Всем привет! Хотелось бы более конкретно разобраться с ЕГР и его глушением. Что вообще такое ЕГР, зачем нужен и к каким побочным эффектам приводит его работа, ну и к чему приводит глушение ЕГР?
Есть положительные и отрицательные стороны этого вопроса, в двигатель через впускной коллектор подается воздух, в цилиндрах он перемешивается с топливом, после чего сгорает и образовавшиеся продукты горения то есть дым улетают в выпускной коллектор, а затем в глушитель. Проблема в том, что в составе выхлопа есть не полезные вещества, в том числе оксиды азота, постоянно ужесточаемые экологические нормы потребовали снизить их концентрацию. Известно, что для образования оксидов азота нужно много кислорода и высокая температура. Из этого следует, что нужно уменьшить концентрацию кислорода и снизить температуру в цилиндре.
Автопроизводители у которых налажено производство на конвейере моторов ( перестраивать его полностью не так дёшево) пришли к тому, что если добавить во впуск немного выхлопа, результат будет достигнут. И изобрели устройство, которое прикрутили к готовому мотору. Назвали его система рециркуляции выхлопных газов или ЕГР. Суть работы ЕГР в уменьшении количества кислорода и главное, это снижение температуры в цилиндрах, чтобы снизить тем самым выбросы вредных оксидов азота до нормы, цель достигнута!
Для дозировки количества выпускных газов подаваемых во впуск в систему ЕГР внедрили клапан, умеющий открываться и закрываться или открываться частично, в современных автомобилях он управляется «мозгами». Выхлопные газы имеют высокую температуру, а значит, чем теплее газ тем меньше его поступит в тот же объем, то есть ухудшается наполняемость цилиндров. Эту проблему решили теплообменником через который течет охлаждающая жидкость двигателя. Проходя через теплообменник выхлоп остывает, а антифриз наоборот нагревается, что приводит к более быстрому прогреву зимой, а значит снижению расхода топлива и увеличению ресурса двигателя.
В дизельном двигателе впрыск топлива производится на такте сжатия когда поршень идет вверх, чем позже впрыск тем мягче работает мотор и тем меньше он жрет, но в то же время тем выше в цилиндрах поднимаются температуры и просто так сдвигать впрыск не получится. А поскольку система ЕГР температуру снизила, то стало возможным сделать впрыск более поздним, без риска перегрева и возникновения локальных перегревов в цилиндрах двигателя.
ЕГР заглушили дыма стало меньше! Делается это путем установки заглушек на впускном и выпускном коллекторах. В современных машинах к тому же приходится перепрошивать мозги, чтобы не пришел злой check engine и возможно не случилась некорректная работа двигателя. После чего движение газов происходит так будто никакого ЕГР нет. Теперь сажа, которая от выхлопа прилетала в цилиндры вместе с чистым воздухом, не попадает в пару трения поршень и цилиндр чем увеличивает его ресурс, а так же нет большого количества отложений во впускном коллекторе которые ещё и летели в мотор убивая его. Вывод в общем-то понятный, отказ от ЕГР и глушение этой системы никакого вреда не приносит, ну кроме экологии.
Но как на самом деле все обстоит? К чему приводит глушение ЕГР? Конечно сажи во впуск полетит меньше, но если посмотреть на выхлоп на выходе то мы увидим, что никаких наростов там нет, потому что наросты образует не выхлоп сам по себе, а смесь горячего выхлопа с парами масла. Тогда возникает следующий вопрос: - откуда масло во впускном тракте? Основных поставщиков два: это система вентиляции картера и турбина. Но пока мотор исправен, всё с этим обстоит нормально. То и другое сильно много масла в мотор не гонит. Но по мере износа цилиндропоршневой группы давление в картере возрастает, система вентиляции картера перестает справляться с отсечением паров масла и они успешно летят во впуск. Где всю вот эту вот бяку вместе с выхлопом и образует. Примерно то же самое относится и к турбине. По мере износа она все больше поставляет масло во впускной тракт двигателя. Отсюда делаем вывод, что в исправном двигателе масло во впуске мало, а потому сильные наросты не образуются и достаточно иногда в целях профилактики чистить впускной тракт и ЕГР.
В случае же повышенного износа цилиндропоршневой группы, очевидно глушение ЕГР поставки масла в двигатель не прекратит и оно успешно будет лететь в цилиндры, там гореть, образовывать нагар на поршнях, на клапанах и везде где сможет. Когда мы глушим ЕГР температура в цилиндрах повышается, возможно до неразумных значений, так как впрыск настроен на более мягкую работу двигателя и подаётся позже. Из-за чего могут возникнуть локальные перегревы в камере сгорания, которые могут привести к тому что ГБЦ «поведёт».
На выхлопной системе с установленными сажевыми фильтрами, регенерация этих фильтров из-за заглушенной системы ЕГР включается чаще, а если это происходит на холостом ходу, так же на скорости до 40 км/ч или до 2000 оборотов при постоянной городской езде, «солярка» обязательно попадёт в поддон. Дело в том, что при прожиге сажевых фильтров осуществляется впрыск избыточных порций топлива, которые должны догорать в сажевом фильтре. На практике же дизельное топливо по стенкам цилиндров через компрессионные кольца просачивается в поддон, разжижая тем самым масло, что может привести к повышенному износу коренных и шатунных подшипников, а так же турбины.
В автомобилях с установленной системой AdBlue, увеличивается её расход. Связано это с тем, что датчик перед катализатором из-за опять же заглушенного ЕГР, определяет большее количество оксидов азота. AdBlue представляет собой жидкость-реагент, которая состоит из двух компонентов: это деминерализованная вода, которая занимает примерно 67% и 33% составляет высокоочищенная мочевина. Благодаря высокой температуре газов, мочевина мгновенно распадается на аммиак и изоциановую кислоту. Затем они направляются в катализатор автомобиля. Полученный аммиак позволяет разделить вредные оксиды азота на азот и водяной пар. В результате распада изоциановой кислоты также образуется углекислый газ.
В итоге заглушив ЕГР на современном моторе, можно получить кучу проблем, но зато избежать профилактической чистки ЕГР раз в сто тысяч примерно.
Конкретно на моём моторе система ЕГР управляется вакуумной системой, сажевый фильтр тогда ещё в далёком 2002 году не устанавливался заводом, но отключил я его в связи с тем, что вышел из строя сам клапан из-за этого выхлопные газы не дозировались на разных режимах работы двигателя. А с наступлением холодов появилось желание восстановить работу данной системы.
А как вы относитесь к глушению системы ЕГР?