Найти в Дзене
Вижу красоту

#СИЛАВПАМЯТИ: Сервизы Михаила Тараева

Друзья, делюсь с вами статьёй о Михаиле Тараеве из ноябрьского номера журнала «Декоративное искусство СССР» за 1980 год – прежде всего из-за имеющихся подписей к иллюстрациям. Художник реализовывал свои проекты на разных заводах и сегодня зачастую возникает путаница в атрибуции. Статья снимает часть вопросов. Взгляните!

Никита Воронов. Грани творчества Тараева // Декоративное искусство СССР, 1980. – № 11 (276). – С. 14–15.

Пожалуй, это была первая в Москве персональная выставка, на которой автор, наряду с керамикой, фарфором и витражами, показал около сорока работ маслом. Действительно: разнообразие, многопрофильность таланта – одна из наиболее впечатляющих особенностей творческой натуры Михаила Тараева.

Михаил Тараев. Чайный сервиз «Праздничный». Вербилки. Фарфор.
Михаил Тараев. Чайный сервиз «Праздничный». Вербилки. Фарфор.

Выставка, приуроченная к его 60-летию, раскрыла его многогранную одарённость: сервизы из фаянса и фарфора, металлические люстры, бра и решётки, пейзажи маслом, витражи из стекла и металла, панно, в которых чеканный алюминий сочетается с фаянсом, фонтаны с бетонной скульптурой, торжественные фарфоровые вазы, повседневная керамическая посуда, керамическая скульптура малых форм...

Разнообразие – это, пожалуй, определяющая и наиболее яркая черта его таланта. И важно подчеркнуть, что эта черта проявляется не только в приверженности к различным материалам и разным видам изделий. Она – и в тематике его работ. Тараев – художник актуальной темы.

Михаил Тараев. Люстра в интерьере театра в Орле. Полированная латунь
Михаил Тараев. Люстра в интерьере театра в Орле. Полированная латунь

Гражданственная направленность звучит во многих его произведениях, будь то декоративная ваза «Советский Союз», витражи, посвящённые В. И. Ленину, орденоносному комсомолу, монументальные панно «Мы строим БАМ» или же более скромные фаянсовые сервизы в честь новостроек Москвы. Важные события, переживаемые страной, или же славные даты её истории всегда находят своё отражение в его памятных сервизах, вазах, витражах, посвящённых походам Первой Конной, запуску спутника, различным юбилейным датам.

Михаил Тараев. Витраж «Русский лес». Металл, стекло.
Михаил Тараев. Витраж «Русский лес». Металл, стекло.

Но это лишь одна из граней его творчества. А наряду с этим на выставке зрители особенно ясно почувствовали и другую – лирическую, интимную, человечную сторону его дарования. Она особенно сильно проявилась в его пейзажах, тонко и с большой нежностью передающих настроение природы; в его фарфоровых сервизах, посвящённых прилёту снегирей, деревенскому лету; в витражах, воспроизводящих красоту берёзового леса, трепетное цветение миндальных деревьев, луговые цветы... Даже размер его живописных полотен какой-то очень интимный, человеческий, предназначенный не для парадных залов, а для жилых комнат, куда они вносят краски ранней весны, пробуждающейся природы, летнего вечера. А в своём панно «Мы строим БАМ» художник сумел органически сочетать пафос молодёжной стройки, картины волнующих перспектив технического развития преобразуемого края с проникновенной передачей состояния нетронутой природы, с лирическими и суровыми пейзажами Забайкалья.

Михаил Тараев. Чайный сервиз «Русский сувенир». 1975. Вербилки. Фарфор.
Михаил Тараев. Чайный сервиз «Русский сувенир». 1975. Вербилки. Фарфор.

И ещё одна черта таланта художника, развитием которой он, по-видимому, обязан своему «прикладному» образованию. Тараев – умелый орнаменталист. Искусство орнамента – одно из древнейших и почётных в истории художественного освоения мира. Кажущееся относительно простым, оно, тем не менее, далеко не всегда поддаётся воле художника. Тараев, однако, сумел мастерски овладеть принципами орнаментального искусства. Он интересно «орнаментизирует» формы реальных предметов – стоит вспомнить хотя бы бортовые рисунки тарелок и блюд его сервиза, посвященного новостройкам Москвы, или фриз вазы «50 лет ВЛКСМ».

Михаил Тараев. Чайный сервиз «Русский сувенир». 1975. Вербилки. Фарфор. Вологодская областная картинная галерея / 1208-П. Госкаталог: 27508413.
Михаил Тараев. Чайный сервиз «Русский сувенир». 1975. Вербилки. Фарфор. Вологодская областная картинная галерея / 1208-П. Госкаталог: 27508413.

Даже изображения деревьев на некоторых его пейзажах иногда кажутся своеобразным орнаментом, составленным из стволов и веток. Дар компоновки орнамента, умение превратить реальный предмет в неотъемлемую часть декоративно-орнаментального целого – счастливый дар, особенно редкий в наше время.

И все же основное амплуа Тараева – это сервизы. Здесь он сумел найти свой художественный метод, придающий каждому его комплекту чайной или столовой посуды ёмкий и запоминающийся образ, причём эта образная сторона не противоречит утилитарности предметов и не мешает удобству обращения с ними.

Сервизы Тараева – это всегда одухотворённые, человечные вещи, приносящие в интерьер то ласковое дыхание ранней весны («Снегири»), то воспоминание об исторических победах древнерусских воинов («Витязь»), то просто хорошее, радостное настроение.

Михаил Тараев. Чайный сервиз «Витязь». 1970. Дулёво. Фарфор
Михаил Тараев. Чайный сервиз «Витязь». 1970. Дулёво. Фарфор

К сожалению, большинство из них не выпускается массовыми тиражами, но как уникальные образцы они служат тому, чтобы показать, как можно образность и выразительность предметов сочетать с утилитарностью, сохраняя и развивая традиции русского декоративного искусства. Эти сервизы помогают формированию стиля нашего сегодняшнего быта и прикладного искусства. В этом их значение и в этом – смысл многих других декоративных произведений народного художника РСФСР Михаила Михайловича Тараева.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив