Найти тему

Имплицитная память

Долгосрочная память: имплицитная память

Одна из классификаций долгосрочной памяти человека - это подразделение долгосрочной памяти на на имплицитную и эксплицитную.

Имплицитная память — это бессознательное запоминание, в том числе, формирование навыков (например, езда на велосипеде). Подразумевает запоминание и последующее воспроизведение какого-либо материала или действия/навыка без осознания самого факта его запоминания и воспроизведения. Еще данный вид памяти иногда называют "мышечной памятью".

Эксплицитная память - это сознательное запоминание фактов и событий (например, запомнить дату Бородинского сражения или выучить теорему Пифагора). Данная память требует осознанных усилий и может требовать повторения материала. Краткое описание эксплицитной памяти можно найти здесь.

Короткое описание разницы между имплицитной памятью и эксплицитной памятью можно найти здесь.

Виды имплицитной памяти

Принято выделять следующие основные виды имплицитной памяти:

Процедурная память
Процедурная память — это часть имплицитной памяти, которая отвечает за знание того, как выполнять определенный тип действий, например чтение, завязывание шнурков, езда на велосипеде, и т.п.. Процедурные воспоминания автоматически извлекаются для выполнения процедур, связанных как с когнитивными, так и с двигательными навыками. Это позволяет выполнять задачи без необходимости сознательного контроля или внимания.


Прайминг
Прайминг (от англ.
to prime — инструктировать заранее, натаскивать, давать установку и т.п.). — это бессознательная форма имплицитной памяти человека, связанная с перцептивной идентификацией слов и объектов. А именно, термин прайминг описывает психологический феномен, при котором прошлый опыт меняет нашу реакцию на событие в настоящем. Такое изменение обычно отражается на точности или времени обработки реакции на внешние стимулы (включает в себя такие действия, как идентификация, классификация или обнаружение предмета). К эффектам прайминга относят изменение скорости или точности решения задачи (перцептивной, мыслительной или мнемической) после предъявления информации, связанной с содержанием или с контекстом этой задачи, но не соотносящейся прямо с ее целью и требованиями, а также повышение вероятности спонтанного воспроизведения этой информации в подходящих условиях. Например, если кто-то сталкивается со словом «мышь», его последующая реакция на слово «кот» будет быстрее, чем на слово «воздушный шар», из-за ассоциации между словами «кошка» и «мышь».

Так, Г.В. Лейбниц отмечал, что в любой момент времени на человека воздействует множество разнообразных стимулов, не достигающих сознания, однако совершаемый человеком выбор направления действия во многом опирается именно на эти неосознаваемые следы внешних воздействий. Поскольку прайминг, вне зависимости от намерений человека, может повлиять на решение задачи как положительно, так и отрицательно, этот феномен традиционно относится к классу непроизвольных и неосознаваемых влияний на решение задач.


Классическое обусловливание (classical conditioning)

Классическое обуславливание - вид имплицитной памяти, когда два несвязанных стимула (один нейтральный и один биологический (безусловный стимул)) соединяются в пару, чтобы вызвать новую реакцию на нейтральный стимул.

Лучшим примером классического обусловливания является «собака Павлова».
Так, во время исследования пищеварения у собак Иван Павлов заметил, что собаки начинали пускать слюни в присутствии сотрудника, который обычно их кормил, даже если у него не было еды, которую можно было бы дать собакам. Павлов исследовал это наблюдение и провел эксперимент, в котором звонил в колокольчик каждый раз, когда кормил собак. В конце концов, одного только звука колокольчика оказалось достаточно, чтобы у собак потекла слюна; их приучили ассоциировать звук колокольчика с едой.

Ассоциативная/неассоциативная память

Другой способ классификации имплицитной памяти — на ассоциативную и неассоциативную виды памяти. Неассоциативное обучение — это когда поведение меняется в отсутствие какого-либо идентифицируемого стимула. В этом отличие от ассоциативного обучения, такого как классическое обусловливание, когда мы бессознательно узнаем, что два стимула связаны друг с другом, и реагируем соответствующим образом.

Два наиболее описанных типа неассоциативного обучения — это привыкание и сенсибилизация:

Привыкание – это когда у человека снижается реакция на раздражитель после повторного воздействия этого раздражителя. Например, представьте, что вы переезжаете в новый дом, а за окном на улице очень шумно от машин. Поначалу вам будет сложно уснуть из-за звуков, и это может вас раздражать. Через некоторое время вы перестаете замечать звуки. Это имеет клиническое значение, поскольку имеет потенциальную ценность при лечении фобий и других психических расстройств.

Сенсибилизация является противоположностью привыкания. При сенсибилизации усиление воздействия раздражителя усиливает реакцию. Это часто происходит после травматических событий, у переживших насилие, а также у людей, страдающих птср или тревожными расстройствами. Например, внезапные резкие громкие звуки могут вызвать у людей нервозность или страх.