующая. Джесс делает все спонтанно и стихийно, ни на секунду не задумываясь о причинах, по которым она попала в эту переделку. Что в посмертии, что в реальной жизни, умение пользоваться мозгом - не самая ее сильная сторона. Она на протяжении всего времени нахождения на "Эоле", даже после того, как увидела десятки трупов Салли, даже после того, как повстречала двойников-тройников их компании, не задалась вопросом: А что же здесь вообще-то происходит? Почему это происходит со мной? По какой причине это все происходит? И к сожалению, для самой Джесс - именно эта блондинистая сторона в ней самая сильная и ведущая.

Салли - это рыжая элегантная, увешанная украшениями и упакованная в модные бренды, беззаботная супруга, воплощение гламура, шика, светской жизни, обеспеченности и комфорта, благополучных приятельских и семейных отношений.

А брюнетка Хизер - часть психики Джесс, воплощающая женщину не в рамках половой функции как любовницу, жену или мать, а скорее просто как самодостаточную, творческую личность, реализующую себя в карьере, искусстве, самовыражении, познании мира. Хизер очень похожа на какую-то художницу, музыканта, писательницу, возможно, путешественницу или что-то в этом же роде. Но эта часть, к сожалению, в ее жизни играет и играла ничтожную роль.