Каждый автолюбитель хочет, чтобы новые шины прослужили как минимум пару-тройку сезонов — это и удобно, и выгодно. Но одного желания мало. Например, повышенные нагрузки на шину оказывают непосредственное влияние на ходимость и выносливость колёс. Так что выбирая новые шины, обращайте внимание на индекс нагрузки и учитывайте свои темпы эксплуатации.
Что такое индекс нагрузки и зачем он нужен
Индекс нагрузки можно условно назвать коэффициентом грузоподъемности шины — другими словами, это предел загруженности автомобиля, укомплектованного конкретными шинами, на максимально предусмотренной скорости. Индексы нагрузок шин легковых автомобилей находятся в пределах от 60 до 125 единиц (или от 250 до 1650 кг). На покрышке он нанесен рядом с индексом скорости и обозначается цифрами – например, 98Т (где 98 — индекс нагрузки, Т — индекс скорости).
Стоит отметить, что на этот параметр оказывают влияние самые разные показатели: и степень износа протектора, и температура шины, и многое другое. Чтобы немного сгладить влияние этих факторов, производитель всегда оставляет запас прочности не менее 20%. Особенно важно учитывать индекс нагрузки, передвигаясь по отечественным дорогам: ведь ухабов, ям и прочих неровностей на дороге у нас максимальное количество.
Конечно, подобные коэффициенты всегда рассчитывают с запасом, однако лучше сохранить ресурсы шины для какого-нибудь непредвиденного случая, а при обычном режиме эксплуатации резину лучше поберечь. Ведь шины, индекс нагрузки которых находится в рамках допустимого уровня, служат дольше.
Как высчитать максимальную грузоподъемность автомобиля?
Рассмотрим конкретный пример — на вашей покрышке стоит маркировка 98 Т: коэффициент 98 показывает, что нагрузка на одну шину в данном случае не должна превышать 750 кг. Соответственно, нагрузка на все четыре колеса достигает 3000 кг — это общая грузоподъемность шин. Вычтите из этого числа вес самого авто (например, 1600 кг), водителя (90 кг) и пассажиров (85 + 75 кг) и получите потенциальный вес груза, который вы можете загрузить в свое авто — в данном случае, 1150 кг. Это та нагрузка, которую выдержит ваша машина на скорости 190 км/ч.
Однако индекс нагрузки — это максимально допустимое значение, вершина, на которую не стоит взбираться. Вес машины и груза далеко не всегда распределен равномерно между передней и задней осями, да и пассажиры зачастую сидят не там, где нужно для баланса, и поэтому всегда должен быть небольшой запас. Наиболее оптимальной и безопасной считается нагрузка в размере не более 35% полной массы авто. В конце концов, для перевозки особо тяжелых грузов всегда можно купить шины, у которых индекс нагрузки шины будет выше. Но учтите, что в этом случае увеличится нагрузка и на подвеску, а это может привести к ее преждевременному изнашиванию.
Полная таблица индексов (коэффициентов) грузоподъемности
В заключение отметим и еще один важный нюанс — индекс нагрузки шин не должен быть меньше, чем указанный на шинах в базовой комплектации автомобиля. Несоблюдение этого правила может привести к аварии. Лучшее решение для расчета индекса нагрузки — это рекомендации производителя автомобиля из технической документации.