Найти в Дзене
Кружаль

Вячеслав Тихонов. «Актер хорошего поведения»

Вячеслав Тихонов
Вячеслав Тихонов

Иногда рассказы всеми любимых артистов о сложностях поступления в профильный вуз производят впечатление придуманных. Вячеслав Васильевич Тихонов, обожаемый всеми Штирлиц, статный красавец, любимец женщин с магнетическим взглядом и завораживающим бархатным голосом в Институт кинематографии тоже прошел не сразу — «не фотогеничен» — решила приемная комиссия.

Кадр из х/ф "Дело было в Пенькове". Киностудия имени М. Горького. 1958
Кадр из х/ф "Дело было в Пенькове". Киностудия имени М. Горького. 1958

Борис Бибиков: «Я увидел на лесенке, в уголке, в пролете между маршами стоял спиной ко мне Слава Тихонов и мне в нем показалось что-то интересное, — он плакал не на показ, не старался, чтобы увидели. Казалось, он плачет от горя, от обиды. Я подошел к нему и спросил: «Ну что, молодой человек, очень вы расстроены? — Он закивал головой и еще сильнее зарыдал. — Знаете что, не плачьте! Давайте мы вас возьмем. Пойдем сейчас наверх и запишем вас на курс». И записали. Так, в 1945 году будущий народный артист СССР, будущий лауреат Государственной премии СССР (1970), Ленинской премии (1980), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976), премии Ленинского комсомола (1979), Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко (1980), будущий Герой Социалистического Труда (1982) и кавалер ордена Ленина (1982) попал на курс мастеров Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.

Профессиональная наблюдательность Бориса Владимировича не подвела. Еще не окончив институт, в 1948 году, молодой студент Слава Тихонов уже был приглашен на роль Володи Осьмухина в ставший потом легендарным фильм Сергея Герасимова «Молодая Гвардия». Вопреки ожиданиям, эта роль не сделала его таким знаменитым как сокурсников Инну Макарову, Сергея Гурзо, Нонну Мордюкову, Людмилу Шагалову...

Узнаваемость и всеобщая любовь пришли к нему только в 1958 году после выхода на экраны картины Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Сам Тихонов поначалу сомневался сможет ли он с его аристократической внешностью сыграть тракториста, даже советовался с мамой жены Нонны Мордюковой. Ирина Петровна, когда-то работавшая председателем колхоза в Краснодарском крае, убедила: «Ты что, не видел какие у нас трактористы красавцы? Подойди к трактору, понюхай, потрогай и ты сразу почувствуешь, что вы с ним единые!» На премьере фильма Вячеслав Тихонов сказал, что посвящает эту роль теще...

Кадр из х/ф "Дело было в Пенькове". Киностудия имени М. Горького. 1958
Кадр из х/ф "Дело было в Пенькове". Киностудия имени М. Горького. 1958

Сомневался похож ли он на тракториста не только сам актер, сомневался автор повести Сергей Антонов: «Одно из основополагающих понятий драматургии — есть понятие амплуа. Когда я посмотрел кинопробы, я увидел образ умного, доброго молодого человека. Но амплуа я не увидел. Есть такие актеры которые родились с внешним знаком амплуа — и они несчастны...» Сам Вячеслав Васильевич Тихонов не очень верил в это понятие, говорил, что оно только вносит путаницу. И усердно работал, пытался даже подражать Петру Алейникову, но когда понял, что это путь неправильный, стал искать в себе и хулиганистость, и крестьянское начало...

Кадр из х/ф "Дело было в Пенькове". Киностудия имени М. Горького. 1958
Кадр из х/ф "Дело было в Пенькове". Киностудия имени М. Горького. 1958

Но еще до этой звездной роли театральная Москва увидела Тихонова на сцене Театра киноактера, куда он поступил после института. Вячеслав Васильевич был первым исполнителем роли Медведя, в ставшей потом знаменитой благодаря художественному фильму Марка Захарова пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».

Режиссер постановки Эраст Гарин вспоминал: «Вячеслав Тихонов изумил меня своей нежной лиричностью, и в то же время необычайным волевым напором. Я подумал, что с этим артистом дело может сладиться. Он очень изыскано сыграл эту роль, он был наделен глубокими человеческими и философскими чертами. Вспоминая о работе с Тихоновым на сцене, я всегда думаю о том, как приятно и интересно работать с актерами, наделенными внутренним чувством...»

… Откуда у паренька из подмосковного Павловского Посада была такая тяга к кино? Сам он рассказывал, что мальчишкой бегал в ближайший от дома кинотеатр «Вулкан» и глаз не мог оторвать от народных героев Василия Чапаева, Петра Первого, Александра Невского в исполнении Бориса Бабочкина, Николая Симонова и Николая Черкасова. Его вдохновляли фильмы «Член правительства» с Верой Марецкой и «Юность Максима» с Борисом Чирковым в главной роли. Но Славе мало было смотреть НА экран, хотелось узнать что творится ЗА ним. И заглянул — в прямом и переносном смысле...

Мама с отцом ворчали, наблюдая за непреходящим желанием сына попробовать себя в актерской профессии. Валентина Вячеславовна видела его агрономом, — она была уверена, что только так он сможет выжить в непростое послевоенное время. А отец Василий Романович, работавший на местной ткацкой фабрике механиком, хотел, чтобы сын стал инженером — эта профессия считалась престижной и высокооплачиваемой. Переубедила родителей бабушка, мамина мама: «Вы сейчас запретите, а он вовеки не простит». Пришлось уступить. Она всегда говорила, что актерская профессия — замечательная — она приносит радость людям. Да к тому же, Слава не единственный творческий человек в семье. Его дядя Володя, брат мамы, принимал активное участие в культурной жизни в местном клубе при фабрике — и ставил спектакли, и играл в них. Неудивительно, что Слава тянулся к нему и очень его уважал. Сына своего тоже назвал Володей...

Дядя Володя, мамин брат
Дядя Володя, мамин брат

В институте Тихонов встретил свою первую жену Нону Мордюкову. За многие годы об этой противоречивой паре много сказано и с экрана телевизора, и со страниц газет и журналов, — уже не разобраться где правда, где ложь, да посторонним и не нужно влезать в эту историю двоих. Зачем-то они встретились, зачем-то расстались — у судьбы свои алгоритмы.

А у этих блистательных актеров была другая сверхзадача в земной жизни — оставить после себя десятки ролей, которые будут радовать и вдохновлять не одно поколение зрителей и учить молодых актеров как работать в кадре... да и за ним, — благо, есть документальные фильмы с их участием, с их рассказами о творческом процессе, многочисленные свидетельства очевидцев...

Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова
Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова

Как раз в одном из таких фильмов «Профессия — киноактер», снятым другом, режиссером Станиславом Ростоцким и полностью посвященном Вячеславу Васильевичу, его кумиры детства, ставшие коллегами и друзьями, характеризовали Тихонова как «ясного, точного молодого человека, доброго, внимательного к старшим», — это слова актера Бориса Андреева. Николай Крючков, сыгравший с Тихоновым и Андреевым в фильме «Максимка» (1953) вспоминал о «внутренней большой дисциплине» и «любви к людям»: «Слава — собранный молодой человек, трепетный, с каким-то внутренним хорошим волнением... и я стал внимательнее к нему относиться. Показалось, что выйдет из него дело — оно так и случилось».

Кадр из Х/ф "Максимка". Борис Андреев и Вячеслав Тихонов. Киевская киностудия. 1952
Кадр из Х/ф "Максимка". Борис Андреев и Вячеслав Тихонов. Киевская киностудия. 1952

Документальный фильм вышел в 1979 году — сразу после 50-летнего юбилея Вячеслава Васильевича. В более чем полуторачасовую продолжительность авторам с трудом удалось уместить знаковые роли артиста: и Володю Осьмухина из «Молодой гвардии», и Матвея Морозова из картины «Дело было в Пенькове», и Василия Панина из «Мичмана Панина», матроса-анархиста Алексея из «Оптимистической трагедии», Андрея Болконского из «Войны и мира», учителя истории Мельникова из культового фильма Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», солдата Николая Стрельцова в экранизации повести Михаила Шолохова «Они сражались за Родину», Ивана Ивановича из душераздирающего и даже страшного фильма «Белый Бим Черное ухо», а еще, безусловно, штандартенфюрера СС Макса Отто фон Штирлица — полковника Максима Максимовича Исаева, ставшего поистине народным героем. Можно было точно сказать, что Вячеслав Тихонов стал легендарным, как и его кумиры детства. Нет ли большего признания, когда герои уходят в народ в виде анекдотов, кроссвордов и даже... тестов!

...Когда-то давно родители подарили мне на Новый год книжку Галины Разумихиной под напутствующим названием «Будь, пожалуйста, счастлив!». Книга предназначалась для пятнадцатилетних. Даже в предисловии так было написано. По сути, это был сборник статей психологов, медиков, философов, социологов, писателей с советами о психологии общения в семье, о том как вести себя со сверстниками в разных ситуациях, как заботиться о своем внешнем виде и... о выборе спутника жизни. В одной из рубрик под названием «И в шутку, и всерьез» был опубликован полушуточный тест «Очки для ЗАГСа». Всего три вопроса под общим названием «Какие мужчины тебе нравятся?»: 1. По внешности? 2. По уму? 3. По возрасту? И в каждом вопросе варианты ответов. Среди них: как Тихонов в роли Штирлица. Еще уточнялось, что «очень умный» и «свыше 40 лет». Результат считался по очкам. Самое большое количество, естественно, у «штандартенфюрера». Для тех, кто набирал свыше 50 ответ: «тебе срочно надо замуж».

Кадр из х/ф "Семнадцать мгновений весны". Киностудия имени М. Горького. 1973
Кадр из х/ф "Семнадцать мгновений весны". Киностудия имени М. Горького. 1973

Я уже не помню своего результата, но почему-то несколько десятилетий вспоминаю этот тест — не в шутку — всерьез. Вероятно, с каждым годом понимая всю ценность таких мужчин рядом. И пусть Вячеслав Васильевич на экране блистательно передал образ русского разведчика, уверена, играл он не на сопротивление. В актерской профессии этим выражением обозначают несовпадение характера актера с характером героя. Тихонов и в жизни был немногословен, сдержан, замкнут. Никогда ничего не рассказывал о своей личной жизни. Режиссер Сергей Урсуляк вспоминал в одном из интервью, что на съемках фильма «Сочинение ко дню Победы» Вячеслав Васильевич всегда держался в стороне от своих коллег — Михаила Ульянова и Олега Ефремова. Все трое — глыбы советского кинематографа. Невозможно определить кто из них весомее и значительнее.

Кадр из х/ф "Сочинение ко Дню Победы". Киностудия имени М. Горького. 1998
Кадр из х/ф "Сочинение ко Дню Победы". Киностудия имени М. Горького. 1998

Возвращаясь к ролям Тихонова на момент 1979 года, нельзя не признать, что уже тогда его актерская жизнь состоялась. В последующие десятилетия артисту удалось добавить в свой послужной список немало интересных и значимых ролей. В том числе и отрицательных, разрушающих его амплуа героя. Нельзя не вспомнить тяжелый фильм непростых времен Перестройки «Любовь с привилегиями»(1989) режиссера Владимира Кучинского. Герой Тихонова — бывший первый заместитель Председателя Совета министров СССР Константин Гаврилович Кожемякин, представитель партийной верхушки СССР — знакомится на лечении в закрытом санатории с простой женщиной Ириной в исполнении Любови Полищук. Возникает роман, далее женитьба, посвящение Ирины во все тонкости и привилегии богатой жизни и... доступ к закрытым архивам, — когда-то у нее репрессировали и впоследствии расстреляли отца... Ирина выясняет, что одна из подписей под расстрельной бумагой была сделана ее мужем. Этот фильм невозможно смотреть со спокойным сердцем и на долгие годы в памяти жесткий взгляд Кожемякина–Тихонова и страшные слова: «Вы все и всегда будете зависеть от нас».

Кадр из х/ф "Любовь с привилегиями". Киностудии "Мосфильм", "Слово". ТО "Экран", ТПО  "Союзтелефильм", СП "Синебридж". 1989
Кадр из х/ф "Любовь с привилегиями". Киностудии "Мосфильм", "Слово". ТО "Экран", ТПО "Союзтелефильм", СП "Синебридж". 1989

...Уже более десяти лет прошло после ухода из жизни Вячеслава Васильевича Тихонова. Он продолжал сниматься почти до конца жизни. И никак нельзя было сказать, что в его актерском аплуа была только одна роль. Он был убедителен и в роли генерала КГБ Константинова из советского детектива «ТАСС уполномочен заявить», и архивариуса Шарлеманя из фильма Марка Захарова «Убить дракона», и интеллигента Всеволода Константиновича из оскароносных «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова...

Кадр из т/с "ТАСС уполномочен заявить". Киностудия им.М.Горького. 1984
Кадр из т/с "ТАСС уполномочен заявить". Киностудия им.М.Горького. 1984

Последним его фильмом стал «Андерсен. Жизнь без любви» (2006). Там его роль называется «человек с нимбом». Вячеславу Васильевичу Тихонову советские, а потом и российские зрители разных поколений уже при жизни одели воображаемый нимб. В уже цитированном ранее фильме «Профессия — киноактер» журналисты спрашивали людей на улице про актера Вячеслава Тихонова. Среди перечислений его таланта, заслуг, среди многочисленных признаний в любви была забавная характеристика, что это «актер хорошего поведения»... И, действительно, Вячеслав Васильевич был и актер, и человек настолько уникального поведения, что мало верится в то, чтобы это было правдой. Но тем не менее...

Кадр из х/ф "Андерсен. Жизнь без любви". Кинокомпания "Гулливер" при участии "Мосфильма". 2006
Кадр из х/ф "Андерсен. Жизнь без любви". Кинокомпания "Гулливер" при участии "Мосфильма". 2006

«Чему бы я посоветовал учиться у Славы молодым артистам, размышлял его Мастер Борис Бибиков. — Во-первых, трудолюбию. Он очень много настойчиво и упорно работал. ...Очень часто приходят люди в театр, кино, на экзамены, в ГИТИС, во ВГИК и говорят: «Я иду в театр, потому что я люблю искусство». Но одно дело любить искусство, когда вы на него смотрите, а другое дело в искусстве работать. Работать в искусстве — это очень трудно. ...Очень трудно, потому что это работа одинокая. Вы работаете дома, у вас нет ни одной секунды отдыха от этой работы... Я думаю, что не я, конечно, решил его судьбу. Я очень благодарен ему, что мы с ним вместе смогли работать. Дружно работать, и что он разделил наши с Ольгой Ивановной Пыжовой идеи.

Это большое счастье быть педагогом! И большое счастье, когда ваши ученики вас радуют — мы к ученикам относимся более сурово, чем к менее знакомым нам актерам. Когда мы видим, что они делают больше, чем мы думали — это и есть творчество. Тогда у нас возникает огромная благодарность к ним и огромное счастье, что мы с ним прожили несколько лет».

Вячеслав Тихонов
Вячеслав Тихонов

Фото из открытых источников в Интернете

Если вам понравилась статья — ставьте лайк и подписывайтесь на мою страницу.

Будет много интересного!

Спасибо!