Найти тему

Вампир больше не страшен!

Оглавление

Подошло к концу моё изучение вампиров в англо-американской литературе. И чтобы перейти к знакомству с этим завораживающим образом в фильмах, я проанализировала за счет чего эволюционировал вампир в ней.

Термин «вампир»

Ознакомившись с литературными источниками, а именно со словарями разных стран и первыми записями о вампирах, я узнала об истории происхождения этого термина. Изначально он использовался для обозначения злого духа, демона, вселившегося в умершего человека и одержимого жаждой крови. Причиной для этого был страх человечества перед непознанным и неизученным. Странную жажду крови или внешние отклонения в облике проще было списать на происки дьявола, а человека объявить изгоем, навсегда исключив его из общества.

Сравнение и эволюция образов

Продолжая читать романы, повести и мифы, я заметила, что со временем образ вампира претерпевал множество изменений и развивался в разных направлениях. Вампир мог быть изображен не только жестоким и безжалостным убийцей, который лишен человеческих эмоций (как это было в старинных легендах), но и таинственным и притягательным персонажем, обладающим глубокими чувствами и внутренними переживаниями (в литературе 20-21 вв.).

Морбиус
Морбиус

Со временем образ вампира становился все более реалистичным, физически и эмоционально близким к обычному человеку. Причиной для этого, возможно, стали исследования медиков о порфирии (вампиризме), доказавшие, что при определенных условиях любой человек может превратиться в нечто, напоминающее по описанию легендарного древнего монстра. Поэтому, литераторы стали «натурализировать» чудовище, предавая ему все больше человеческих черт. Например, в романе Стефани Майер «Сумерки» вампиры описываются как создания, которым присущи эмоции и такие положительные качества личности, как любовь, сопереживание и преданность.

Джаспер и Эллис
Джаспер и Эллис

Как относилось общество к вампирам?

Изменения в людском понимании сущности вампиров и отношении к ним было также тесно связано с периодом времени, в котором о них (вампирах) рассказывали миру. Причинами изменений в образе монстра служили и вероисповедания народа, и мировые войны, и научные иследования, и даже возросший уровень толерантности. Так, в период Первой мировой войны, появилась новая волна интереса к образу вампира, который стал символом смерти и разрушения. Во время Второй мировой войны, образ вампиров часто использовали в пропагандистских целях, как символ нацистской угрозы. При этом внешне вампира описывали как обычного человека, делая акцент на его внутреннем уродстве.

В заключение хочется отметить, что образ вампира продолжает эволюционировать и изменяться в зависимости от контекста и задач, которые ставятся в литературе перед авторами. К примеру, одной из задач Брэма Стокера было показать, что вампир может быть не только ужасным монстром, но и более сложным персонажем с глубиной чувств. А задачей Стефани Майер было создать идеализированный образ вампира, который был бы привлекателен для подростков и молодых взрослых, а также показать, что любовь может преодолеть даже различия между разными видами.