Найти тему

АЛЬБОМ МАРИИ МИХАЙЛОВНЫ ЛЕВИС

Так же, как и нынешний, 1998 год был юбилейным, музей отмечал свое 115-летие. Среди подарков, сделанных музею в тот год, был альбом с фотографиями Марии Михайловны Левис, отбывавшей ссылку в Енисейске и работавшей научным сотрудником в нашем музее в 1931–1933 гг. Альбом был привезен из Франции ее племянницей Дареджан.

Мария Михайловна прожила очень долгую, насыщенную событиями жизнь. Она родилась в 1890 году в Санкт-Петербурге в еврейской семье. Ее отец – Левис Михаил Яковлевич, был часовых дел мастер. Семья была вполне состоятельна. Часовщики как ремесленники были приравнены к купеческому сословию. Михаил Яковлевич и его жена Елизавета Борисовна имели троих детей: Фанни, Раису и Марию. Фанни была много старше, а Раиса и Мария были близки по возрасту.

-2

Мария Михайловна окончила гимназию в 1908 году. А в 1913 – историко-филологический факультет Бестужевских курсов. Была членом эрмитажного кружка. Работала преподавателем истории, библиотекарем. С 1920 года она научный сотрудник музея Революции в Петрограде (Фото 3, левый разворот). Раиса Михайловна окончила медицинский институт уже после революции и всю жизнь посвятила медицине.

По воспоминаниям Марии Михайловны издана книга «Мы жили в эпоху необычайную…». Там события целой эпохи показаны глазами очевидца. Очевидца умного, тонкого, где-то немного ироничного, но в целом беспристрастного. Даже после описания ареста, тюремного заключения только несколько фраз: «За что изломана моя жизнь и жизнь близких мне людей? Кому это надо? Очевидно, кому-то надо было. Но для какой цели?».

Арестовали Марию Михайловну и Раису Михайловну по надуманному обвинению 6 сентября 1930 года. К этому времени они жили в Ленинграде на Василевском Острове вместе с родителями и сестрой отца Феодосией Давыдовной (Фото 2, правый разворот).

-3

После шести месяцев предварительного заключения их приговорили к трем годам ссылки в Восточную Сибирь и этапом отправили в Енисейск.

В наш город они прибыли в начале навигации 1931 года первым пароходом. После великолепного Ленинграда Енисейск показался им серым и унылым. Поскольку они не принадлежали ни к какой партии, их никто не встречал, и некому было помочь с поиском квартиры. А найти квартиру оказалось делом практически невыполнимым, сдавать никто не хотел. К счастью, они случайно встретили на улице Бориса Михайловича Кедрина – тоже Ленинградца и тоже ссыльного. Он принял в них участие и уступил им свою комнату в первый день их пребывания, а затем нашел им квартиру.

Летом, несмотря на все трудности, сестер навестила их тетя Феодосия Давыдовна. (Фото 3, правый разворот)

Прежде чем окончательно устроиться и найти «спокойную обитель», пришлось сменить три квартиры. В конце концов была найдена комната по ул. Рабоче-Крестьянской в крепком бревенчатом доме недалеко от реки. Хозяева сдавали половину дома двум старушкам, которые, в свою очередь, сдали комнату сестрам. Старушкам было по 65 лет. Одна – Заболоцкая Александра Эразмовна – потомок ссыльных поляков, имела гимназическое образование, вторая – Востротина Мария Владимировна – неграмотная, но удивительно добрая женщина. Старушки вели хозяйство, а сестры отдавали им свои продуктовые карточки.

Чтобы иметь эти карточки, необходимо было найти работу. Раиса Михайловна устроилась врачом в амбулаторию при каком-то заводе, а Мария Михайловна стала научным сотрудником Енисейского краеведческого музея.

-4

Директором к этому времени был назначен Федор Степанович Бархатов (фото 4, правый разворот, внизу). Он окончил четыре класса городского училища и, по словам Марии Михайловны, «был безукоризненно грамотен», но «мало что понимавший в музейном деле». В то время в штате музея числилось всего три человека: директор, научный сотрудник и уборщица. Был также добровольный помощник Владимир Вячеславович Каневский — молодой человек, из ссыльных, студент Московского географического института. 

Как могли, пытались систематизировать экспонаты музея. Мария Михайловна со своим добровольным помощником занимались экспонатами, перестройкой экспозиции, а Федор Степанович делал витрины, вбивал гвозди, занимался столярными работами. Поскольку в музее оказалось много предметов коренных народов Севера, решили открыть этнографический раздел (фото 4, левый разворот). Для экспонирования костюмов в Ленинграде были заказаны манекены. Когда новая экспозиция была открыта, Мария Михайловна организовала экскурсии для школьников. Но больший интерес у нее вызывало изучение темы открытия Северного морского пути. В процессе изучения этой темы Мария Михайловна познакомилась с Михаилом Прокопьевичем Миндаровским.

Когда осенью 1933 года Мария Михайловна уезжала из ссылки, она предложила свое место в музее ссыльному ленинградскому профессору-археологу Александру Игнатьевичу Андрееву (фото 4, правый разворот, вверху, первый слева направо) и сумела убедить руководство взять его на работу. Из воспоминаний М.М. Левис: «Позже, когда я вернулась в Ленинград, он писал мне иронически: «Продолжаю Ваши научные труды, Мария Михайловна». Я не обиделась. Научный или ненаучный, но труд мой был вложен в работу музея».

В следующую навигацию в Енисейск привезли группу ссыльных грузин. Среди них был врач Диомид Лукич Мурванидзе (фото 5, правый разворот, внизу).

-5

В октябре 1933 года у Раисы Михайловны и Диомида Лукича родилась дочь Дареджан (фото 6, левый разворот).

-6

К этому времени срок ссылки подошел к концу. Мария Михайловна уехала из Енисейска в конце октября 1933 года. А Раиса Михайловна с младенцем была вынуждена еще остаться на попечении старушек, с которыми за время ссылки они подружились и сроднились. Вот такое трогательное письмо написала в это время в Ленинград Александра Эразмовна (фото 7, 8)

-7

-8

Свои воспоминания Мария Михайловна писала на протяжении многих лет с большими перерывами. В основном это были 70-е и 80-е годы. Ее фотографии этих лет (фото 6, правый разворот). Прожила она без малого 101 год и умерла во Франции в 1991 году.

Так удивительным, непредсказуемым образом – с передачей нашему музею фото альбома гражданкой Франции, родившейся в Енисейске, замкнулся исторический круг. Многие фотографии из нашего города вернулись на родину, и мы смогли узнать эту необычную историю.