Прошлая часть.
До самого вечера идём по пригородам Красноярска, мало чем отличающимся от Подмосковья: дачи вдоль берега не кончаются. После Енисейска теплоход не останавливается больше суток, и за весь день у нас единственное развлечение - дозаправка.
Расскажу про наш теплоход "Валерий Чкалов". Ради него это путешествие и задумывалось, а потом уже обросло Надымами и Уренгоями.
Сходить на легендарном енисейском "Чкалове" - крутое достижение для транспортных маньяков и любителей путешествий!
Если вы летом приедете на северный речной вокзал в Москве, увидите там вереницу из круизных теплоходов в два ряда, готовящихся в рейс. Некоторые из них сначала были просто общественным транспортом, некоторые сразу строились как круизные. Трёх, четырёх, пятипалубные белые гиганты, иные в полтора раза длиннее и в пять раз тяжелее "Чкалова", все они - его потомки.Чкалов" был первым.
1951 Год, война закончилась шесть лет назад. Страна медленно оправляется, позади несколько голодных лет. Для развития срочно нужны ресурсы, их уже разведано немало в Сибири, но как их доставлять, если в стране за пределом центра почти нет дорог? Самолётами возить дорого, да и самих их не так и много, и небольшие они по тем-то временам.
Тогда принимается решение сделать ставку на речной транспорт: реками Россия богата! Разрабатывается огромное количество проектов буксиров, танкеров, сухогрузов, и - как вишенка на торте - создаётся целый ряд проектов пассажирских теплоходов, куда больше, вместительнее, быстрее и красивее предыдущих.
Советские судостроительные заводы к тому времени уже все загружены заказами на грузовые суда, поэтому несколько серий пассажирских теплоходов Сталин решает заказать на верфях ГДР, Чехословакии и других стран СЭВ.
Первый проект теплоходов, 588, - самый большой из них, трёхпалубный. Головное судно сразу решают назвать в честь погибшего несколько лет назад лётчика-испытателя, героя миллионов и хорошего друга Сталина - Валерия Чкалова. В 1953 году судно спускают на воду, а после завершения приёмо-сдаточных испытаний, в 1954 году, перегоняют в Красноярск, где оно и возит пассажиров по сей день.
Уровень роскоши в каютах по тем временам поражал, теплоход буквально открыл новую страницу в истории судоходства на Енисее, принёс вот это бесценное после войны чувство "жизни налаживается, скоро всё будет хорошо, мы уже можем себе это позволить"! Совсем как санаторий в фильме-сказке про Хоттабыча.
Интеллигенция сразу же облюбовала "Чкалова": на теплоходе регулярно проводились собрания писателей, художников, врачей. Местный люкс принял немало ВИПов, включая даже лидера ГДР! А вестибюли увешаны благодарственными письмами от топов Норникеля, Сбербанка и прочих газпромов.
Красноярцы невероятно гордятся "Чкаловым". Это теплоход-символ, настоящий плавучий музей на ходу. Интерьер "Чкалова" стараются сохранить в первозданном виде - с расчётом превратить его в корабль-музей после списания. Впрочем, когда это пройзойдёт - трудно сказать, замены до сих пор нет, а новые теплоходы пока только в проектах. Три-четыре года у "Чкалова" ещё есть.
Да, положа руку на сердце, признаю, теплоход не дотягивает до уровня современных круизников. Ему много лет, это чувствуется. Но чувствуется и то, как любовно за ним следят, ухаживают, буквально пылинки сдувают.
Интерьеры из лакированного дерева, ручки на окнах, стулья на пружинах, изящные абажуры - стопроцентный, абсолютный винтаж, редкие ощущения.
Теплоход, конечно, регулярно обслуживают и ремонтируют, большой ремонт "Чкалов" прошёл пару лет назад. Хотя, учитывая ситуацию, наверное, правильнее будет сказать "реставрацию", ведь "Чкалову" уже 70 лет!
Я был на паре других теплоходов проекта 588, осовремененных, в пластике и типа с евроремонтом (588 - самый массовый трёхпалубник, недорогой и надёжный, их до сих пор много). Так вот, всё это не то, выглядит дёшево и скучно.Чкалов" же по-настоящему роскошен!
А ещё "Чкалов" - это плавающая парта. Несколько поколений ребят из местных посёлков поступает в речное училище, а в навигацию стажируется матросами на "Чкалове". Через два с половиной года они получают дипломы механиков-судоводителей - и устраиваются помощниками, а затем и капитанами по всему Енисею и Ангаре. Кстати, интересная и неплохо оплачиваемая работа.
В общем,Валерий Чкалов" - это не просто теплоход, это явление, настоящее культурное достояние Красноярского края!
Шесть дней на "Чкалове" показались настоящей сказкой, жаль, что она закончилась: (.
Кстати, все шесть дней мы шли по территории одного единственного Красноярского края. Это внутриобластной транспорт, как у нас электричка Москва-Серпухов. И за это время мы прошли всего половину Края в меридиональном направлении (север-юг) - 1600 км из 3300!
На мониторе в холле показывается текущее положение, скорость, температура и прочая путевая информация.
Огромный корабельный кот периодически гулял по коридорам на радость пассажирам. Потом шёл к своей двери, скребся, ему открывали.
Красноярск встречает слепым дождиком.
Пока,Чкалов", спасибо за путешествие!