Найти в Дзене
Басни Крылова

Читаем басни Крылова. "Чиж и Ёж"

Зайдем в летнюю березовую рощу. Мы встретим там героев следующей басни: робкого Чижа, громких соловьев, насмешливого Ежа, наблюдающего за птичьим царством. Перед нами бася "Чиж и Еж". Она очень коротенькая, действие в ней длится от зари до восхода солнца. В уединении, ни перед кем не хвастаясь, Чиж чирикал от души, приветствуя новый день. Он пел, потому что пелось, не ради похвалы. Вот в блеске и во славе всей
Феб лучезарный из морей
Поднялся. И в сретенье (навстречу) ему
Хор громких соловьев в густых лесах раздался.
Мой Чиж замолк. "Ты что ж, —
Спросил его с насмешкой Еж, —
Приятель, не поешь?" Бедный Чиж сквозь слезы ответил, что не обладает таким голосом, чтобы достойно прославлять Феба, а слабеньким чириканьем он не смеет прославлять великое божество. Что Феб — это само солнце, вы, конечно, поняли. Вот и вся басня! "А где же мораль и чему она учит?" — скажете вы. В морали поэт говорит о самом себе: Так я крушуся (сокрушаюсь) и жалею,
Что лиры Пиндара мне не дано в удел:
Я б Алекс

Зайдем в летнюю березовую рощу. Мы встретим там героев следующей басни: робкого Чижа, громких соловьев, насмешливого Ежа, наблюдающего за птичьим царством. Перед нами бася "Чиж и Еж". Она очень коротенькая, действие в ней длится от зари до восхода солнца.

В уединении, ни перед кем не хвастаясь, Чиж чирикал от души, приветствуя новый день. Он пел, потому что пелось, не ради похвалы.

Вот в блеске и во славе всей
Феб лучезарный из морей
Поднялся.

И в сретенье (навстречу) ему
Хор громких соловьев в густых лесах раздался.
Мой Чиж замолк. "Ты что ж, —
Спросил его с насмешкой Еж, —
Приятель, не поешь?"

Бедный Чиж сквозь слезы ответил, что не обладает таким голосом, чтобы достойно прославлять Феба, а слабеньким чириканьем он не смеет прославлять великое божество. Что Феб — это само солнце, вы, конечно, поняли. Вот и вся басня! "А где же мораль и чему она учит?" — скажете вы.

В морали поэт говорит о самом себе:

Так я крушуся (сокрушаюсь) и жалею,
Что лиры Пиндара мне не дано в удел:
Я б Александра пел.

Пиндар — это древнегреческий поэт, сочинявший хвалебные торжественные гимны в честь богов и героев. Талант же Ивана Андреевича лежит в другой плоскости, и он, как и Чижик, не залезает на чужую территорию.

А чем же Александр (император Александр I Павлович) заслужил хвалебные оды? Судя по большим иллюстрациям на четырех разворотах к этой басне, это взятие Парижа в 1813 году.

Капитуляция Парижа. Неизвестный художник
Капитуляция Парижа. Неизвестный художник

Два великолепных портрета императора: один во весь рост художника Доу, второй, погрудный С.С. Щукина.

Император Александр I Павлович. Художник Щукин С.С.
Император Александр I Павлович. Художник Щукин С.С.

Очень интересна маленькая иллюстрация на полях художника начала 20 в. Г.И. Нарбута из издания И.Н. Кнебеля. Торжественная колонна, увитая цветами, на которой угадывается надпись "Слава освободителю", а возле нее две человеческие фигуры: одна, похожая на Крылова с головой Чижа, а другая не знаю чья, с головой Ежа.

-4

Кроме того, две картины неизвестных художников: "Капитуляция Парижа" и "Вступление русских в Париж". Вот такие роскошные картины к каким-то "Чижу и Ежу".