9 сентября в Кремле, на совещании по вопросам социально-экономического развития Смоленской области, с президентом России Владимиром Путиным, еще тогда врио губернатора области Василий Анохин, в числе многих важных тем, поднял вопрос и будущего смоленской крепостной стены.
Readovka67 уже не раз писала о заметных провалах в этом направлении со стороны Министерства культуры РФ и молодого федерального музея «Смоленская крепость» под руководством небезызвестного Сергея Пиляка.
Смоленская крепостная стена – самая протяженная крепость в России и одна из самых больших в Мире, и этот памятник архитектуры и оборонного зодчества, сегодня находится в плачевном состоянии. Туристы и жители города не могут официально подняться ни на одно из прясел крепости.
Молодой управленец вместо того, чтобы прислушиваться к конструктивной критике и возрождать крепость, создавая из нее яркий туристический объект, стал возить сомнительные планшетные выставки в Париж и другие страны СНГ, составляющие оппозицию России на фоне СВО.
В тоже время даже тяжелые на подъем смоляне активно работали на «Днях крепости» – субботниках, для всех желающих, по уборке территории у главной достопримечательности города.
Сергей Александрович же, не сумевший внятно продемонстрировать свои таланты на лоне профессионального музейного дела, показал их в кадровых баталиях – он подверг травле за активную гражданскую позицию своего заместителя – известного смоленского активиста и председателя регионального отделения РВИО в Смоленской области – Дмитрия Самохвалова. Последний, не выдержав ежедневных упреков и дискриминации, написал заявление об уходе из музея.
Итак, на сегодняшний день крупный федеральный музей может предложить туристам посещение только одной башни Маховой и то, лишь «по сеансам» и без выхода на прясла!
На этом фоне особенной болью для смолян отзываются визиты в другие регионы, в которых за состоянием подобных памятников следят действительно добросовестно. Например, Новгородский кремль – настоящий повод для смоленских слез, после его посещения надолго сохраняется досадный осадок. Крепость, которая старше нашей на без малого полтораста лет, ухожена, доступна, популярна и приносит море удовольствия во время прогулок вокруг нее. И пока Новгородский кремль создает очереди у своих ворот, мы «гордимся» двумя собранными экскурсиями на 30 человек в день.
Такая ситуация могла продолжаться еще долго, судя по темпам музеефикации смоленской крепости под руководством Минкультуры РФ. Сама музеефикация состояла в банальной передаче башен, которые областной краеведческий музей и клубы исторической реконструкции приспособили для музейной деятельности, в состав нового федерального музея.
Однако вопрос о ненормальности в деле приспособления смоленской стены под туристический кластер на совещании с Владимиром Путиным поднял новый губернатор Смоленской области Василий Анохин. Он попросил выделить серьезную сумму на реставрацию памятника культурного наследия, обозначив при этом весьма грандиозную задачу. Сказал, что после реставрации крепости «чтобы больше не приводить ее в такое состояние, мы ее заберем, будем приспосабливать и уже поддерживать самостоятельно…».
Эта новость произвела среди смолян фурор – в восторге были все: жители, туристы, экскурсоводы, музейщики, краеведы. Долгое время местные жители мечтали сами, как в былые времена, принимать участие в судьбе исторической «святыни».
Расположение в башнях именно областных учреждений позволит все зарабатываемые ими деньги пускать на развитие самой крепостной стены и прилегающей территории.
Впервые за долгие десятилетия у многострадальной смоленской крепостной стены появилась возможность стать действительно крупнейшим музейным центром региона.
Еще раз подчеркнем, что несмотря на то, что когда-то сотни миллионов рублей были выделены на реставрацию памятника и его музеефикацию Министерство культуры РФ в связке с Пиляком не смогли показать какой-либо положительный результат.
Очень показателен неловкий момент, возникший, когда Президент спросил министра культуры Ольгу Любимову – «Зачем забирали?» – имея в виду передачу крепости из Росимущества в АУПИК и передачу части стены в музей «Смоленская крепость». Ольга Борисовна, не смотря на свой недавний визит в наш город, в том числе по вопросу «успехов» нового музея, так и не смогла найти слов, честно описывающих последние «достижения» своих подчиненных. Предпочла доложить о суммах выделенных средств на реставрацию.
Возникает вопрос – а чем тогда планировали порадовать смолян в Министерстве культуры РФ и музее «Смоленская крепость», в честь празднования 1160-летия первого упоминания Смоленска и 80-летий освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков? Получается, что к такой знаковой дате никаких успехов достичь не удалось? : это ли не наглядное отношение Минкультуры РФ к смолянам?
И как же быть с малоуспешной федеральной организацией под руководством Сергея Пиляка? Ряд собеседников Readovka67 сходятся во мнении, что положение Сергея Александровича сродни «хромой утки»: музей под его руководством может быть реорганизован или оптимизирован Министерством культуры РФ, а сам он может покинуть смоленскую землю.
«Судьба музея и директора подвешена на волоске, я бы не осмелился в данный момент обсуждать с ними проекты даже на краткосрочную перспективу», – резюмировал один из собеседников.
Таким образом, у смолян появился реальный шанс на то, что главная туристическая достопримечательность смоленская крепостная стена уже в ближайшее время займет достойное место в деле развития потенциала Смоленщины. Это настоящий долгожданный подарок к 1160-летнему юбилею Смоленщины.