Найти тему
*** Мама Лора ***

Храму " Спас на крови" в Санкт Петербурге 18 октября исполняется 140 лет... История, мифы и легенды

Санкт Петербург - неповторимый, удивительный город, один из прекраснейших мегаполисов мира, не похожий ни на один из других городов, посмотреть на который с радостью приезжают путешественники из разных уголков нашей планеты. Путешествуя по Петербургу, ты будто бы перемещаешься во времени, находясь одновременно и в настоящем и в прошлом. Его знаменитые памятники, дворцы, музеи с уникальными коллекциями, театры, разводные мосты, фонтаны и величественные храмы позволяют прикоснуться к богатой истории нашей страны.
Однако, вспоминая об этом городе, мне лично, на ум приходит один из самых, пожалуй, красивых храмов России - Храм Воскресения Христова на Крови, или, как его ещё называют, Спаса на крови. Расположен он в историческом центре Петербурга, на Набережной канала Грибоедова. Храм потрясает своей монументальностью и величием. Не только по архитектурным, но и по художественным характеристикам Спас на крови является совершенно самобытным. А ещё он просто окутан многочисленными мифами и легендами. Подобного храма нет нигде в мире. «Почему?»,- спросите вы. Сейчас всё расскажу…

Фото автора. Канал *** Мама Лора***
Фото автора. Канал *** Мама Лора***

Начну, пожалуй, с его многострадальной истории…
Строительство Храма Воскресения Христова на Крови началась с трагических событий. 1 марта 1881 года террористы из народовольцев бросили бомбу под ноги царя, оборвав жизнь императора Александра II. Уже на следующий день наследники, в память о нём, решили установить на месте его гибели часовню, которая, по проекту Леонтия Бенуа была построена уже к апрелю этого же года. Там она простояла до весны 1883 года. Однако, вскоре, Александр III заявил, что было бы желательно построить храм, а не часовню. Был объявлен конкурс на лучший проект храма, в котором участвовало довольно много маститых архитекторов. Император одобрил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия. 18 октября 1883 года состоялась торжественная закладка нового храма. Строился он долго. Чтобы его построить, даже подвинули канал Грибоедова. Так как по проекту, точное место гибели императора должно было находиться на территории храма. А такое расположение было возможно лишь при изменении русла канала.

Портрет Александра II работы Е.И.Ботмана. Фото с сайта rusmuseumvrm.ru
Портрет Александра II работы Е.И.Ботмана. Фото с сайта rusmuseumvrm.ru

Первая панихида по Александру II состоялась только в 25-ю годовщину смертельного покушения. Храм, и к тому времени ещё не был достроен. Собор Воскресения Христова находился полностью на государственном содержании, однако пускали туда только по пропускам. Его посетителями, в основном, были члены императорской семьи и их приближенные. После революции 1917 года храм открыли для всех прихожан, но вот, выделение средств от государства прекратилось.
В годы революции живописные иконы и оклады, украшенные драгоценными каменьями и золотом были утрачены безвозвратно. Сейчас на их месте висят исторические фото тех икон, которые там когда-то были. А вот мозаичные иконы сохранились…

За дальнейшую историю нашей страны храм еще не раз подвергался тяжелым испытаниям и множество раз был на грани уничтожения. В 1930 году выходит постановление о закрытии Спаса. А в следующем году – о его разрушении. При этом, было указано, что он вовсе не имеет никакой архитектурной ценности. Однако, храм спасло то, что сроки разборки в этом документе не оговаривались. Вновь решение о сносе Спаса на Крови было принято в 1938 году. Его планировали разобрать, а фрагменты убранства передать в музеи, редкие же минералы пустить на другое строительство. В 1941 году уже начались подготовительные работы по его демонтажу, но тут началась Великая Отечественная... В годы блокады Ленинграда в Спас на Крови свозили тела погибших горожан. Здесь было ни что иное, как районный морг. Когда блокаду, наконец, прорвали, а тела захоронили, то до конца войны здание Спаса на Крови решили приспособить под хранилище картофеля. Жители города даже называли его «Спасом на картошке».
А после Великой Отечественной здесь размещался склад декораций Малого оперного театра. Однажды случился пожар, декорации загорелись, тем самым нанеся храму и уникальной мозаике значительный ущерб.
Вопрос о сносе храма вставал и в 56 году, когда город активно перестраивался. А дело было в том, что Спас мешал плану строительства новых дорог северной столицы. Выходило дешевле полностью снести храм, чем прокладывать новую, обходную дорогу. Но в этот раз уникальный храм отстояли историки, архитекторы и искусствоведы. За его сохранение выступили и руководители сразу нескольких ленинградских музеев. В 1961 году в центральном куполе храма, во время реставрации был случайно обнаружен немецкий фугасный снаряд, весивший около ста пятидесяти килограммов. Он застрял в перекрытиях и пролежал там восемнадцать лет никем не замеченный. Была проведена поистине уникальная операция, которая потребовала от её участников не только мастерства, но и огромного самообладания. Снаряд был извлечён и уничтожен. А по городу пошли слухи, что храм заговорен и его невозможно разрушить.
В 1968 году Спас на Крови был взят под охрану государства. Началась реставрация. В течение многих лет он был обнесен строительными лесами. О которых упоминается и в песне и Александра Розенбаума:
«…Хочу хранить историю страны своей,
Хочу открыть Михайлов замок для людей.
Хочу придать домам знакомый с детства вид,
Мечтаю снять леса со Спаса на Крови…»
Ленинградцы даже частенько злословили, что эти леса будут стоять, пока стоит советская власть. Их убрали летом 1991 года, а вскоре Советский Союз действительно прекратил свое существование.
А если серьезно, леса на Спасе периодически появляются и до сих пор. В этом, 2023 году, храм стоит снова в лесах…

Фото 2023 года. Леса на месте)))
Фото 2023 года. Леса на месте)))

Вообще, с Храмом Воскресения Христова на Крови связано немало чудесных совпадений. Например, в двадцатые годы, чтобы спасти святыню - кресты храма от переплавки, их тайно сняли и спрятали, утопив на дно канала Грибоедова. Через много лет, когда храм начали реставрировать, отыскать кресты никак не удавалось. Случайный прохожий, услышав разговор специалистов, подошел к ним и посоветовал поискать кресты в канале. Реставраторы, к всеобщему удивлению, нашли их именно там! Ещё одна легенда, пожалуй, самая известная. Ходили слухи, что если смотреть не отрывая взгляда на одну икону из этого храма, то можно увидеть на ней даты важных событий нашей истории. Вроде бы, она предупреждала и об Октябрьской революции, и о Великой Отечественной, и об уходе самого Сталина. А хранится она где-то на чердаке храма Спаса на Крови. Однако, самой этой чудесной иконы из ныне живущих никто не видел.
Когда основные реставрационные работы Спаса были завершены, он открылся для посетителей. Произошло это событие лишь спустя 90 лет со дня его первого освящения – 19 августа 1997 года.
В 2004-м году, после 70 лет мытарств, в соборе Воскресения Христова была отслужена первая за эти годы, литургия. А в 2014-м Спасе на Крови открылся приход. Службы здесь сейчас совершаются по выходным. А в остальные дни он полон туристов…
Внешняя отделка Спаса не похожа ни на один другой храм. В его декоре использован кирпич, мрамор, мозаика, гранит, разноцветная эмаль и позолоченная медь. Здание увенчано девятью главами, которые покрыты яркими эмалированными медными пластинами и позолотой. На 81 метр в высоту возносится над землёй центральный купол, как памятование года гибели Александра II – 1881. Другой купол высотой в 63 мeтра. Именно столько лет было убиенному государю. Богато украшенный крест на колокольне Спаса венчает маленькая позолоченная корона, как символ царской власти. Поражают и его размеры. Внутри собора могут находиться одновременно до 1600 человек. В западной части храма, над местом смертельного ранения императора устроена Сень. Под ней сохранили часть мостовой и ограждение набережной канала, которые были обагрёны кровью Царя. Колокольня с большим золотым куполом находится прямо над Сенью.

Сень над местом гибели императора Александра II
Сень над местом гибели императора Александра II

Внутри храм выглядит словно волшебная сказочная шкатулка. Великолепие и богатство его отделки поражает уже при входе в храм. Пол и стены украшают огромное количество оттенков и фактур разных пород итальянского и российского мрамора. Неповторимость ему придаёт и оригинальный рисунок уральской яшмы, удивительной красоты порфира, серпентинита и родонита.
С первых шагов по храму появляется такое ощущение, что вы находитесь не просто в храме, но и в удивительном музее камня. Его изюминкой можно назвать и то, что Спас на крови практически полностью отделан мозаичными панно. Их площадь - 7065 квадратных метров, а созданы они талантливейшими отечественными мастерами. Эскизы для икон и библейских сюжетов были созданы великими живописцами Виктором Васнецовым, Михаилом Нестеровым, Андреем Рябушкиным, Василием Беляевым, Николаем Харламовым под руководством архитектора Альфреда Парланда. А вообще, над созданием этой мозаики работали более 30 художников. При её создании использован «венецианский» способ набора. Живописный оригинал переводили на плотную бумагу в зеркальном отображении. Рисунок делили на части, и на каждую часть наклеивали кусочки смальты лицевой стороной вниз. Когда мозаика была готова, её окружали рамой и заливали цементным раствором. А уже после готовые мозаичные блоки крепились к стене, швы между ними заполнялись мастикой, по которой композиция затем уже «добиралась» прямым способом.

Такой способ отделки позволял пережить храму все невзгоды, а их на протяжении его долгой истории, как вы уже поняли, было немало…
Спас на Крови – один из самых красивых и великолепных соборов не только Санкт Петербурга, но и всей России…